Что такое наезд на пешехода согласно пдд 2019 год

Водители должны знать, что автомобиль или другое транспортное средство представляет угрозу для жизни других людей. Поэтому они отнесены к источникам повышенной опасности. А для тех, кто управляет такими средствами, законодательством предусмотрены отдельные виды ответственности. Наибольшую опасность водители представляют для пешеходов.

В последнее время по новостям очень часто показывают, как неопытные или безответственные водители сбивают пешеходов. Поэтому меня, как водителя, заинтересовала ответственность, которая их ждет. Я изучила не только наше законодательство, но и судебную практику. И в этой статье я расскажу вам, что ждет водителей за наезд на пешехода.

ДТП с пешеходом

Любые столкновения человека с транспортным средством на дороге считаются ДТП. Соответственно на них распространяются все виды ответственности, предусмотренных для данных событий. При этом совершенно не важно, где произошло столкновение транспортного средства и самого человека. Это может быть не только дорожное полотно. Сюда же входят:

  • тротуары;
  • дворы;
  • проезжие части;
  • переходы;
  • жилая зона;
  • прочие места.

Есть определенное условие, что столкновение человека должно произойти в результате движения или прекращения движения автомобиля. Также такое столкновение может произойти не только с самим ТС, но и с грузом, который он вез.

Любое соприкосновение ТС, его груза вследствие движения или остановки с человеком, будет считаться наездом.

Виды ответственности

За данное деяние предусматривается 3 вида ответственности, которые могут быть применены к водителю:

  • Гражданская (основывается на актах Гражданского Кодекса);
  • Административная (предусматривает положения Административного Кодекса);
  • Уголовная (предусматривает акты Уголовного Кодекса).

Каждая из них не зависит друг от друга и на человека может быть наложено несколько видов ответственности. Рассмотрим каждую поподробнее.

Гражданская ответственность

Многие водители считают, что если они соблюдают правила, а пешеходы иногда их нарушают, то вина останется за пешеходом. Это неправильное суждение согласно ГК РФ. И связано это со статьей 1079, в которой предусматривается ответственность каждого человека за причинение вреда другим людям при управлении источниками повышенной опасности. А автомобиль относится к ним.

Но также существует статья 1083 того же кодекса, которая предоставляет возможность уменьшить эту ответственность, если выяснятся обстоятельства в пользу водителя. К ним законом отнесено следующее:

  1. Грубая неосторожность пострадавшего человека. Если выяснится, что сам пешеход пренебрег правилами движения на дороге, то в зависимости от степени вины водителя размер ответственности должен быть уменьшен. Но отказать в компенсации жизни и здоровья пострадавшего виновник не имеет права.
  2. Судья имеет возможность уменьшить размер компенсации, если материальное состояние водителя не позволяет выплачивать крупные суммы. Однако такая поблажка не допускается, если доказан будет умысел в действиях водителя.

Согласно этим двум пунктам водитель не сможет избежать полной ответственности перед пешеходом за причинение ему вреда. Однако он сможет снизить размер компенсации, если докажет, что пешеход сам бросился под машину, либо что водитель находится в затруднительном материальном положении.

Административная ответственность

Этот вид ответственности может быть наложен не только на водителей, но и на самих пешеходов. Законом установлены правила дорожного движения, которые обязательны для всех участников движения, в том числе и обычных пешеходов.

За наезд на человека водителю она может быть назначена только при причинении вреда:

  • легкой степени, при нахождении человека на больничном не более 21 дня, с учетом временной потери его трудоспособности не более, чем на 10 %;
  • средней тяжести, когда человек находится на больничном более 21 дня, но степень потери трудоспособности не превышается 30 %.

В зависимости от степени тяжести вреда назначается штраф водителю:

  • 2500-5000 рублей при легком вреде;
  • 10000-20000 рублей при среднем вреде.

Дополнительно при средней тяжести водителя могут лишить удостоверения до полутора лет. Но ответственность на водителя накладывается только в том случае, если он нарушит ПДД. Если правила нарушит пешеход, то административный штраф водителю назначен не будет.

Уголовная ответственность

При наезде ТС на человека последствия могут быть очень тяжелые. Именно поэтому оно относится к источникам повышенной опасности. Результатом наезда может быть:

  • тяжелый вред здоровью;
  • гибель пострадавшего.

Для определения тяжкого вреда используют статью 111 УК. В ней говорится, что к нему относят следующие последствия:

  • появления угрозы для жизни человека;
  • повлекшее утрату какой-либо функции организма или органа;
  • повлекшее прерывание беременности;
  • повлекшее наркоманию, токсикоманию пострадавшего;
  • обезображивание внешнего вида человека;
  • утрату трудоспособности по общему состоянию больше 30 %.

Все эти последствия будут признаны тяжелым вредом. С гибелью человека также все понятно. Если вследствие полученных травм пострадавший погиб, то вина будет возложена на водителя.

При определении ответственности значительное влияние оказывает состояние водителя. Если выяснится, что он находился в состоянии любого вида опьянения, то ответственность за такое деяние будет строже.

В случае причинения тяжелого вреда в лучшем случае водитель получит до 3 лет ограничения его свободы. Если водитель будет пьяным, то минимум его ответственности увеличится до 4 лет. Аналогичное минимальное наказание будет и для водителя, если пострадавший от его наезда погибнет.

Более подробно вы можете узнать об этом в этом видео.

Советы участникам движения

К сожалению, случаев наезда на пешеходов очень много и с каждый годом количество этих случаев только возрастает. Практика показывает, что множество аварий происходит с участием нетрезвых водителей, и, к сожалению, детей.

Уменьшить ответственность водитель может следующими способами:

  1. Окажите необходимую помощь пострадавшему, ни в коем случае не будьте равнодушным и не покидайте место происшествия.
  2. Постарайтесь доказать, что пешеход сам пренебрег ПДД и своей безопасностью, если это действительно так. Представьте необходимые доказательства: запись видеорегистратора, показания свидетелей, прочее.
  3. Постарайтесь договориться мирным путем с пострадавшим, оплатите его лечение, чтобы в дальнейшем он не претендовал на компенсацию вреда его здоровья через суд. Но обязательно сохраняйте все платежные документы.
  4. Наймите хорошего адвоката, так как практика показывает, что судьи могут учесть материальную ситуацию водителя и смягчить ответственность за совершенное деяние. Та

В качестве профилактики я рекомендую быть особо внимательным в тех местах, где бегают дети. Практика показывает, что именно они зачастую выскакивают под колеса автомобилей. А те, кто управляет машиной, просто не успевают вовремя остановиться. Чтобы избежать такой ситуации, снизьте скорость и смотрите по сторонам в тех местах, где потенциально могут быть дети. Обычно это: детские площадки, дороги возле учебных заведений, парковки возле торговых центров.

И конечно, все мы, иногда бываем пешеходами. Поэтому должны знать, что водитель действительно может нас не видеть. И надеяться на то, что он сможет остановиться в любую секунду просто глупо. При переходе дорожной части даже на разрешающий сигнал светофора, по пешеходной зебре обязательно убедитесь в том, что вас пропускают все водители. И приучайте к этому своих детей. Потому что они берут пример поведения в первую очередь со своих родителей.

Это интересно:  Как узнать на сколько лишили водительских прав 2020 год

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Одним из самых тяжелых правонарушений, связанных с управлением автомобилем, является наезд на пешехода.

Согласно действующим правилам дорожного движения РФ, пешеходы, наравне с водителями и пассажирами транспортного средства, являются участниками дорожного движения.

Но при этом пешеходы являются наименее физически защищенной категорией участников дорожного движения, так как подавляющее большинство происшествий с участием пешеходов имеют последствия в виде причинения различной степени тяжести вреда их здоровью или даже в виде их смерти.

С другой стороны, даже самый аккуратный и внимательный водитель никогда и не при каких обстоятельствах не застрахован от «неизвестно откуда выбежавшего» перед движущимся автомобилем человека.

В данной публикации мы будем рассматривать ответственность водителя за наезд на пешехода, порядок его действий в том случае, если ДТП произошло не по его вине, а по вине пешехода и другие, связанные с данным происшествием, вопросы.

Отдельно мы рассмотрим ответственность водителя за наезд на пешехода на «зебре».

Об ответственности автомобилистов за непредоставление преимущества в движении пешеходам вы можете прочитать здесь.

Что считается наездом на пешехода

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации :

«Пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».

К пешеходам приравниваются инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем, а также лица:

ведущие транспортные средства (мотоцикл, мопед, велосипед);

везущие тележку, санки, детскую или инвалидную коляску и т.д.;

передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и иных аналогичных средствах.

Не считаются пешеходами:

сотрудники ГАИ, осуществляющие контроль за дорожным движением;

работники дорожных и аварийных служб;

водители транспортных средств.

Наезд на пешехода — это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого в процессе движения транспортного средства происходит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов.

Наезд на пешехода может иметь последствия различной степени тяжести — ранение или гибель человека, повреждение автомобиля, причинение морального вреда, причинение вреда перевозимым грузам и др.

Что грозит водителю, совершившему наезд на пешехода

Ответственность водителя, совершившего наезд на пешехода, регламентирована нормами гражданского, административного и уголовного законодательства.

Гражданская ответственность для водителя наступает независимо от наличия его вины, так как автомобиль (а также любое другое транспортное средство) является источником повышенной опасности для окружающих.

Это означает, что причиненный вред в соответствии со ст. 1079 ГК РФ в обязательном порядке подлежит возмещению водителем транспортного средства, если он не докажет, что таковой возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Если здоровью пешехода нанесен ущерб, то в соответствии со ст. 1100 ГК РФ он вправе потребовать также компенсацию морального вреда от собственника автомобиля или водителя, находившегося за рулем.

Административная или уголовная ответственность грозит только тем водителям, виновность которых в нарушении требований ПДД, повлекших за собой наезд на пешехода, доказана.

Административная ответственность, в соответствии с КоАП РФ, предусмотрена за причинение вреда здоровью потерпевшего легкой (ст. 12.24 ч.1) и средней (ст. 12.24 ч. 2) тяжести.

Таким образом, наказание в данном случае зависит от тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда, а также наличия либо отсутствия в действиях водителя отягчающих и смягчающих обстоятельств.

К отягчающим обстоятельствам относятся:

повторное совершение правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП;

совершение ДТП в состоянии опьянения и др.

Смягчающими обстоятельствами являются:

добровольное возмещение причиненного ущерба потерпевшему пешеходу;

совершение нарушения беременной женщиной, либо имеющей малолетнего ребенка;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

раскаяние нарушителя и др.

Постановление по делу об административном правонарушении выносит федеральный судья.

Водитель транспортного средства может быть подвергнут:

Уголовная ответственность (ст. 264 УК РФ) наступает, если, по заключению судебно-медицинской экспертизы, сбитому человеку по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью либо наступила его смерть.

По всем дорожно-транспортным происшествиям, повлекшим за собой тяжкие последствия, в обязательном порядке поводится предварительная проверка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России.

Если имеются сведения о виновности водителя, то в рамках уголовного дела осуществляется предварительное расследование, после завершения которого, материалы направляются для рассмотрения в федеральный суд.

При вынесении решения по уголовному делу также принимаются во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Следует также знать, что совершение ранее указанных уголовно-наказуемых деяний водителем в состоянии опьянения значительно увеличивает размер наказания (ч. ч. 2 и 4 УК РФ).

Отсутствие вины водителя при наезде на пешехода

Как же доказать свою невиновность водителю, если на нерегулируемом пешеходном переходе человек внезапно выбежал прямо под колеса движущегося автомобиля?

Это интересно:  Наезд на пешехода по вине пешехода 2020 год

В нашей практике встречались такие случаи, сделать это хоть и достаточно сложно, но вполне возможно.

В первую очередь обратим внимание на п. 4.5 Правил дорожного движения РФ , в соответствии с которым:

«на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».

То есть, переводя с юридического на обычный язык, перед тем, как выйти на проезжую часть, пешеход обязан оценить целый ряд факторов, например, расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, видимость с учетом природных условий (ночное время, дождь, туман), скорость своего движения и др.

Таким образом, в любом случае пешеход обязан убедиться в безопасности перехода перекрестка.

Во-вторых, заметив «выскочившего» человека, водитель движущегося автомобиля, чтобы избежать наезда, должен сразу же прибегнуть к экстренному торможению.

Действия пешехода будут признаны неправомерными, если будет доказано, что у водителя отсутствовала техническая возможность избежать наезда в условиях конкретной дорожной обстановки.

Однако каждому водителю важно помнить, что его вина в случае, если ДТП произошло на «зебре», предполагается по умолчанию (юридический термин – «презюмируется»).

Ведь в соответствии с п. 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, водители обязаны уступить дорогу людям, переходящим дорогу по пешеходному переходу.

Ответственность пешехода за нарушение ПДД

Следует признать, что далеко не всегда причинами дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов является невнимательность водителя транспортного средства.

Каждому автомобилисту очень хорошо знакомы ситуации, когда, например, пешеход внезапно начинает переходить (перебегать) дорогу прямо перед движущимся автомобилем, да еще и в неположенном месте из-за объектов и (или) транспортных средств, ограничивающих обзор дороги.

Большинству водителей транспортных средств, наверняка, также известна ситуация, когда в условиях плохой видимости пешеходы движутся по проезжей части, да еще и в темной одежде, а рядом, при этом, для них имеется тротуар.

Здесь хотелось бы обратиться к «безлошадным» участникам дорожного движения.

Действительно, наказание, предусмотренное в настоящее время ч. 1 ст. 12.29. КоАП РФ для пешеходов за нарушение Правил дорожного движения РФ, можно считать символическим (предупреждение или штраф в размере 500 рублей). Да и случаи привлечения пешеходов к ответственности за указанные нарушения носят на практике единичный характер.

Тем не менее, абсолютно очевиден тот факт, что за нарушение правил дорожного движения пешеход во многих случаях может заплатить не только своим здоровьем, но и жизнью.

Кроме этого, к сожалению, далеко не всем известно, что пешеход – виновник дорожно-транспортного происшествия, за вред, причиненный своими неправомерными действиями, кроме административной, несет также и гражданско-правовую ответственность (ст. 1064 ГК РФ).

Теоретически, владелец автомобиля во многих случаях может потребовать с виновного пешехода компенсировать затраты на ремонт автомобиля (хотя, надо признать, на практике такое случается крайне редко).

Грубая неосторожность пешехода

Основанием для уменьшения суммы, взыскиваемой с автомобилиста в гражданско-правовом порядке, может служить грубая неосторожность пешехода (ч. 2 ст. 1083 ГК РФ).

Степень неосторожности потерпевшего определяет суд.

Как правило, к случаям грубой неосторожности относится, например, нахождение пешехода в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или медикаментозного).

Завершая данную публикацию, хотелось бы отметить, что все вопросы, относящиеся к случаям ДТП с участием пешехода (установление вины водителя, взыскание ущерба, компенсация морального вреда, обжалование постановления о назначении административного наказания и др.) необходимо решать, только с учетом конкретной ситуации.

Поэтому совершенно не лишним, в любом случае, будет обращение за правовой помощью к специалисту в данной области.

ДТП с участием пешехода. Классификация наездов на пешеходов

В Правилах дорожного движения пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работу. Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску Согласно этому определению пешеходами не считаются лица, выполняющие на дороге работу, например рабочие, занятые ремонтом или уборкой проезжей части, устанавливающие дорожные знаки или наносящие разметку Такая работа может быть связана ремонтом транспортного средства, строительством здания, расположенного рядом с дорогой (установка временного тротуара, ограждения), и может относиться не только к дороге и расположенным на ней сооружениям (светофоры, столбы), но и к другим объектам.

При экспертном исследовании ДТП лица, занятые работой на дороге или вблизи нее, не выделяются в особую категорию и считаются пешеходами наряду с другими людьми. Причина заключается в том, что человек, находящийся на проезжей части, обязан заботиться о собственной безопасности независимо от того, работает он на дороге в данный момент или передвигается по личным надобностям. Водитель в свою очередь должен быть предупредительным к другим участникам движения, оберегать жизнь и здоровье всех граждан и не подвергать их опасности независимо от причин, вызвавших их появление на проезжей части. Поэтому в дальнейшем пешеходом называется любое лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства.

Наездом автомобиля на пешехода считается такое ДТП, в процессе которого пешеход получил телесные повреждения или погиб в результате контакта с движущимся автомобилем. При этом безразлично, ударил ли автомобиль пешехода своей передней торцовой поверхностью или пешеход набежал на боковую сторону автомобиля.

Во время происшествия пешеход может получить травму от удара о детали движущегося автомобиля или о дорожное покрытие в результате отбрасывания. Причиной телесных повреждений и смертельных исходов может быть также переезд человека колесами автомобиля или сдавливания его между автомобилем и неподвижным предметом (например, стеной здания в узком проезде).

Это интересно:  Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения наказание 2019 год

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что по мере увеличения числа автомобилей в стране относительное число наездов обычно уменьшается из-за увеличения числа столкновений автомобилей, их опрокидываний, наездов на неподвижные препятствия. Однако общее число ДТП, связанных с наездами на пешеходов, даже в странах с высокоразвитым автомобильным транспортом все же остается достаточно большим.

Одним из этапов автотехнической экспертизы и анализа ДТП является определение взаимного расположения участников происшествия в момент возникновения опасной обстановки. Решение этой задачи при восстановлении механизма наезда автомобиля на пешехода представляет особые трудности, так как пешеход в отличие от автомобиля может двигаться по самой неопределенной траектории и с резко меняющейся скоростью. Поскольку истинной траектории и фактической скорости пешехода установить, как правило, не удается,обычно предполагают, что пешеход двигался по проезжей части равномерно и прямолинейно.

В зависимости от основных признаков, определяющих механизм наезда, их можно разбить на три группы.

По характеру движения автомобиля: А — наезд при равномерном движении; Б — наезд в процессе торможения.

По величине угла а между векторами скоростей автомобиля хa и пешехода хп (рис. 5.1, а и в); I—попутный наезд (==0); II—косой попутный наезд (0 90° обычно используют дополнительный угол ==180—.

Весьма серьезное значение для безопасности движения имеют зрение водителя и возможность своевременно заметить пешехода. Основной поток информации, получаемой водителем в процессе вождения, доставляют ему именно органы зрения.

Видимостью называют возможность различить особенности окружающей обстановки, обусловленную степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Характеристиками видимости служат дальность и степень видимости, зависящие от дорожных и метеорологических условий. Под дальностью видимости понимают максимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект можно различить на фоне окружающих его предметов. Степенью видимости называют возможность различить характерные особенности наблюдаемого предмета: его цвет, форму и т. д.

Видимость окружающей обстановки может быть ухудшена вследствие плохого освещения дороги (в темное время суток), тумана, снегопада или дождя. При движении автомобиля по грунтовой дороге видимость часто ухудшают облака пыли.

Обзорностью называют возможность для водителя видеть дорожную обстановку на полосе своего движения и по обе стороны от нее, а также пространство на некоторой высоте над автомобилем. Обзорность может быть затруднена особенностями продольного профиля и плана дороги, а также деталями самого автомобиля (например, угловой стойкой кабины).

В зимнее время года обзорность ухудшается вследствие обмерзания или запотевания ветрового стекла, а также из-за налипания на него снега. Площадь, охватываемая стеклоочистителем, может оказаться недостаточной, и водитель не заметит своевременно препятствия.

Обзорность ухудшается при наличии на проезжей части или вблизи нее предметов — движущихся и неподвижных, мешающих водителю выделить опасный объект (пешехода, транспортное средство), определить направление и скорость их движения.

В зависимости от видимости и обзорности наезды на пешехода можно разделить на наезды: при неограниченных видимости и обзорности; при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием; при обзорности, ограниченной движущимся препятствием; при ограниченной видимости.

Основные причины возникновения наездов на пешеходов:

— действия пешеходов, противоречащие требованиям ПДД, в результате которых водители лишены технической возможности предотвратить наезд (например, переход дорога в местах, где он запрещен);

— действия водителя, противоречащие требованиям ПДД, когда пешеходы пользуются преимущественным правок на движение (например, движение ТС при запрещенном сигнале светофора или по нерегулируемому пешеходному переходу при наличии на нем пешеходов);

— неправильные приемы управления, применяемые водителями, приводящие к потере управления транспортным средством и произвольному выезду на путь движения пешехода (резкое торможение, резкий поворот, слишком большая скорость движения);

— неблагоприятная дорожная обстановка, созданная другими участниками движения, при которой водитель вынужден применить приемы управления, вызывающие потерю контроля за движением ТС и произвольный выезд на путь следования пешехода;

— неисправности ТС, приводящие к внезапному отклонению его от направления движения или лишающие водителя возможности своевременно снизить скорость, остановиться или совершить маневр для предотвращения наезда.

В соответствии с целями судебной автотехнической экспертизы наезда на пешеходов разделен на группы по признакам, определяющим механизмы наезда.

1. По направлению движения пешехода:

— Наезды на пешеходов, движущихся в поперечном направлении (справа или слева);

— Наезды на пешеходов, движущихся в продольном направлении (в попутном направлении или навстречу).

— Наезды при движении пешеходов с постоянной скоростью.

2. По характеру движения пешехода:

— Наезды при движении пешеходов, которые меняют темп движения;

— Наезды на неподвижных пешеходов.

3. По характеру движения ТС:

— Наезд с постоянной скоростью до начала торможения;

— Наезд в процессе торможения;

— Наезд в процессе заноса.

4. По месту удара:

— Наезд и удар передней торцевой частью ТС;

— Наезд и удар другими частями ТС (например, боковой поверхностью).

5. По характеру удара:

— Наезд с блокирующим ударом;

— Наезд со скользящим ударом;

— Переезд через тело пешехода;

— Сжатие (сдавливания) тела пешехода между ТС и другим объектом.

6. По характеру ограничения обзорности и видимости:

— Наезд при неограниченной видимости и обзорности;

— Наезд при ограничении обзорности недвижимым предметом;

— Наезд при ограничении обзорности подвижным предметом;

— Наезд при ограничении видимости.

В зависимости от разновидности наезда изменяется и методика исследований, связанных с определением механизма ДТП.

Статья написана по материалам сайтов: advocat-rostov.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector