Бесконтактное дтп судебная практика 2021 год

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ Логос»
  • Бесконтактное ДТП. Судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель «Волги» выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль «Лада». Водитель «Лады», не может применить маневр «торможение», поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения. Водитель «Лады» с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель «Волги», поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя «Волги», выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Содержание

Другие примеры бесконтактных ДТП

Бесконтактное ДТП при падении груза с движущегося автомобиля

Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.

Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

«Зацепил ветку, которая упала на другой автомобиль» — бесконтактное ДТП

Например, судом установлено, что водитель автомобиля «Ман» будкой зацепил низковисящую ветку, в результате чего ветка упала, повредив автомобиль «Опель».

Суды отвергли доводы об отсутствии страхового случая, несмотря на тот факт, что повреждения были причинены без физического контакта между транспортными средствами (бесконтактное ДТП).

См. также: Письменные доводы в суд по делу о бесконтакном ДТП (привлекается к административной ответственности водитель транспортного средства, по вине которого был причинен вред без физического контакта с его транспортным средством)

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 15.04.2015г.

Сложный случай — бесконтактное ДТП: можно ли добиться справедливости?

Авария на дороге сама по себе является проблемой, требует устранения последствий в виде побитого автомобиля, погашения иного ущерба, решения всех вопросов с ГИБДД. Еще более сложный случай – бесконтактное ДТП. Но и после него можно добиться справедливости, если с самого начала верно себя вести.

Читайте в этой статье

Что означает бесконтактное ДТП

Термин используют, когда авария спровоцирована одним из участников, но его автомобиль и он сам при этом не пострадали. Ведь ТС того, кто создал условия для ее совершения, не контактировало с другими машинами или препятствиями. Зато может пострадать третье лицо, когда второй участник врезается в него. Ведь он стремится избежать столкновения с создавшим опасную ситуацию автомобилем. И резко сворачивает в сторону либо вылетает на встречную полосу.

Вместо третьего автомобиля второй может врезаться также в дерево, забор, дом, бордюр и т.д. и оказаться разбитым.

Кто виноват в сложившейся ситуации

Бесконтактное ДТП возникает в результате нарушения правил одним из водителей. Если он совершает внезапный маневр, не уступает дорогу, иным способом создает препятствие движению, другой автомобилист вынужден реагировать мгновенно. Не всегда у него есть время рассчитать действия так, чтобы не страдала третья сторона и осталась целой собственная машина.

А спровоцировавший ДТП очень часто имеет возможность уехать с места происшествия, остаться безнаказанным. И поскольку его машина невредима, для доказательства вины нужно приложить немало усилий. Исход подобных дел в большинстве случаев решается судом, иногда не одним.

Проблема еще и в том, что виновником могут назвать второго водителя, пытавшегося избежать аварии. По закону он должен поступить в соответствии с пунктом 10.1 ПДД:

И часто никого не волнует, что если бы он так и сделал, последствия ДТП могли быть гораздо страшнее.

Куда обращаться в случае аварии

Даже если последствия не так уже непоправимы, второму автомобилисту следует:

  • сразу же позвонить в ГИБДД;
  • самому сфотографировать место происшествия, включая собственную машину и ТС виновника (если он не успел сбежать), окружающую обстановку;
  • найти и записать контакты свидетелей;
  • обратиться в страховую компанию;
  • в случае неудовлетворяющего автомобилиста исхода дела подавать в суд, вплоть до Верховного.

Обращение в ГИБДД обязательно даже при минимальных повреждениях. Ведь иначе водителю придется самому восстанавливать личный автомобиль и выплачивать ущерб третьему участнику либо владельцам поврежденной собственности, в которую он врезался.

Правила оформления, в том числе по европротоколу

Дело о бесконтактном ДТП должно быть грамотно оформлено документально. Только в этом случае есть шанс добиться верного решения в определении виновника и возмещении ущерба. Как все должно быть выполнено:

  • Сотрудник ГИБДД осматривает место ДТП, где ничего не должно быть изменено. То есть машины остаются в том же положении, как в момент аварии. Только водители должны включить соответствующий сигнал и выставить знак.
  • Инспектор обязательно составляет подробную схему ДТП. В этом может принять участие и получивший ущерб автомобилист. Он также имеет право составить свою схему, если считает предложенную сотрудником службы неверной. А его документ может не подписывать.
  • Инспектор оформляет протокол осмотра места ДТП, внося туда сведения об участниках и свидетелях, подробности обстановки (знаки, разметку, тип дороги, повреждения авто и т.д.). Документ дополняют объяснениями участников. Если они согласны с его окончательной версией, ставят свои подписи. Процедура проходит с понятыми. В приложении к протоколу указывают имеющиеся фото и видео происшествия. Копии документа получают все участники.
  • Сотрудник ГИБДД пишет справку о ДТП. Она заполняется на бланке, содержит информацию о водителях, ТС и их повреждениях.
  • Составляется протокол осмотра автомобилей. В ходе оформления проверяется их техническое состояние.
  • Заполняется протокол контроля трезвости водителей. Там указывают внешние признаки опьянения или их отсутствие, а также данные алкотестера и экспресс-анализов.

Учитывая порядок оформления бесконтактного ДТП, европротокол здесь применен быть не может. Ведь в данном случае нарушены условия его составления:

  • в аварии могло участвовать больше двух ТС;
  • виновник пока не установлен;
  • между участниками есть разногласия.

О том, что такое бесконтактное ДТП, как себя вести в случае аварии, смотрите в этом видео:

Выплаты по ОСАГО и обращение в страховую компанию

Со справкой о ДТП водители обычно отправляются в страховую компанию. Но в таких случаях не удается получить возмещение, потому что прямая выплата не полагается. Ведь столкновения машин главных участников не было. А наличие механического контакта – обязательное условие для осуществления прямой выплаты по статье 14.1 Закона об ОСАГО №40 от 25.04.2002 г.

Это интересно:  В какое гаи ехать после дтп 2021 год

Страховщики требуют доказательств того, что водитель не мог избежать аварии, а также установления имени виновника, признания второго и третьего водителей пострадавшими. Все это может быть определено только судом и то по результатам технической экспертизы. То есть добровольно страховку по таким ДТП практически никогда не выплачивают.

Экспертиза ДТП

Стоит обратиться в компанию, чей полис имеется у виновника аварии. Эта процедура еще более долгая, чем требование выплаты у своего страховщика. И проводится тоже только через суд, сами фирмы всячески увиливают от погашения ущерба. Но подобные дела при наличии четких показаний свидетелей, фото и видеоматериалов завершаются в пользу потерпевшего водителя.

Как взыскать через Верховный Суд

Обращение в высшую инстанцию необходимо, когда все предыдущие рассматривали дело и не приняли удовлетворяющего пострадавшего автомобилиста решения. Его обеспечит Верховный суд, в который пишется заявление и отправляются все документы по ДТП. Такая практика уже есть.

Верховный суд в случаях бесконтактных аварий определяет, что выплачивать ущерб за поврежденный автомобиль должен виновник (если ТС не застраховано) либо его страховая компания. Решение основывается на статье №1079 Гражданского Кодекса РФ, которая гласит:

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.»

На том же настаивает и Закон об ОСАГО. В статье 12 сказано, что:

Компенсировать материальные потери, понесенные из-за бесконтактного ДТП, можно. Но для этого очень важно контролировать оформление происшествия, четко определить виновника. Не менее значимым является доказательство того, что ответственность не должна частично перекладываться на второго, пытавшегося предотвратить аварию участника.

Полезное видео

О том, как на самом деле проходит решение по вопросам бесконтактного ДТП, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:

Это быстро и бесплатно !

В 2017 году выкрутиться и обойтись без штрафа за езду задним ходом можно, но только в определенных ситуациях. В остальных инспектор выпишет квитанцию. Например, за езду задним ходом по одностороннему движению, на перекрестке, по обочине и автомагистрали.

В 2017 году предусмотрен довольно существенный штраф за езду в нетрезвом виде. И если первый раз попался, но продолжил нарушать, повторно придется заплатить в разы больше. Оплата проводится в ГИБДД в установленные сроки. В случае неуплаты может быть конфисковано имущество.

Выписать штраф за спецсигналы инспектор ГИБДД обязан. И при этом неважно, была ли установка, использование на автомобиле, или же водитель не пропустил машину со спецсигналами. Что означает красный, синий, бело-лунный, без звука проблесковый маячок? Какой штраф предусмотрен за стробоскопы, желтую мигалку, крякалку, проблесковый маячок, звуковой сигнал в городе? Порядок применения сигналов.

Проводить досмотр, личный досмотр, осмотр и досмотри днища, багажника можно разными способами. В части из них обязательно нужны свидетели, в крайних случаях можно без них. Также используют зеркало. В чем разница в процедурах, которые проводит сотрудник ДПС?

Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Среди множества аварий, ежедневно случающихся на дорогах, есть так называемые бесконтактные. Практически любое бесконтактное ДТП является сложным случаем, при котором, как правило, определить виновника, и, соответственно получить потерпевшему возмещение очень трудно. При этом виновнику может грозить лишение прав даже за незначительную аварию!

С вами Кулик Илья и сейчас я расскажу, опираясь в том числе на судебную практику, об особенностях бесконтактных аварий и как надо поступать, чтобы свести к минимуму возможные неприятные последствия. Поехали!

Бесконтактное ДТП: что это

Бесконтактная авария отличается от обычной тем, что не происходит непосредственное взаимодействие между автомобилями участников, но из-за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго получает повреждения, наносит ущерб третьим лицам.

Самый распространённый вариант – когда подрезают, резко поворачивают, внезапно выезжают на главную дорогу, из-за чего водитель, пытаясь уйти от столкновения, совершает манёвр и врезается в ограждение, дерево, другие автомашины и т. д. К бесконтактному ДТП относят падение груза. Виновником бесконтактного ДТП может стать и пешеход, внезапно выбежавший на дорогу. Сложность этого вида аварии заключается в том, что:

  1. обычно уезжает с места аварии создавший помеху, то есть являющийся виновником;
  2. зачастую лица, проводящие разбор аварии, неправильно трактуют п. 10.1 ПДД, указывая, что в случае опасности нужно тормозить до остановки, а не объезжать препятствие. И таким образом, в бесконтактном ДТП появляется вина и пытавшегося избежать происшествия;
  3. можно переложить часть вины на потерпевшего, ведь правила предписывают двигаться со скоростью, позволяющей постоянно контролировать автомобиль. А также можно вспомнить и про дистанцию.

Что не является ДТП

Стоит отметить, что если в результате аварийной ситуации не был причинён вред людям или имуществу, то это не считается дорожно-транспортным происшествием, даже если водителю для избежания столкновения пришлось принимать экстренные меры, приведшие, скажем, к выезду с дороги.

Коварный пункт 10.1 и другие

Думаю, всем известен п. 10.1 ПДД, предписывающий при возникновении опасности для движения замедлиться вплоть до остановки, по которому большинство автоинспекторов устанавливает вину водителя, пытавшегося манёвром избежать столкновения.

Известный автоюрист Юрий Панченко выделяет:

  • опасную ситуацию, при которой можно безопасно избежать аварии как торможением, так и маневрированием, о чём прямо сказано в абзаце 24 пункта 1.2 ПДД;
  • возникновение опасности – когда избежать аварии возможно только при снижении скорости, чего и требует п. 10.1 ПДД;
  • аварийную ситуацию, когда торможение не может гарантировать избежания ДТП. И в такой ситуации именно манёвр поможет смягчить последствия или даже избежать столкновения.

Более того, п. 1.5 ПДД требует поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда. То есть если при использовании торможения будет нанесён вред, а при манёвре нет, согласно этому пункту надо маневрировать.

Тормозить или маневрировать?

Однозначного ответа, что делать в аварийной ситуации нет. Да и невозможно заранее рассчитать, при каком именно сценарии ущерб окажется наименьшим. Поэтому действуйте по ситуации. Просто имейте в виду, что при торможении в своей полосе, приведшем к столкновению с создавшем помеху установить его виновность проще.

При бесконтактном ДТП сделать это сложнее, но при юридически правильном подходе возможно. В первую очередь надо помнить, что не всякое нарушение правил есть причина аварии. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела N 16-КГ13-26 не усмотрел в нарушении потерпевшей ч. 2 п. 10.1 ПДД причины аварии, определив, что ответственность должен нести создавший помеху.

Как оформить

По официальному оформлению бесконтактные происшествия не отличаются от обычных. Поэтому вам необходимо выполнить все те же действия, что и в стандартной ситуации, то есть вызвать ГИБДД. Оформление Европротокола не положено – одним из условий для упрощённого оформления является непосредственное взаимодействие ТС.

На что обратить внимание

В происшествиях, когда не было столкновения, как и во всех остальных неоднозначных авариях, хорошую службу окажут видеозаписи (в первую очередь регистраторов) и свидетельские показания. Поэтому уделите особое внимание поиску очевидцев, позаботьтесь, чтобы у вас было видео, зафиксировавших происшествие, особенно если виновник уехал.

Очень важно зафиксировать в документах настоящую причину ДТП, то есть манёвр или иное действие, совершённое в нарушение ПДД, автомобиля, который не пострадал, но вызвал аварию, и, соответственно, сам автомобиль нарушителя, а также на дорожные условия. Потому что очень часто по разным причинам оформляется будто бы водитель-потерпевший сам не справился с управлением, а спровоцировавший остаётся ни при чём.

Так что к заполнению документов сотрудниками аварии надо отнестись очень внимательно и не бояться высказать своё несогласие с описанием ими происшествия, так как иначе возместить за счёт виновника (его страховой компании) ущерб будет очень сложно.

Это интересно:  Моральный ущерб при дтп без вреда здоровью 2021 год

Экспертиза

Неясность обстоятельств происшествия зачастую требует проведения автотехнической экспертизы, которая помогает выяснить, правильны ли были действия водителей, и что именно стало причиной происшествия.

Куда обращаться за страховым возмещением

Бесконтактные аварии являются случаем, покрываемым по ОСАГО. Поэтому получить возмещение по страховке вполне реально, если установлен виновник.

Но одно из требований для возможности прямого урегулирования убытков, то есть получения возмещения в своей страховой, является столкновение двух автомобилей, то есть контакт между ними.

Поэтому при бесконтактных авариях получить возмещение можно только у страховщика виновника, в свою страховую обращаться не положено. Это официальное мнение РСА, и оно закреплено в судебной практике Верховным Судом. Об этом позже.

Лишают ли за это прав

Во-первых, водительских прав могут лишить в качестве наказания за совершение аварии, в которой пострадали люди. Лицо, по вине которого нанесён вред, понесёт ответственность независимо от того, участвовало оно непосредственно в столкновении или нет.

Во-вторых, создавшим бесконтактное ДТП грозит лишение прав за покидание места происшествия, если они уедут. Если действия лица приводят к дорожному происшествию, он сразу становится его участником, даже если его имущество не повреждено, а значит он обязан выполнить все обязанности при ДТП, установленные Правилами. И должен понести наказания в случае их несоблюдения.

Всё это подтвердил Верховный Суд в своём постановлении по делу №78-АД15-4. Поэтому будьте внимательнее на дороге, и если получилось так, что из-за ваших действий возникла аварийная ситуация, убедитесь, что не произошло ДТП, иначе даже из-за незначительного ущерба можно лишиться прав.

Можно ли избежать наказания за покидание места аварии?

Пожалуй, единственный способ остаться с правами в такой ситуации – убедить судью, что вы действовали неумышленно, так как не знали, что произошло ДТП. Но сделать это достаточно трудно, и, пожалуй, без опытного адвоката не обойтись.

К слову, в упомянутом деле водитель не пытался сослаться на неумышленность деяния. Он лишь приводил аргументы о своей непричастности к аварии, пытаясь доказать, что раз его автомобиль не получил повреждения, то и участником аварии он не является, которые, конечно, были отвергнуты судом, так как противоречили показаниям свидетелей и второго участника происшествия.

Судебная практика

Так как по бесконтактным ДТП не раз были судебные разбирательства, сформировалось утверждённые судами условия, при которых человека, из-за которого возник ущерб, можно было признать виновным. Для возникновения ответственности за причинение вреда достаточно:

  • возникновение вреда;
  • противоправное действие причинителя вреда;
  • взаимосвязь между двумя предыдущими пунктами
  • вина причинившего вред (не требуется при причинении водителем вреда пешеходу, пассажиру и т. п.).

При соблюдении этих условий наступает обязанность возместить вред. Как вы можете заметить, ничего не сказано о способе взаимодействия причинителя вреда и потерпевшего (их имущества). Поэтому при бесконтактных ДТП вполне вероятно признание вины водителя, создавшего помеху.

Это закреплено всеми Высшими Судами. Например, определением Конституционного Суда №701-О, Определением Верховного Суда № 32-КГ14-20, постановлением Президиума ВАС № 1399/13. И этот список неполный.

Однако несоблюдение одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении ущерба. Например, в аварии где не пострадавшая сторона невиновна в нарушении ПДД, ответственность за ущерб она нести не будет.

Всё то же самое относится и к пешеходам. Однако вред здоровью водитель будет возмещать даже виновному в аварии пешеходу.

Виноват ли уходивший от столкновения?

Этот вопрос со ссылкой на судебное решение я уже рассматривал в подзаголовке «Тормозить или маневрировать». Сейчас расскажу ещё об одном любопытном случае на эту тему. Он произошёл в Ульяновске и тоже рассматривался Верховным Судом (дело № 80-АД13-5).

Тоже ситуация типичная. Водитель Kia Rio Б. резким перестроением создал помеху для следовавшей за ним водительницы Honda Jazz Р., та совершила резкий манёвр, закончившийся столкновением с отбойником, в результате чего владелица Honda получила телесные повреждения средней тяжести. Верховный Суд однозначно решил, что раз налицо нарушение водителем KIA ПДД (п. 8.1) и создание помехи для попутного транспорта, приведшего к аварии, то он виновен и в причинении средней тяжести вреда здоровью и должен понести за это наказание.

Но в дальнейшем гражданском производстве по иску о возмещении ущерба, предъявленный к причинителю вреда было определена вина Б. на 60%, а 40% вины легло на потерпевшую Р., каждый получил соответствующие его выплаты. Именно здесь Р. припомнили нарушение п. 10.1 ПДД.

Вообще, был шанс уменьшить вину или даже признать невиновной водителя Honda Jazz, сославшись на возникновение «аварийной ситуации», при которой торможение уже не помогло бы избежать происшествия. Почему не было это сделано, а также почему не подавалась апелляция на это решение, мне не известно.

Что же в итоге?

Как итог можно сказать: сложившаяся судебная практика Верховного Суда признаёт виновником аварии водителя, создавшего помеху, однако, чтобы «победить» коварный пункт 10.1 Правил, требуется немало усилий и грамотная юридическая поддержка. И, конечно, многое зависит от региона и судьи, рассматривающего дело, и поведения участников.

Мне известен случай, когда ещё в 2012 году, до упомянутых решений Верховного Суда, создавшего помеху водителя признали виновным и его страховая компания оплатила ущерб, несмотря на то, что пытавшийся уйти от столкновения выехал на встречку. Дело было в Тульской области. Стоит отметить, что была видеозапись происшествия с регистратора и спровоцировавший аварию сразу признал свою вину.

Бесконтактное ДТП – страховой случай

Ведь возникает ответственность причинителя вреда, в чём мы убедились в предыдущем подзаголовке, которая страхуется по ОСАГО, следовательно, СК должна возмещать ущерб потерпевшему.

Прямое урегулирование убытков

Решение, что при бесконтактном ДТП прямое возмещение неприменимо, не раз выносилось в судах. И оно закреплено в обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда от 22 июня 2016 года, в пункте 13.

Поэтому ответ на вопрос «В какую страховую обращаться?» однозначен: в СК виновника. Так что, если страховщик виновника посылает вас в вашу страховую, знайте, что он неправ. Напомните ему про формулировку «взаимодействия (столкновения) ТС» в законе об ОСАГО, а также упомянутый обзор практики.

Думаю, после этого мнение СК, о том, кто должен платить, станет правильным. А если нет, подавайте досудебную претензию и иск в суд. Скорее всего, дело до этого не дойдёт, но на всякий случай знайте, правда – на вашей стороне.

Подведём итоги

  • бесконтактное ДТП – когда повреждения возникают без столкновения авто;
  • к нему применимы все положения Правил по обычным авариям;
  • обязателен вызов ГАИ;
  • является страховым случаем;
  • неприменимо прямое возмещение убытков, обращаться надо в страховую виновника.

Заключение

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

На этом на сегодня всё. Не забывайте про подписку на рассылку статей и возможность делиться прочитанным в социальных сетях. До новых встреч на страницах блога! И будьте аккуратны на дороге.

П. С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/honda/999766. На них – Honda Accord Type-S.

Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

Бесконтактное ДТП является обособленным видом аварии, которые имеют несколько отличные характеристики. Особенностью ее является то, что непосредственного контакта транспортных сред нет. Причиной ДТП в таких ситуациях становятся действия одного водителя, которые привели к созданию помех другому. Результатом этого становится возникновение необходимости маневрирования, резкой остановки, из-за чего второй автомобилист сталкивается с неподвижным препятствием или другими машинами. Такая ситуация часто трактуется неоднозначно – каждая из сторон отрицает свою вину, при этом возникает масса вопросов относительно того, будет ли являться случай страховым или нет.

Это интересно:  Какая ст и что грозит оставление дтп 2021 год

Определение бесконтактного ДТП

Бесконтактное ДТП — что это? Основным признаком его является отсутствие факта столкновения виновника ситуации и пострадавшей стороны. Наиболее распространенной, так сказать «классической» картиной такой аварии, является так называемое «подрезание». Ситуация выражается в том, что один их водителей нарушает правила маневрирования, чем вынуждает второго автомобилиста, пытающегося уйти от столкновения, выполнять нехарактерные действия – резко сворачивать, ускоряться, наоборот тормозить. Результатом этого становится то, что второй автомобилист может въехать в неподвижное препятствие – столб, дерево, стационарную конструкцию или же в другой автомобиль, наехать на пешехода.

Отдельным типом бесконтактного ДТП также можно назвать внезапное появление пешехода на проезжей части или падение груза с движущегося авто. В таких ситуациях автомобилист также вынужден совершать определенные маневры, которые приводят к причинению ущерба непосредственно ему или третьим лицам.

Нюансы рассмотрения аварий

Одними из основных сложностей, сопровождающих рассмотрение такого рода аварий, являются следующие:

  • Виновная сторона чаще всего скрывается с места происшествия. Отдельным моментом можно рассматривать ситуации, когда автомобилист даже не подозревает о том, что он стал виновником столкновения транспортных средств. Такие ситуации редко происходят, но все же имеют место;
  • Сотрудники ГИБДД часто определяют виновность совершенно другого лица – не того, кто первоначально совершил неправильный маневр, а того, кто был вынужден резко уходить от препятствия. При этом автоинспекция чаще всего ссылается на пункт Правил дорожного движения 10.1. В нем отражена информация относительно того, что при возникновении определенной опасности водитель несет обязательство снизить скорость движения машины вплоть до ее остановки. Именно по такой причине вина переходит на второго автомобилиста, который не снижал скорость, а пытался уйти от столкновения (с другим транспортным средством, пешеходом, неподвижным препятствием и т.д.). Однако, при этом может совершенно не приниматься во внимание факт того, что резкое торможение могло бы привести к более серьезным последствиям, включая даже смерть водителя или других участников дорожного движения;
  • Многие автомобилисты, в некотором роде признающие свою вину, вместе с пострадавшим не могут оформить аварию по европротоколу. Это связано с тем, что на протяжении долгого времени не разрешалось составлять документ при условии наличия разных мнений относительно того, по какой причине произошло ДТП. В настоящее время уже такая проблема отходит на второй план, но сохраняется другое препятствие – по европротоколу должно присутствовать только два участника ДТП, а в таких ситуациях их как правило бывает три и более;
  • Необходимость обращения в страховую компанию за выплатой при наличии ОСАГО. В такой ситуации каждая выплата страховщика или погашение причиненного ущерба сопряжено с расходами. В связи с этим компании пытаются изыскать возможности определения виновной стороной того лица, которое не является их клиентом.

На что обратить внимание автомобилисту, который пытался уйти от опасности

В таком случае стоит знать, каким нормативными актами можно апеллировать при попытке доказать свою невиновность или на какие пункты ПДД стоит опираться. Так, автоюристы советуют обратить внимание на следующие моменты:

  • При наличии опасной ситуации (которая уже произошла) избежать ее автомобилист имеет право посредством маневрирования. Об этом свидетельствует 24 абзац пункта 1.2 ПДД;
  • Необходимость избежать столкновения при помощи постепенного снижения скорости вплоть до остановки больше всего применима к тем ситуациям, когда опасность только возникла;
  • Рассмотрение определения аварийной ситуации. В случае, если автомобилист оказался в ней, то торможение уже не может гарантировать ухода от столкновения.

Об этом также свидетельствует пункт ПДД 1.5, призывающий анализировать ситуацию и поступать таким образом, чтобы причинить наименее возможный вред в такой ситуации.

Что делать при бесконтактном ДТП

При попадании в бесконтактное ДТП следует соблюдать все действия, которые предписывает действующая редакция ПДД. Одним из основных моментов является требование не покидать место ДТП. В случае, если автомобилист уедет, то обстоятельства могут быть интерпретированы таким образом, что именно его действия определят как неправомерные. Не менее важным моментом является сбор контактных данных с тех лиц, которые стали свидетелями произошедшего. Именно их показания оказывают решающее воздействие на решение о страховом возмещении или привлечении к ответственности.

Возмещение ущерба

Вполне естественно, что в результате ДТП имеет место причинение ущерба здоровью участников дорожного движения или имущества. В связи с этим возникает вопрос относительно того, куда обращаться для его возмещения. В этом случае может быть два возможных варианта:

  • В случившемся был признан виновным автомобилист, действия которого на самом деле привели к ДТП. Потерпевшая сторона в определенный законом срок должна направить обращение в страховую компанию виновника для получения компенсации. Стоит отметить, что при условии нанесения ущерба транспортному средству возмещение его будет осуществляться в натуральной форме. То есть ремонт или замену определенных частей осуществляет СТО, а страховая компания уже оплачивает ее услуги;
  • Если действия потерпевшего лица признаются неправомерными, в таком случае на возмещение по ОСАГО не стоит рассчитывать. Такой момент связан с тем, что данный страховой полис предполагает начисление возмещения только в отношении потерпевшей стороны, не имеющей вины, если она не обоюдная. Поэтому для того, чтобы иметь право на страховую выплату, следует направить обращение относительно пересмотра обстоятельств ДТП и признания отдельного участника виновным.

Кроме того, при условии, что имеются еще пострадавшие (третий и последующие автомобилисты и их транспортные средства), в таких ситуациях придется выплачивать определенную сумму средств еще и им.

Судебные разбирательства

Бесконтактное ДТП довольно часто становится причиной длительных судебных разбирательств, в результате которых несколько участников ДТП стараются прийти к общему мнению относительно того, кто виновен в ДТП и за чей счет будет осуществлен ремонт. В качестве одного из характерных примеров судебной практики стоит привести следующий случай:

  • Транспортное средство Киа вследствие резкого маневрирования (изменения полосы движения) стало помехой другому автомобилю Хонда, которое передвигалось по этой полосе с соблюдением всех норм ПДД;
  • Чтобы избежать столкновения, водитель Хонды, проанализировав ситуацию, принял решение не снижать скорость, что привело бы к неизбежному столкновению, а также совершить маневр – уйти вправо;
  • В результате выполненного маневра автомобилист не справился с управлением и врезался в столб, нанеся ущерб средней тяжести своему здоровью и транспортному средству;
  • В результате судебного заседания была доказана вина водителя Киа, чьи действия стали причиной бесконтактного ДТП;
  • После опротестования дела и привлечения автоюристов было принято решение о неправомерности маневрирования водителем Хонды. Результатом этого стало частичное признание его вины (40 на 60). Такое решение было принято именно на основании пункта ПДД 10.1.;
  • Собственник Хонды не стал подавать апелляцию, хотя у него была такая возможность. В результате всех разбирательств автомобилист получил меньшую сумму средств, чем мог бы рассчитывать.

Бесконтактное ДТП связано с определенными сложностями выявления виновного лица, которые могут усугубляться отсутствием прямых доказательств неправомерности действий. Присутствие видеорегистратора, который может фиксировать происходящие события, соблюдение всех предписанных норм после ДТП и при необходимости отстаивание интересов в суде помогают автомобилистам добиться справедливости и получить компенсации от виновной стороны или ее страховой компании.

Статья написана по материалам сайтов: avto-urist.online, kulikavto.ru, adm-pravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector