+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Фактический ущерб при дтп это 2019 год

Содержание

Реальный ущерб при дтп

Определение размера ущерба

Для определения размера материального ущерба, вызванного повреждением или уничтожением автомобиля, нужно обратиться в специализированную организацию, осуществляющую оценку транспортных средств, в том числе и оценку ущерба транспортного средства в результате ДТП. Выбор организации-оценщика может быть произведен по согласованию заинтересованных сторон — потерпевшего участника ДТП и виновника ДТП.

Возмещение ущерба при ДТП без учета износа Вашего автомобиля

Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться в рамках Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятых в соответствии с ним Правилами ОСАГО. Однако в этом пункте между указанными нормативными актами существует расхождение. В самом законе не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось транспортное средство на момент причинения повреждений.

8 способов сэкономить на каско

Чем меньше людей могут управлять застрахованной машиной, тем дешевле обойдется каско. Например, за полис для Mazda 2, за рулем которой будет сидеть только ее владелец, страховая компания попросит 39,4 тыс. рублей. Если к числу водителей он допустит свою жену, то стоимость страховки увеличится для него до 42,1 тыс. рублей, а если еще и друга – до 44,2 тыс. рублей. Получается, что каждый дополнительный водитель обойдется страхователю в среднем в 2,4 тыс.

Общие положения о возмещении ущерба при ДТП

Основным принципом данного этапа является принцип полного возмещения ущерба, причиненного в ДТП. Материальный ущерб представляет собой реальный ущерб, причиненный Вашему имуществу: как автомобилю, так и поврежденным в результате ДТП вещам (одежде, грузу). Размер материального ущерба автомобилю может быть определен несколькими способами. по заключению независимого оценщика, по фактически понесенным расходам, в размере среднерыночной стоимости автомобиля (если стоимость восстановительного ремонта превышает среднерыночную стоимость транспортного средства).

51 утвержденных Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является обязательным условием для получения страховой выплаты в счет утраченного заработка (дохода). Вместе с тем потерпевший имеет лишь временную (на период нахождения амбулаторном лечении) стопроцентную утрату трудоспособности, подтвержденную больничными листами (листками нетрудоспособности), выпиской из мед.

Ущерб при ДТП: новые правила расчета стоимости ремонта или чем еще грозят автовладельцам поправки в закон «Об ОСАГО»

новая методика уже начала применяться автоэкспертами. Что же изменилось при расчете ущерба от аварии? Все автолюбители, более или менее, имеют представление о том, как возмещаются страховой компанией расходы на ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, по договору ОСАГО. В соответствии с действовавшим до недавнего времени Законодательством, стоимость ремонта поврежденного автомобиля рассчитывалась исходя из средних по региону цен на работы и запчасти.

В России увеличилась средняя стоимость полисов автострахования

Средняя премия по заключенным договорам составила 4,9 тысяч рублей. Лидером рейтинга крупнейших страховщиков России в секторе ОСАГО стала компания «Росгосстрах» с долей рынка 35%, второе и третье место заняли «РЕСО-Гарантия» (13%) и «ВСК» (8%). По страховкам каско за полгода было собрано 89,9 млрд рублей премий, что на 14% меньше, чем год назад. Количество заключенных договоров также снизилось — примерно на четверть, а средняя цена полиса каско составила 47,7 тысяч рублей.

Возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, кажется логичным, правильным и простым шагом, однако вы уже наверное догадались, что если мы пишем эту статью для вас, значит не всё тут так просто как кажется. Процесс возмещение ущерба в результате ДТП, может быть достаточно сложным и растянутся на громадные сроки, особенно если в этом процессе присутствуют такие понятия как: возмещении морального вреда или вреда, причиненного здоровью. Возмещение ущерба после ДТП включает в себя несколько основных направлений, и первая и них это — компенсация стоимости ремонта поврежденного автотранспортного средства.

Как возместить — реальный — ущерб при ДТП

А кто учтет к примеру тот момент, что на определенное время я остался без машины и вынужден ходить пешком? Что мне приходится постоянно отпрашиваться с работы дабы забрать документы в ГИБДД, подать заявление в СК, съездить на экспертизу, объехать пол города в поисках «подходящей» СТО и т.д.

Кстати, замечу, что все это связано в том числе и с материальными расходами (бензин, звонки с сотового и т.д.) Кроме того, кто учтет тот факт, что небитая машина стоит дороже аналогичной, но «сделанной», ведь такие машины покупают не лохи и в большинстве своем будущий собственник свозит машину на СТО, к кузовщику и пробъет ее прошлое от и до? Ну и последний момент, «сердечко» тоже екает.

Убытки в ОСАГО

Потому на нормативное регулирование сферы ОСАГО следует обратить пристальное внимание. Несмотря на то, что проблематике определения размера страхового возмещения в ОСАГО посвящено немало научных работ, на сегодняшний день остаются нерешенными достаточное количество вопросов. В этой связи считаем возможным остановиться на одном из таких вопросов, а именно на проблеме определения ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии.

ОСАГО недостаточно

Фактический ущерб при дтп

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Следовательно, реальный ущерб, причиненный ДТП, может быть выражен в виде расходов, произведенных для восстановления нарушенного права лицом, чье право нарушено. Условием для возмещения данных расходов являются доказательство фактически произведенного ремонта имущества (например, восстановительного ремонта автомобиля), а также доказательство произведенных расходов, напрямую связанных с ремонтом или иным действием, связанным с приведением имущества в состояние, предшествующее причинению вреда, (акты осмотра, заказы-наряды, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые чеки, квитанции и т.п.). Требование судов в ряде случаев о необходимости подтверждения истцом расходов на восстановление автомашины исключительно письменными доказательствами (например, кассовыми и товарными чеками и т.п.) не основано на законе.

Для определения размера материального ущерба, вызванного повреждением или уничтожением автомобиля, нужно обратиться в специализированную организацию, осуществляющую оценку транспортных средств, в том числе и оценку ущерба транспортного средства в результате ДТП. Выбор организации-оценщика может быть произведен по согласованию заинтересованных сторон — потерпевшего участника ДТП и виновника ДТП.

Это интересно:  Возврат налога за обучение на права 2020 год

Как определить размер ущерба после ДТП

Согласно статистике, каждый водитель хотя бы раз в своей жизни принимал участие в автомобильном происшествии. Если в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб был причинен только автомобилю, то первый вопрос, который волнует автолюбителя, — как определить размер ущерба от столкновения, чтобы взыскать эти средства с виновника.

Некоторые граждане считают, что сотрудник ГИБДД, прибывший на место происшествия, сможет примерно подсказать стоимость предстоящего ремонта. Однако это не так. Инспектор только опишет выявленные им в ходе осмотра автомобиля повреждения, чтобы внести их в справку. Именно исходя из данных, указанных в этом документе, позднее, сотрудники страховой компании будут принимать решение о размере страховой выплаты на восстановление поврежденного автомобиля.

Куда ехать после ДТП

После получения от инспектора документов о дорожно-транспортном происшествии, водитель должен в течение срока, определенного страховым договором, обратиться в офис к своему страховщику.

В офисе, после изучения всех представленных бумаг об аварии, сотрудники передадут документы к эксперту, который должен в течение 5 дней после заявления пострадавшего назначить ему дату и время проведения осмотра его транспортного средства. В отдельных случаях эксперты также проводят осмотры места ДТП.

Соответственно, в течение этого срока, автовладелец не должен самостоятельно устранять выявленные нарушения, так позднее ему за них ничего не выплатят.

Время проведения экспертизы назначается исходя из графика работы страховой компании и организации, занимающейся экспертизами. Если повреждения, полученные транспортным средством в результате столкновения, насколько сильные, что автомобилист не имеет возможности доставить авто на осмотр, то состояние машины оценивается по месту ее нахождения (как правило там, куда авто было отвезено эвакуатором после аварии).

После проведения исследования представителями страховой компании, автовладельцу будет выдано решение с конкретной суммой, подлежащей выплате для восстановления автомобиля. Если владелец соглашается с полученным решением, то в течение пары дней денежные средства перечисляются на его банковский счет, указанный в заявлении.

Если же собственник не согласен с размером компенсации, он имеет право отказаться от ее получения, и обратиться к независимому эксперту.

Независимая экспертиза

Обратиться к независимому эксперту для проведения исследования можно не только при появлении проблем с получением страховых выплат. Как показывает практика, к этим специалистам достаточно часто обращаются и виновники дорожно-транспортных происшествий, которые не согласны с суммой ущерба, насчитанной страховщиками. Также такое обращение допускается и в тех случаях, когда уполномоченные лица не могут самостоятельно определить причины ДТП.

Основная деятельность независимого эксперта заключается в следующем:

  1. Выявление повреждений транспортного средства (в том числе и скрытых, что часто не проверяются экспертами от страховых компаний).
  2. Определение перечня восстановительных работ автомобиля после ДТП.
  3. Определение стоимости восстановительного ремонта авто.

По нормам российского законодательства, в качестве независимого эксперта может выступать только дипломированный техник, сведения о котором содержатся в федеральном реестре. Если дело рассматривается в суде, то все расходы на привлечение такого специалиста оплачиваются проигравшей стороной.

Проведение независимой экспертизы после дорожно-транспортного происшествия возможно только при соблюдении нескольких условий:

  1. Техническое состояние автомобиля после ДТП и перед началом осмотра не должно быть изменено.
  2. Любые оценочные работы должны проводиться в светлое время суток или в помещении с хорошим освещением.
  3. У специалиста на руках должны быть документы, подтверждающие, что у него есть право заниматься такой деятельностью.

По закону, страховщик не имеет право отказать своему клиенту в приеме результатов осмотра транспортного средства независимой экспертизы, равно как не может дать запрет на проведение такого дополнительного исследования. На законодательном уровне никак не определено время, когда автовладелец может обратиться к эксперту для осмотра авто. То есть, он имеет право сделать это даже сразу же после столкновения.

Как выбрать независимого эксперта

На самом деле, выбрать компанию для проведения независимой экспертизы автомобиля по ДТП не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Эта услуга до сих пор очень востребована, поэтому в каждом городе есть специалист, а иногда даже несколько, которые предоставляют своим клиентам возможность провести независимую оценку повреждений на машине.

Специалисты рекомендуют при выборе эксперта руководствоваться следующими критериями:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Это быстро и бесплатно!

  1. Хорошая реклама. Как показывает практика, ненадежные компании редко вкладывают много средств на рекламу своих услуг.
    Но здесь нужно быть осторожнее. Многие мошенники, напротив, стараются завлечь клиентов яркими баннерами и запоминающимися лозунгами, чтобы получить средства за неправильную проверку (экспертиза автомобиля может обойтись собственнику в 15 000-20 000 рублей).
  2. Есть сайт. Компании-однодневки редко создают сайты, а если и делают это – то на бесплатных хостингах, отличающихся простым классическим оформлением и отсутствием индивидуальности фирмы.
  3. Наличие сертификатов и грамот, подтверждающих качество работы в этом направлении на протяжении нескольких лет.
  4. Отзывы клиентов и рекомендации от знакомых.

Нужна ли независимая экспертиза

Раньше услуги независимых экспертов пользовались большой популярностью у автолюбителей, так как страховые специалисты считали ущерб в интересах страховщика. То есть достаточно часто имели место занижения размера выплаты, а также игнорирования отдельных повреждений автомобиля, которые, по словам специалистов, могли быть получены до ДТП.

Независимые эксперты применяли другие методики расчета, из-за которых сумма, рассчитанная сотрудниками страховой компании, могла в разы отличаться от выплаты, назначенной независимым специалистом.

Однако после введения единой методики расчета, отличий между этими суммами практически нет, а разногласия между страховщиком и клиентов все равно остались. Поэтому все большее количество страховых компаний спешит воспользоваться нововведением – выплатой компенсации за ДТП в натуральной форме (устранение повреждений на автомобиле в сервисе-партнере).

Как происходит оценка ущерба после ДТП

По закону, оценка технического состояния транспортного средства проводится в порядке автотехнической экспертизы. В ходе этого исследования специалист:

  1. Проводит процедуры, направленные на установление видимых и скрытых повреждений транспортного средства.
  2. Устанавливает причины дорожно-транспортного происшествия.
  3. Оценивает дорожные условия в момент аварии.

После проведения таких исследований, удается установить целостную картину случившегося, на основании чего и определяется виновник столкновения, а также общий размер причиненного пострадавшему ущерба.

Осмотр транспортного средства

Проведение осмотра транспортного средства, с целью определения стоимости причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия ущерба начинается с оценки исправности всех узлов и механизмов автомобиля до столкновения. Такое исследование необходимо, чтобы убедиться, что аварийная ситуация произошла не из-за поломки автомобиля, а по иным причинам.

Стоимость восстановительного ремонта транспортного средства напрямую зависит от вида поврежденных деталей. Для этого экспертами, а также сотрудниками станций технического обслуживания, используются специальные базы данных автомобильных деталей. В этих программах можно увидеть все рекомендации от производителей, которыми нужно руководствоваться при устранении того или иного повреждения, замене детали.

Порядок оценки повреждений транспорта

Для получения оценки повреждений транспортного средства в результате автомобильной аварии, автовладелец должен придерживаться следующего порядка действий:

  1. Прежде всего, необходимо обратиться в свою страховую компанию для сдачи документов о ДТП, а также, чтобы лично договориться с экспертом о времени и месте осмотра автотранспорта.
  2. Следующий шаг – предъявление автомобиля на осмотр эксперту страховщика в назначенное время.
  3. Если автолюбитель не согласен с результатами исследования специалиста от страховой компании, он может обратиться за проведением повторного осмотра автотранспорта к независимому эксперту.
  4. Независимый эксперт проводит проверку только при предоставлении следующего пакета документов: паспорт собственника авто, паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства, справка из ГИБДД о ДТП, акт осмотра автотранспорта экспертом от страховой компании.
Это интересно:  Бланк заявления на хранение номеров в гибдд 2020 год

После получения всех этих документов, эксперт проводит все необходимые работы, направленные на установление реальной стоимости устранения повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия.

По закону, страховщик не имеет права отказать клиенту в выплате суммы, указанной в заключении эксперта. Однако если у специалиста есть сомнения в правильности составления документов и проведенных исследований, документ может быть обжалован в суде, где стороны могут ходатайствовать о судебной экспертизе автомобиля.

Конечно, в течение этого времени у собственника автомобиля не будет возможности восстановить машину самостоятельно или получить страховую выплату на ремонт, так как транспорт может быть в любое время проведен новыми экспертами.

Что включает в себя реальный ущерб согласно ГК РФ?

Реальный ущерб и упущенная выгода по ст. 15 ГК РФ

Реальный ущерб рассматривается в гражданском праве вместе с упущенной выгодой в составе объединяющего понятия «убытки». Этому понятию посвящена ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой реальный ущерб включает в себя:

  1. Фактическую утрату или повреждение имущества.
  2. Расходы, которые уже произведены или будут понесены в связи с событием, причинившим вред.

О второй части убытков можно узнать из нашей статьи по ссылке Что включает в себя упущенная выгода (нюансы)?.

Возмещение убытков следует отличать от нового понятия — возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), которое может быть предусмотрено соглашением сторон на случай любого события (не только противоправного поведения одной из них).

Новеллой последних лет является ст. 393.1 ГК РФ, которая предусматривает взыскание разницы между договорной ценой и ценой замещающего товара (реальный ущерб — расходы на восстановление права) или договорной ценой и текущей стоимостью товара (упущенная выгода). Тем самым общий характер придается правилу об абстрактных убытках, которое ранее существовало в ст. 524 ГК РФ только для поставки.

Кроме того, меняется толкование норм. Так, в п. 84 постановления Пленума Верховного суда РФ (далее — ВС РФ) от 17.11.2015 № 50 прямо указано, что при подтверждении самого факта ущерба его размер может быть определен судом исходя из соображений разумности даже при отсутствии точных данных о размере.

Общий предмет доказывания по иску о взыскании реального ущерба

Предъявляя иск о взыскании реального ущерба, нужно будет доказать:

  1. Факт действий (бездействия) причинителя. Как указал ВС РФ, к числу подобных может относиться не только нарушение субъективного права (т. е. причинение вреда в порядке общего деликта, ст. 1064 ГК РФ), но и нарушение обязательственных прав (определение ВС РФ от 04.12.2012 № 18-КГ12-70).
  2. Наличие причинной связи между деянием и последствиями. Такая связь предполагается, если последствия относятся к обычным для данного вида обязательств (определение ВС РФ от 31.03.2016 № 09-ЭС15-16713 по делу № А50-4524/2013).
  3. Размер ущерба. Например, в виде разницы между ценой по договору и ценой замещающего товара (ст. 524 ГК РФ, определение ВС РФ от 06.12.2016 № 309-ЭС16-17128 по делу № А07-20958/2015).
  4. Наличие вины причинителя или основания для безвиновной ответственности (полезная информация об этом есть в статье Что такое презумпция вины?).

Наша статья посвящена в основном 3-й группе фактов. Однако немаловажным будет доказывание 1, 2 и 4-го обстоятельств. Без этого удовлетворение требования даже при доказанном размере ущерба становится невозможным.

Утрата имущества как элемент реального ущерба

При взыскании стоимости утраченного имущества предмет доказывания реального ущерба по ГК РФ распадается на 2 части:

    Доказывание факта существования этого имущества, передачи имущества причинителю вреда (если это имело место).

  • Доказывание стоимости утраченного имущества (собственно размера ущерба). Может подтверждаться документами, на основании которых имущество приобретено. Например, товарными накладными (см. постановление АС ВВО от 20.04.2015 № Ф01-980/2015 по делу № А28-3810/2014), справками о балансовой стоимости, заключением оценщика и т. д.
  • Уменьшение стоимости имущества как элемент реального ущерба

    Оценка уменьшения стоимости из-за причиненного вреда представляет существенную сложность, поэтому целесообразно ее проведение оценщиком.

    Для предъявления требования о взыскании ущерба в виде умаления стоимости имущества не имеет значения, продано оно потерпевшим или остается в его собственности (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25). Размер уменьшения может быть определен в том числе как разница между ценой продажи поврежденного имущества и ценой нового имущества (определение ВС РФ от 19.07.2016 № 59-КГ16-9).

    Расходы на восстановление права как элемент реального ущерба

    Затраты на восстановление положения потерпевшего должны быть подтверждены расчетом, а при необходимости калькуляцией (сметой) и заключением эксперта (определение ВС РФ от 16.02.1999 № 5-В99пр-37). В состав этих затрат включаются:

    1. Фактически понесенные затраты на устранение повреждений. Здесь подлежит взысканию стоимость замещающих товаров (ст. 393.1 ГК РФ) и произведенных работ. Однако ответчик вправе доказать, что при использовании более разумного и распространенного способа устранения вреда затраты были бы меньше, в этом случае возмещение будет уменьшено (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
    2. Будущие затраты на восстановление права. Например, в ситуации, когда был утрачен земельный участок, суд взыскал его стоимость, определенную экспертным путем (постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-1460/2016 по делу № А13-8647/2015). По другому делу в заключении экспертов была оценена стоимость восстановительного ремонта (постановление АС ВВО от 18.05.2016 № Ф01-1147/2016 по делу № А43-4443/2015).

    Расходы, связанные с восстановлением права, как элемент реального ущерба

    Кроме того, могут быть взысканы другие, связанные с восстановлением права затраты:

    • стоимость контрольно-регламентных работ на железнодорожном транспорте, поскольку их проведение при ремонте обязательно (постановление АС СЗО от 13.12.2016 № Ф07-11244/2016 по делу № А56-6664/2016);
    • затраты на проведение экспертизы, оплату услуг аварийных комиссаров (определение ВС РФ от 28.04.2015 № 18-КГ15-45);
    • судебные расходы на представителя (наиболее неопределенная категория, т. к. взыскиваются «в разумном размере»), оплату проведения экспертизы.

    Рассмотрим некоторые ситуации.

    Реальный ущерб в результате ДТП включает в себя утрату товарной стоимости

    Как правило, необходимость в таком взыскании возникает в случае, когда суммы возмещения, выплаченной страховой компанией по полису ОСАГО, для покрытия реального ущерба недостаточно. Исходя из ст. 1072 ГК РФ, лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае недостаточности страховых выплат обязано возместить разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Для определения действительного ущерба при ДТП учитываются:

    1. Стоимость восстановительного ремонта, а также разница между выплаченным страховым возмещением и реальными затратами (определение ВС РФ от 05.07.2016 № 88-КГ16-3).
    2. Утрата товарной стоимости (УТС). Этот спорный вопрос часто всплывает на практике, т. к. страховые компании иногда отказывают в ее выплате (см. постановление АС СЗО от 22.06.2016 № Ф07-3482/2016 по делу № А42-1951/2015).

    Вместо УТС можно предъявить к взысканию разницу между остаточной стоимостью и реальной рыночной стоимостью автомобиля без повреждений (определение ВС РФ от 19.07.2016 № 59-КГ16-9).

  • Расходы на аварийного комиссара, проведение оценки и экспертизы (определение ВС РФ от 28.04.2015 № 18-КГ15-45).
  • Это интересно:  Заявление на сдачу теории в гибдд 2020 год

    Подробнее о составлении иска в этом случае читайте в статье Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного ДТП.

    Реальный ущерб как следствие нарушения договорного обязательства

    В отличие от деликтной ответственности, регулируемой нормами ГК РФ, ответственность в результате нарушения обязательства определяется также условиями соглашения сторон. Таким документом или законом могут быть установлены ограничения на взыскание убытков (ст. 394, 400 ГК РФ). Например, в договоре может быть предусмотрено, что убытки не могут быть взысканы сверх неустойки (исключительная неустойка).

    ВАЖНО! В случае если ограничения отсутствуют, реальный ущерб доказывается по общим правилам.

    Например, в пп. 3.1, 3.6 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 указано, что к реальному ущербу лизингодателя могут относиться:

    • затраты на демонтаж, возврат, транспортировку, хранение, ремонт и реализацию предмета лизинга;
    • плата за досрочный возврат кредита, полученного лизингодателем на приобретение предмета лизинга.

    Взыскание реального ущерба в порядке регресса: некоторые особенности

    В соответствии со ст. 1081, 1082 ГК РФ лицо, выплатившее компенсацию, имеет право регресса (обратного требования) к причинителю в размере выплаченного возмещения, в том числе в порядке взыскания убытков. Например, такими убытками являются выплаты потребителя в случае продажи товара с недостатками, возникшими по вине производителя. К реальному ущербу относятся все выплаты, непосредственно связанные с недостатками, например:

    • стоимость товара;
    • возмещение расходов на экспертизу качества товара;
    • компенсация морального вреда, причиненного вследствие свойств товара (постановление АС МО от 24.06.2015 № Ф05-7322/2015 по делу № А40-148183/14).

    Однако в регрессном порядке не могут быть взысканы расходы, вызванные действиями самого продавца, выплатившего компенсацию потребителю:

    • штраф;
    • судебные расходы;
    • компенсация морального вреда, причиненного действиями самого продавца, а не его поставщика или изготовителя, к которым предъявлено регрессное требование (см. постановление ФАС МО от 31.05.2012 по делу № А40-95361/11-118-750).

    Возмещение имущественного вреда вследствие неправомерных действий судебного пристава-исполнителя

    При причинении вреда в результате действий пристава применяется ст. 1064 ГК РФ, а также ст. 19 закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ, ст. 119 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

    Предмет доказывания по таким делам определяется по общим правилам. На это указано в п. 82 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства…» от 17.11.2015 № 50. Как правило, факт незаконных действий (бездействия) предварительно (до предъявления иска об ущербе) проверяется в судебном порядке. При наличии вступившего в законную силу решения возможно обращение в суд с требованием о взыскании реального ущерба.

    Взыскание ущерба, причиненного правонарушением (в т. ч. преступлением)

    Требование о возмещении вреда, причиненного преступлением, может быть предъявлено в рамках уголовного процесса или отдельно. В случае совершения административного правонарушения — только отдельно, в гражданско-правовом порядке.

    В данной ситуации неправомерность деяния причинителя вреда доказана судебным или административным актом, вступившим в законную силу. Таким образом, необходимо доказать наличие причинно-следственной связи и размер убытков, включая прямой ущерб.

    Итак, в зависимости от обстоятельств конкретного дела действительный ущерб может включать стоимость утраченного имущества, а также расходы на восстановление имущественного положения лица, которому был причинен вред. Их перечень оценивается судом с точки зрения принципов полного и справедливого возмещения ущерба.

    Цена ремонта: что входит в реальный ущерб от ДТП

    По общим принципам возмещения убытков (ст. 15 ГК), в состав реального ущерба включаются расходы, которые пострадавший понес для полного восстановления своего нарушенного права. Несмотря на такое положение, судебная практика долгое время не была однородной и порой признавала все выплаты сверх суммы восстановительного ремонта машины недопустимыми, рассказывает партнер «Содружества земельных юристов» Юлия Бузанова. Она отмечает, что такой размер определялся с учетом износа авто, из-за чего в некоторых случаях цифра реальных выплат снижалась в десятки раз: «Этого не хватало на восстановление транспортного средства».

    Денег страховой не хватило на ремонт

    Истец:Ольга Арапова*

    Ответчик:Артур Юсупов*

    Суд:Верховный суд

    Суть спора:Входит ли размер утраты товарной стоимости авто в сумму реального ущерба от ДТП

    Решение:Отменить акт апелляции, отправить дело на новое рассмотрение

    Арапова не согласилась с актами нижестоящих инстанций и оспорила их в Верховный суд. ВС пояснил, что утрата товарной стоимости авто относится к реальному ущербу и ее размер тоже надо выплатить пострадавшему (п. 37 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцев транспортных средств»). Судьи ВС подчеркнули, что в рассматриваемом случае нужно учитывать принцип полного возмещения убытков (дело № 18-КГ17-257). То есть потерпевшему нужно выплатить такую сумму, которая полностью восстановит его нарушенные права. Судебная коллегия по гражданским делам ВС отметила, что в этом деле нижестоящие суды должны были оценить всю совокупность доказательств для объективной оценки ущерба машине.

    Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, «тройка» судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила акт апелляции и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Краснодарский краевой суд (прим. ред. – пока еще не рассмотрено).

    Эксперты «Право.ru»: «Виновник аварии не понес должной ответственности»

    Юрист АК «Павлова и партнеры» Надежда Попова замечает, что нижестоящие суды в этом споре не учли важность такой категории, как «утрата товарной стоимости». Хотя ВС уже указывал, что она является реальным ущербом, который может непосредственно проявиться при продаже поврежденного имущества в будущем, подчеркивает юрист Дарья Суханова из ЮБ «Аронов и Партнеры», ссылаясь на постановление Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 года.

    Старший юрист КА «Ковалев, Тугуши и партнеры» Ксения Степанищева

    Она обращает внимание, что суды ошибочно решили не присуждать такую выплату, ссылаясь на невозможность точно определить ее размер. По ее словам, такой отказ нарушает принцип справедливости и соразмерности ответственности нарушенному обязательству. Кроме того, нижестоящие суды необоснованно ограничили ответственность второго ответчика – виновника ДТП, считает юрист. Хотя истец просил взыскать убытки и с Юсупова.

    Старший юрист ЮК «Митра» Антон Томилин и вовсе уверен, что это дело демонстрирует другой важный момент – суды общей юрисдикции в должной степени не применяют разъяснения по вопросам судебной практики, которые дает Пленум ВС.

    * – имя и фамилия изменены редакцией.

    Статья написана по материалам сайтов: autolegal.ru, rusjurist.ru, pravo.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector