Дтп на рабочем месте 2020 год

Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте

Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте

Довольно часто несчастные случаи на производстве происходят не на рабочим месте работника, а во время поездок связанных с выполнением трудовых обязанностей, на служебном, либо на используемом для работы личном транспорте. В таких ситуациях бывает довольно сложно квалифицировать происшествия, и их рассмотрение требует определенного внимания.

Несчастным случаем на производстве может быть признано ДТП, если авария произошла: на служебном транспорте или на личном транспорте работника.

ДТП считается несчастным случаем на производстве, если работник использовал свой автомобиль в служебных целях и по распоряжению работодателя ( ст. 227 ТК РФ). Только в таких условиях работнику выплачивается соответствующая компенсация.

Можно привести яркий пример из судебной практики 2009 года. Работник в рабочее время поехал с другим работником на личном автомобиле последнего в хозяйственный магазин. Работников сопровождал их руководитель. Он на словах попросил электромонтера оказать помощь в приобретении электротоваров для производственных нужд. На обратном пути произошло ДТП, в котором пострадал работник пассажир. Факт ДТП подтверждался:
• справкой о ДТП;
• протоколами опросов пострадавшего, очевидцев несчастного случая и сотрудника ДПС;
• постановлением по делу об административном правонарушении.

После лечения пассажира ему выдали листок нетрудоспособности. В нем значилось, что причиной травмы явился несчастный случай на производстве.

Работодатель провел расследование и направил в ФСС РФ акт о несчастном случае и прилагающиеся документы. Специалисты фонда решили, что производственный характер травмы не подтвержден.

Они сослались на отсутствие документов:
• приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок;
• путевой лист;
• документы на приобретение товаров для производственных нужд.

Три судебных инстанции заняли сторону ФСС РФ. Однако Президиум ВАС РФ признал действия фонда незаконными. Перечисленные документы подтверждают расходы в целях налогообложения прибыли. Но они не обязательны для признания несчастного случая на производстве страховым.

Несчастный случай, произошедший с работником, который перемещался на служебном автомобиле, считается связанным с производством, если:

управляя автомобилем, он находился на рабочем месте;
он ехал на работу или с работы;
находился на вахте
находился в поездке на автомобиле, выполняя служебные обязанности по трудовому договору или распоряжению работодателя .

Здесь можно привести следующий пример. По своей инициативе два работника решили съездить на служебном автомобиле на обед в кафе, расположенное за территорией работодателя. По дороге они попали в ДТП. Один из работников получил травму и оказался временно нетрудоспособен.

В этом случае работники, хотя и находились в служебном автомобиле, свои рабочие обязанности не выполняли. Цель их поездки не была связана с трудовой деятельностью. Следовательно, данное происшествие является бытовой травмой.

СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ АВАРИИ НА ЛИЧНОМ АВТОТРАНСПОРТЕ

Чтобы получить страховую выплату за несчастный случай на личном автотранспорте, необходимо подтвердить, что:
1.событие произошло в рабочее время;
2. личный автомобиль использовался по распоряжению работодателя;
3. поездка выполнялась в служебных целях.
Для подтверждения того, что случай является страховым, в ФСС РФ необходимо предоставить:

1. акт о результатах расследования несчастного случая на производстве;
2. заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности и необходимости медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
3.справку о заработке пострадавшего работника за период, необходимый для расчета ежемесячных страховых выплат;
4. трудовой договор ( гражданско-правовой договор, трудовую книжку);
5. другие документы, перечисленные в п. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ .

Чтобы подтвердить, что работник выполнял распоряжение работодателя, необходимо представить письменный документ, например приказ. Если он не оформлялся, достаточно представить протоколы опроса работника и его руководителя.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА УЩЕРБ В ДТП

Материальная ответственность работника может быть в размере среднего заработка или полной .

Ответственность в размере среднего заработка наступает если:
1. работник совершил ДТП, но по какой-то причине сотрудников ДПС не вызывали, происшествие не оформляли;
2. имущественный ущерб превышает размер страховки КАСКО либо данный вид страховки не заключался.
При этом работник не совершил или не виноват в административном правонарушении.

Полная ответственность может наступить, если госорганы привлекут работника к административной ответственности за нарушение (проступок). . При этом должно быть доказано, что ущерб является следствием проступка (п. 12 постановления ПВС РФ от 16.11.2006 № 52 ).

Статью «Несчастный случай по пути на работу» читайте здесь.

Считается ли несчастный случай в рабочее время производственной травмой?

Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
обучающиеся, проходящие производственную практику;
лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, — повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат также события, указанные в части третьей настоящей статьи, если они произошли с лицами, привлеченными в установленном порядке к участию в работах по предотвращению катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо в работах по ликвидации их последствий.

Произошедшее с Вами отностися к несчастным случаям на производстве и подлежит расследованию и учету.

Попал в аварию на рабочей машине в рабочее время

Развитие автомобилестроения спровоцировало настоящий прорыв в экономической деятельности. Так уж совпало, что увеличение количества машин пришлось на эпоху активного развития экономики, что положительно сказалось на общем развитии человечества.

Только вот вместе с ростом численности машин на дорогах, выросло и число ДТП. Многие водители находятся за рулем служебного транспорта. Что им грозит в случае аварийной ситуации, рассказывается далее.

Попал в ДТП на рабочей машине: что делать

Опасные аварийные ситуации на дорогах стали привычными уже давно. Как только человечество перешло в новую эру развития транспортных технологий, количество автомобилей резко выросло, а вместе с этим увеличилось численность ДТП.

Довольно часто ситуация складывается так, что водитель находится за рулем служебной машины. Стоит изучить, какие требования предъявляет законодательство для таких граждан.

В принципе, последовательность действий при попадании в ДТП рабочего транспорта такая же, как и для водителей собственных автомобилей.

  1. Изначально необходимо выключить двигатель и остановиться. Покинув машину необходимо поставить в 15 м от нее знак аварийной остановки.
  2. Далее требуется убедиться в том, что в аварии нет пострадавших. Если они есть, то необходимо в кратчайшие сроки оказать необходимую помощь и незамедлительно вызвать скорую. Если вы не владеете навыками оказания помощи, то лучше попросить об этом очевидцев.
  3. Внимательно изучите все повреждения, которые ваше транспортное средство приобрело из-за аварии.
  4. Зафиксируйте место аварии на фото или видеокамеру. Сделайте снимки всех повреждений, следов машин на дороге и транспортной инфраструктуры (светофоры, установленные знаки), расположенной около места столкновения.
  5. Заручитесь поддержкой очевидцев аварии. Запишите их контакты и убедитесь, что они готовы давать в случае необходимости свидетельские показания.
Это интересно:  Компенсация материального вреда при дтп 2020 год

Выполнив все эти действия, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда. Кроме того, не лишним будет сообщить об аварийной ситуации своему руководству. Это необходимо для того, чтобы начальник связался со страховой фирмой.

Об установлении вины в ДТП в суде читайте тут.

Как только вы дождетесь приезда работников дорожной полиции, что зачастую занимает длительный период, вспомните об основных правилах:

  1. Ни в коем случае не торопитесь признавать личную вину. Даже если на лицо имеется ситуация «попал в ДТП на рабочей машине — я виновен» не спешите признаваться, поскольку вполне возможно, что в вашем случае совпало много факторов, например, отсутствие дорожной разметки, неработающий светофор и невнимательность второго участника аварии.
  2. Внимательно опишите полицейским свой взгляд на ситуацию. Убедитесь, что они укажут в протоколе ваше видение развития событий.
  3. Прежде чем что-либо подписывать, внимательно прочитайте документ. Очень часто инспекторы ДПС специально вносят в текст протокола некоторые условия, которые при дальнейшем разбирательстве могут повлиять на дело не в вашу пользу.
  4. Не забудьте получить на руки все бумаги, которые должны выдать инспекторы ГИБДД, и уточните адрес ближайшего отделения полиции. Именно там вы сможет получить все недостающие бумаги.
  5. Не стесняйтесь указывать инспекторам на ошибки, в том числе и грамматические. Очень часто разбирательство может быть затянуто, если в протоколе будут найдены несоответствия или ошибки.

Попал в ДТП на рабочей машине в рабочее время: ответственность

Если водитель попал в ДТП на рабочей машине без страховки, то ситуация будет осложнена. Тем не менее, по условиям отечественного законодательства, вся ответственность будет возлагаться на фактического собственника авто. В случае со служебным транспортом — это юридическое лицо.

Определение степени ответственности затрагивается в ст. 1068 ГК РФ. Согласно с нормами этой статьи, вся ответственность за аварийную ситуацию возлагается на владельца автомобиля. Таким образом, в дальнейших судебных разбирательствах водитель участвовать не будет.

Тем не менее, определенная часть наказания водителя будет ожидать. Если в судебном порядке будет доказано, что именно его действия спровоцировали создание аварийной ситуации, то за его личный счет (или за счет части ежемесячного заработка) машина будет проходить ремонт. Кроме того, юридическое лицо может привлечь водителя, что стал участником ДТП, к ответственности при помощи внутрикорпоративных правил.

Например, если после страховых выплат, некоторая часть ущерба не будет погашена, то работодатель вправе снять ее с заработка своего работника, который спровоцировал ДТП.

Если же в результате судебного слушания будет установлено, что водитель не совершил никаких действий, которые привели к ДТП, и лично сам выступает пострадавшей стороной, то взыскания на него наложены не будут ни судебными инстанциями, ни самим работодателем.

Однако помните, что для того, чтобы ответственность полностью перешла на владельца машины (в нашем случае — объект предпринимательства), необходимо одно небольшое условие. Это попадание в ДТП водителем, находясь на работе и фактически выполняя свои профессиональные обязанности. Если водитель управлял служебной машиной в нерабочее время, то тут ситуация будет несколько иной.

Попал в аварию на рабочей машине в нерабочее время

Если имеет место ситуация, когда водитель попал в ДТП на рабочей машине — я не виноват, то в такой ситуации дело разрешится относительно спокойно. Но лишь при условии, что во время аварии водитель выполнял обязательные служебные обязанности, то есть находился за рулем в рабочее время.

Если же водитель сел за руль своей служебной машины в нерабочее время, даже при условии наличия разрешения от вышестоящего руководства, то все равно он будет обязан понести ответственность в полном объеме.

При этом не стоит забывать про нормы существующего гражданского права, согласно которым вся ответственность ляжет на владельца машины, в нашем случае — предпринимательском субъекте. Даже если работник попал в аварию в нерабочее время, от ответственности его руководство никто не избавлял, и именно юридическое лицо вызовут в суд, и на него обязательно будет возложена обязанность погашения всех штрафов и выполнение ремонта.

О ДТП при повороте налево читайте тут.

Однако в том конкретном случае, когда рабочий день закончился, а сотрудник находится за рулем, законодательство дозволяет работодателю инициировать судебный иск на нерадивого сотрудника, который повредил транспорт. Согласно этому иску, виновник ДТП будет обязан возместить определенный ущерб в должном объеме, и кроме того, по желанию работодателя, на водителя будет возложена материальная компенсация.

Это предусматривается ст.243 ГК РФ, которая гласит о том, что всякая материальная ответственность должна быть на водителя возложена, если доверенное ему имущество работодателя пострадало в нерабочее время.

Служебное авто выполняет определенные функции на предприятии. И когда оно находится в поломанном состоянии и не может выполнять свою работу, организация несет потери. В подобной ситуации закон выступит на стороне работодателя, дозволяя ему привлечь нерадивого работника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него конкретный материальный ущерб за простой. Размер компенсации будет рассчитан исходя из принципа, что он не может превышать двух третей от установленной тарифной ставки.
Если автомобилист на момент аварии был в состоянии опьянения, то по исковому заявлению работодателя, в случае управления машиной вне рабочего графика, вся ответственность будет возлагаться именно на него.

Видео, попал в ДТП на рабочей машине

Травмы офисных работников: нестандартные ситуации

По состоянию на: 15.11.2010
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2010
Автор: Орлова Елена Васильевна
Тема: Ответственность работодателя, Обязательные и дополнительные условия
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (извлечение) Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (извлечение) Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (извлечение) Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 «Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» (извлечение)

Есть распространенное заблуждение: несчастный случай может быть только на заводе, на фабрике, на стройке, в общем – на производстве. Тех же, кто работает в офисе, подобные проблемы обходят стороной… Но практика доказывает обратное. К сожалению, офисный работник тоже может получить травму. И тогда кадровику (а в маленьких фирмах – бухгалтеру, совмещающему функции кадровика) придется решать массу вопросов, о которых он раньше никогда даже не задумывался: как оформить происшествие, какие произвести выплаты пострадавшему, в каком размере.

Давайте посмотрим, какие несчастные случаи могут произойти с офисными работниками, и определим их последствия.

В статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) установлено: несчастный случай на производстве — это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Ранее мы рассмотрели вопросы расследования несчастных случаев на производстве и предоставления работникам гарантий и компенсаций в таких случаях. Все выплаты, которые положены работнику, получившему травму в результате несчастного случая на производстве, приведены в таблице.

Имеется три основных фактора, которые надо учитывать при организации расследования события, от которых зависит, будет ли оно признано несчастным случаем на производстве.

Фактор 1. Место (рабочее место, место командирования, путь следования домой (из дома) на служебной или личной машине в оговоренных случаях).

Фактор 2. Время (период выполнения служебных обязанностей и заданий работодателя).

Фактор 3. Обстоятельства несчастного случая.

Давайте рассмотрим влияние каждого фактора на конкретных примерах.

ТРАВМА ПОЛУЧЕНА ПО ДОРОГЕ НА РАБОТУ ИЛИ С РАБОТЫ

Если работник ехал на работу (или с работы) на транспорте работодателя (или его представителя) и получил травму, то эта травма признается связанной с производством (ст. 227 ТК РФ).

Служебный автобус, доставлявший персонал холдинга от места жительства до работы, попал в ДТП. Два работника были травмированы.

Необходимость использования служебного автобуса для доставки работников холдинга на работу (и с работы) подтверждена следующим.

2. Необходимость доставки работников служебным автобусом связана с тем, что холдингом привлечено к работе 20 работников аппарата управления, проживающих в соседних городах, расстояние до которых составляет более 100 км (время в пути более двух часов).

3. Добираться до работы и обратно указанные работники могут только на междугороднем автотранспорте либо электропоездом. При этом, используя транспорт общего пользования, работники завода не имеют возможности доехать до места работы к началу рабочего дня.

При таких обстоятельствах происшествие с работниками холдинга во время ДТП на служебном транспорте должно быть признано несчастным случаем на производстве.

Это интересно:  Взыскание ущерба здоровью с виновника дтп 2020 год

В том случае, если работник ехал на работу (или с работы) на собственном автомобиле, травма будет признана производственной только тогда, когда будет подтвержден факт использования личного транспорта в служебных целях.

В соответствии с письмом УФНС России по г. Москве от 18.01.2008 № 21-18/44-1 такой факт найдет подтверждение при следующих условиях:

Условие 1. Использование автомобиля работника в служебных целях закреплено в трудовом договоре, поскольку его работа связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностной инструкцией.

Условие 2. Оформлен соответствующий приказ руководителя организации или принят локальный нормативный акт.

Условие 3. В организации (например, в бухгалтерии) хранится заверенная копия технического паспорта машины.

Условие 4. При управлении транспортом по доверенности в организации (в бухгалтерии) хранится копия такой доверенности.

Условие 5. Ведется учет служебных разъездов сотрудника на личном автомобиле, в т. ч. на основании путевых листов.

Если же работник ехал на общественном транспорте, на своей машине (без договоренности с работодателем) или шел пешком, то такой несчастный случай не может быть признан связанным с производством. Основанием для такого вывода являются положения ст. 227 и 230 ТК РФ.

Бухгалтер в конце рабочего дня по поручению работодателя поехал сдавать налоговую отчетность. После этого, не заезжая в офис, он отправился домой и, поскользнувшись на остановке при выходе из автобуса, получил травму.

В этой ситуации бухгалтер исполнил поручение работодателя по сдаче налоговой отчетности и с этого момента перестал исполнять свои трудовые обязанности. Поэтому травма, полученная им при выходе из общественного транспорта по дороге домой, не признается производственной.

Данному работнику положено обычное пособие по временной нетрудоспособности на основании больничного листа. Никаких дополнительных страховых выплат в связи с несчастным случаем в такой ситуации не полагается.

ТРАВМА ПОЛУЧЕНА В УСТАНОВЛЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ

Травма, полученная сотрудником во время установленных в течение рабочего дня (смены) перерывов для отдыха и питания, может быть признана несчастным случаем на производстве при соответствующих обстоятельствах.

Напомним, что время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или по соглашению между работником и работодателем (ч. 2 ст. 108 ТК РФ).

ПВТР организации относятся к локальным нормативным актам, т. е. актам, содержащим нормы трудового права и принимаемым работодателем в пределах своей компетенции в определенном законом порядке. Согласно ч. 1 ст. 190 ТК РФ правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Сотрудница московской компании вышла из офисного здания, чтобы пообедать в служебной столовой в соседнем подъезде в часы, установленные ПВТР для перерыва на обед. Пересекая внутренний дворик, она наступила в лужу и получила химический ожог стопы в результате контакта с противогололедными реагентами. Тротуар, обработанный реагентами, относится к внутридворовой территории компании.

Согласно п. 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 (далее — Правила), ответственность за организацию и производство уборочных работ и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним возлагается на предприятия, организации, учреждения и хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях. Это распространяется на всех юридических лиц, расположенных или осуществляющих свою деятельность в Москве, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, и их должностных лиц. При этом в каждом городе установлены свои правила благоустройства, чистоты и порядка.

Таким образом, химический ожог, полученный сотрудницей по пути в служебную столовую в установленные ПВТР часы для обеденного перерыва, можно квалифицировать как производственную травму. Основание для такого вывода — ст. 108 и 227 ТК РФ, а также п. 4.5.18 Правил.

Рассмотрим случай получения работником травмы во время перерыва для отдыха и питания вне территории организации.

В установленный ПВТР обеденный перерыв сотрудник пообедал в кафе «Ромашка», находящемся на одной улице с компанией. Когда он выходил из кафе, с крыши рядом стоящего дома упал элемент кровли — в результате гражданин получил перелом предплечья.

В трудовом договоре с сотрудником зафиксировано:

«. 4.1. Работодатель обязуется обеспечить бесплатное одноразовое питание работника в обеденный перерыв в форме обедов «бизнес-ланч».

Для реализации этой обязанности работодатель гарантирует ежемесячное перечисление фиксированной суммы денежных средств на банковскую пластиковую карту работника из расчета рыночной стоимости одного обеда «бизнес-ланч» в ближайшем (к месту расположения офиса компании) ресторане или кафе и количества рабочих дней в каждом календарном месяце соответствующего финансового года (без учета дней нахождения в ежегодном основном и дополнительном оплачиваемых отпусках, в учебном отпуске, в отпуске по беременности и родам, в служебной командировке, на больничном вследствие временной нетрудоспособности или по уходу за ребенком, а также дней отсутствия работника на работе по иным обстоятельствам)».

В ПВТР установлен обеденный перерыв — временной период с 13 ч 00 мин до 13 ч 45 мин. В данной ситуации травму, полученную сотрудником в обеденный перерыв, можно квалифицировать как производственную на основании ст. 108 и 227 ТК РФ. И работник может рассчитывать на страховые выплаты в связи с несчастным случаем.

В то же время если рассмотренное событие произошло бы не в близлежащем кафе, а в заведении через пять улиц или вообще в другом районе города (относительно места работы), куда сотрудник отправился пообедать, то получение травмы было бы признано несчастным случаем, не связанным с производством. В такой ситуации работнику полагались бы только обычные выплаты по листку нетрудоспособности.

ПРОИСШЕСТВИЕ В НЕУСТАНОВЛЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ

На практике бывают ситуации, когда несчастный случай происходит в Рабочее время в неустановленный ПВТР перерыв, который персонал организует себе сам. Посмотрим, какие последствия наступят для работников, получивших травму при подобных обстоятельствах.

Юрисконсульт отправилась покурить на скамейку в соседний скверик, не относящийся к территории офиса фирмы. На нее напал уличный хулиган, который попытался завладеть мобильным телефоном. В результате сотрудница получила вывих лучезапястного сустава.

Корпоративной политикой фирмы, где работает женщина, введен запрет на курение во всех помещениях офисного здания. Правилами внутреннего трудового распорядка, с которыми сотрудница ознакомлена, не предусмотрено время для перекуров.

Данная травма, полученная юрисконсультом, является несчастным случаем, но не связана с производством (ст. 108, 212 и 227 ТК РФ). Листок нетрудоспособности с соответствующим диагнозом должен быть оплачен в общеустановленном порядке, а страховое пособие, предусмотренное к выплате при несчастном случае на производстве, не назначается, поскольку гражданка получила травму не во время исполнения трудовых обязанностей и к тому же вне территории офиса.

ТРАВМА ПОЛУЧЕНА ВО ВРЕМЯ СЛУЖЕБНОЙ ПОЕЗДКИ К МЕСТУ РАБОТЫ

Травма, полученная работником во время служебной поездки на общественном транспорте или при следовании (на транспорте или пешком) к месту выполнения работы по заданию работодателя, расследуется как производственная. Об этом говорится в ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (далее — Положение о расследовании несчастных случаев на производстве).

Такие происшествия могут случиться во время служебной поездки любого сотрудника, в т. ч. того, чья постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Например, сотрудник работает менеджером по продажам или курьером, и с ним произошел несчастный случай. В подобной ситуации место выполнения работы трудно определить без соответствующего документального оформления.

Водитель компании на служебном автомобиле в Рабочее время, отвозя бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию, попал в ДТП. У него оказался сломан локтевой сустав.

Разъездной характер работы водителя указан в качестве обязательного условия в трудовом договоре и в рабочей инструкции. При этом отметки о служебном задании (с указанием адреса налоговой инспекции и времени нахождения там) сделаны в журнале учета служебных разъездов компании. При таких обстоятельствах происшествие считается несчастным случаем на производстве (ст. 227 ТК РФ).

Как известно, должностные инструкции не относятся к локальным нормативным актам, обязательным для разработки и утверждения. Поэтому на практике указание на разъездной характер работы может содержаться не в должностной (рабочей) инструкции, а в тарифно-квалификационной характеристике профессии.

В Рабочее время курьер — работник ООО «Стандарт» — при перевозке документов из офиса головной фирмы в ее обособленное подразделение получил сотрясение мозга. Травма произошла в метро в результате аварии, вызванной разрывом рельса на перегоне между станциями.

Отклонений от маршрута следования в личных интересах установлено не было. Разъездной характер работы сотрудника отмечен в качестве обязательного условия в трудовом договоре. В тарифно-квалификационной характеристике курьера указано следующее:

. Доставка деловых бумаг, пакетов, писем, книг и тому подобной корреспонденции по назначению и по указанию помощника генерального директора и начальников отделов ООО «Стандарт», руководителя обособленного подразделения ООО «Стандарт», а также получение их и доставка от обособленного подразделения ООО «Стандарт» и других организаций и государственных учреждений.

Запись рассылаемых и получаемых деловых бумаг в рассыльную книгу ООО «Стандарт».

Запись в ежедневных маршрутных листах с отметками о перемещении». В ежедневном маршрутном листе была сделана запись о перевозке пакета документов из головного офиса в обособленное подразделение с указанием книге также сделана запись о привезенных в подразделение документах.

С учетом всех деталей происшествия полученная курьером травма квалифицируется как производственная на основании ст. 227 ТК РФ.

Несчастный случай может произойти и с тем работником, трудовой договор которого не содержит условия о разъездном характере работы. И в этом случае следует учитывать все обстоятельства происшествия.

Это интересно:  Юрист договор купли продажи авто 2019 год

Менеджер по продажам, возвращаясь с переговоров на служебном автомобиле, попал в ДТП, в результате чего получил травму плеча.

В ходе работы комиссии по расследованию несчастных случаев было установлено:
• автомобилем управлял водитель организации;
• цель поездки — служебная: проведение переговоров с потенциальным деловым партнером (подтверждена подписанным во время переговоров предварительным договором о намерениях);
• отклонений от маршрута следования (от места переговоров до офиса) в личных интересах не было.

Комиссия также ознакомилась с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта, схемой ДТП и сняла с них копии. В результате комиссия квалифицировала данное происшествие как несчастный случай на производстве.

На практике могут быть и такие ситуации, когда факт получения травмы в Рабочее время даже в состоянии алкогольного опьянения не препятствует комиссии по расследованию несчастных случаев сделать вывод о несчастном случае на производстве.

Начальник отдела продаж элитных вин «Торгового дома «Вина юга Франции»», возвращаясь в офис своей компании с официальной презентации новых товаров — натуральных сладких вин АОС «Лангедок» и АОС «Руссийон», в 16 ч 00 мин попал в ДТП в качестве пассажира легкового такси и получил травму ноги. При этом он находился в состоянии алкогольного опьянения (о чем есть запись в листке нетрудоспособности).

Организация и проведение презентации новых вин документально подтверждены утвержденной маркетинговой политикой компании, приказом руководителя с указанием даты, времени, места презентации, перечня ее участников, а также программой презентации. Одним из пунктов программы значилась дегустация 30 избранных высококачественных вин АОС «Лангедок» и АОС «Руссийон», а также кулинарных деликатесов. Отклонений от маршрута следования (от места презентации до офиса компании) в личных интересах этого работника не было выявлено.

Можно ли данное происшествие с начальником отдела продаж признать несчастным случаем на производстве?

Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию подлежат события, произошедшие во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в т. ч. пешком.

На основании п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса РФ и гл. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» легковое такси относится к транспорту общего пользования. Соответственно легковое такси, которым пользовался в рассматриваемой ситуации начальник отдела продаж, относится к общественному транспорту.

Гражданин, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не управлял автомобилем, он не является виновником ДТП, а является пострадавшей стороной, получившей травму. Следовательно, причинно-следственная связь между травмой и опьянением отсутствует.

НА № 3‘2007Необходимость установления причинно-следственной связи между травмой и опьянением в данной ситуации обусловлена следующим. В Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определено (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 8): если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного опьянения, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

НА № 2‘2008НА № 7‘2007Вместе с тем в Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514, отсутствуют положения, которые определяли бы порядок внесения врачом в листок нетрудоспособности отметок о состоянии алкогольного опьянения. В форме бланка листка нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172, не предусмотрено специального поля для отметки об алкогольном опьянении.

Однако если работник представил листок нетрудоспособности, в котором сделана отметка об алкогольном опьянении, необходимо определить причинно-следственную связь между заболеванием или травмой, повлекшими временную нетрудоспособность, и опьянением. Например, причинно-следственная связь между травмой и нетрезвым состоянием имеется в том случае, если работник, управляя автомобилем в состоянии опьянения, стал виновником ДТП и получил травму. Если же нетрезвый работник был пассажиром такси и, попав в ДТП, получил травму, то причинно-следственной связи между травмой и опьянением нет.

Все вышеперечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод, что происшествие с начальником отдела продаж можно квалифицировать как несчастный случай на производстве.

НАНЕСЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ДРУГИМ ЛИЦОМ

Для правильной квалификации категории травмы, полученной на работе из-за нанесения телесных повреждений другим лицом, необходимо разграничивать:
• телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, смерть пострадавших, необходимость перевода пострадавших на другую работу, которые произошли с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах;
• события, которые не находятся в сфере контроля работодателя и на которые он не может непосредственно влиять (в частности, травмы, нанесенные во время работы другим лицом в результате, например, драки).

Сотрудница организации А. была принята на работу в качестве инженера отдела эксплуатации. В один из дней произошло несчастье: в 7 ч 40 мин в здании административно-бытового корпуса на территории организации гражданка А. была убита. Она стала жертвой агрессии своего бывшего мужа — водителя этой же организации. В результате служебного расследования событие было квалифицировано как несчастный случай, не связанный с производством, поскольку трагедия произошла не при исполнении трудовых обязанностей, не на рабочем месте погибшей и не в ее Рабочее время (так указано в акте).

Между тем государственный инспектор труда не согласился с такими выводами и обязал руководителя организации оформить акт о несчастном случае на производстве по форме № Н-1. Руководитель организации оспорил заключение и предписание главного государственного инспектора труда в суде.

Верховный Суд РФ, оценив представленные по делу доказательства и руководствуясь нормами ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения о расследовании несчастных случаев на производстве, пришел к выводу (определение от 13.05.2008 № 69-В08-5): произошедшее трагическое событие относится к категории несчастных случаев на производстве. Это случилось на территории организации в здании административно-бытового корпуса, где находился рабочий кабинет погибшей. При этом травма, нанесенная ей другим лицом (бывшим мужем), была причинена в течение времени, необходимого для приведения одежды и рабочего места в порядок перед началом работы.

С учетом всех обстоятельств суд признал действия главного инспектора труда по составлению заключения и вынесению предписания законными, отказав в удовлетворении заявления работодателя.

ТОКСИЧЕСКОЕ ОТРАВЛЕНИЕ

Сотрудник может рассчитывать на страховые выплаты в связи с несчастным случаем, если травма получена в результате токсического отравления по вине работодателя.

В офисе фирмы по окончании рабочего дня красили стены. Одна сотрудница, выполняя срочное задание руководства, задержалась на работе. Надышавшись парами строительных красок, лаков и растворителей, она попала в больницу с диагнозом: «Острое ингаляционное отравление ацетоном». Данное происшествие является несчастным случаем на производстве (ст. 227 ТК РФ).

Производственную травму в результате токсического отравления работник может получить и при выполнении работ, непосредственно не связанных с его должностными обязанностями.

Юрисконсульт компании, самостоятельно производя заправку картриджа копировального аппарата, открыл тонер с применением силы и вдохнул с воздухом просыпавшуюся взвешенную смесь металлического порошка, содержащегося в тонере.

Тонер имеет летучую фракцию от 0,5 до 20 мкм, а бронхи человека улавливают фракцию от 0,85 мкм. Кроме того, тонер — полимерное соединение, которое начинает «сворачиваться» при повышенных температурах (температура организма человека 36.6 градуса — этого достаточно). В результате юрисконсульт получил отравление слизистой носа и бронхов окислами металлов, а несмытые фракции тонера вызвали на руках еще и эффект татуировки и расслоение верхних кожных покровов.

Подобное происшествие может быть квалифицировано как несчастный случай на производстве.

ТРАВМИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ «КОРПОРАТИВА»

Нередко несчастные случаи с сотрудниками происходят во время корпоративного праздника. Но это будет считаться несчастным случаем, не связанным с производством (ст. 227 ТК РФ).

На праздновании юбилея компании несколько сотрудников решили отметить событие запуском петард. Полагаясь на свои, как оказалось, непрочные знания физики и химии, они неправильно поджигали фитили, в результате чего сильно пострадали. Их коллеги, находившиеся в опасной зоне, также получили ожоги.

В данном случае граждане получили травмы вне рабочего времени и не при исполнении трудовых обязанностей (ст. 227 ТК РФ). Следовательно, нет оснований для осуществления действий, предусмотренных законодательством для расследования и учета несчастных случаев на производстве. Травмы, полученные во время корпоративного праздника, не являются несчастным случаем на производстве и, как следствие, производственной травмой, даже если целью мероприятия было создание высокого корпоративного духа, всеобщей поддержки и взаимопонимания, заботы и бережного отношения к сотрудникам.

Пострадавшим во время «корпоратива» работникам положены «стандартные» больничные. Никаких дополнительных страховых выплат в связи с несчастным случаем в рассматриваемой ситуации не полагается.

Вы должны это знать

Если работник ехал на работу (или с работы) на транспорте работодателя и получил травму, эта травма признается связанной с производством.

Если работник ехал на работу (или с работы) на собственном автомобиле, травма будет признана производственной только при подтверждении

факта использования личного транспорта в служебных целях.

Травма, полученная работником во время служебной поездки на общественном транспорте или при следовании к месту выполнения работы по заданию работодателя, расследуется как производственная.

Выплаты работникам при несчастном случае на производстве

Статья написана по материалам сайтов: www.yurist-online.net, 1avtourist.ru, hr-portal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector