Описание места дтп 2021 год

ОСОБЕННОСТИ ФИКСАЦИИ ОБСТАНОВКИ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия в соответствии с требованиями ст. 177 УПК РФ должен быть зафиксирован следователем или работником ГИБДД производящего осмотр. В этом случае результаты осмотра фиксируются протоколом, который составляется в ходе указанного следственного действия или непосредственно после его окончания.

По общим правилам ( ст. 166 УПК РФ) в протоколе осмотра места дорожно-транспортного происшествия (ДТП) должно быть указано:

  1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончание с точностью до минуты;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. фамилия, имя отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности;

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвующих в следственном действии;

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра (применительно для всех видов происшествий) обязательной фиксации подлежат следующие обстоятельства и элементы обстановки :

Время и место (год, месяц, дата, часы и минуты, область, район, населенный пункт, километр дороги);

Погодные условия: ясно, пасмурно, дождливо, ветер туман, снег, метель, гололедица, температура воздуха;

Освещение(естественное, искусственное, уличные фонари, свет фар);

Тип дорожного покрытия (бетон, асфальтобетон, цемент бетон, щебеночная насыпь, брусчатка, булыжник, грунт, песок, глина и др.) покрытие обочин;

Геометрические размеры дороги и ее элементов : ширина проезжей части дороги, ширина обочины, ширина пешеходных дорожек, их местоположение, наличие разметки(сплошная, прерывистая линия, стрела, стоп-линия, “зебра”- пешеходный переход, надпись), ширина полос движения, ширина, глубина, угол наклона внутреннего откоса кювета; высота бордюров;

Состояние дорожного покрытия, обочин, пешеходных дорожек (тротуаров):

6.1. Наличие строительных и эксплутационных дефектов (неровностей, перепадов уровней, выбоин, трещин, ям)

6.2. Обстоятельства,обславливающие степень сопротивления дорожного покрытия (сухое, влажное, мокрое, покрытое рыхлым, влажным, укатанным снегом, льдом, замасленное), значение коэффициентов, характеризующих движение ( при измерении их приборами)- качения и сцепления.

Наличие зоны действия дорожных знаков (наименование знака, местонахождение- размер; светофора(сигнал светофора в момент совершения ДТП); регулировщика.

Характеристика прилегающих к дороге участков (наличие строений, зеленых насаждений, иных объектов, их местонахождение- размеры “А” и “Б”).

Тип, марка, модель, год выпуска, государственный номер, принадлежность транспортных средств и их прицепов (размеры, габариты).

Наличие груза: его вид, вес, габаритные размеры ( высота, длина, ширина, укладка, крепление), количество перевозимых пассажиров.

Обзорность ( с места водителя ТС: ограничена неподвижным предметом, ограничена подвижным объектом, не ограничена.

Точные координаты места происшествия, места первоначального контакта и места положения всех объектов, имеющие значение для дела.

Состояние и характеристика следов движения и торможения транспорта, длина следов торможения на каждом участке с различным на каждом участке с различным покрытием (следы сплошные, прерывистые).

Величина продольного и поперечного уклона дороги.

Радиус поворота дороги и длина закругления.

Расшифровка пунктов 12-15.

12. Основными признаками, по которым можно установить место первоначального контакта являются:

  • резкое отклонение следа колес от первоначального направления, возникающего при эксцентричном ударе по транспортному средству;
  • следы бокового сдвига катящихся или заблокированных колес;
  • прекращение или разрыв следа “юза”, которое происходит в момент столкновения в результате резкого нарастания нагрузки и нарушения блокировки колес или отрыва колес от поверхности дороги ;
  • след “юза” одного колеса, по которому был нанесен удар, заклинивший его(наиболее часто – это след передних колес);
  • следы трения деталей транспортного средства о дорожное покрытие при разрушении его ходовой части (при отрыве колеса, разрушении подвески, рассоединении карданного фала);
  • мелкие частички грунта, осыпавшиеся с нижних частей транспортного средства при ударе. Обладая незначительной инерциональностью, они остаются на месте первоначаного контакта транспортного средства ;

В некоторых случаях место первоначального контакта транспортных средств можно определить, учитывая следы перемещения обоих транспортных средств после столкновения. Место столкновения определяется как точка пересечения линий, проведенных этими следами в направлении, противоположном перемещению транспортных средств.

Аналогичным образом определяется место первоначального контакта по направлению трасс (следов), оставленных на дороге объектами отброшенными при столкновении. Такими следами (трассами), могут быть царапины и последовательно расположенные повреждения проезжей части дороги и обочины от отделившихся частей транспорта и груза, упавших мотоциклов, велосипедов от тел водителей и пассажиров, выпавших из транспортных средств в момент удара. Если после столкновения объекты, оставившие следы, двигались прямолинейно и траектория их движения просматривается на всем протяжении, то для определения места столкновения следует провести линии в сторону, противоположную перемещению объектов. Место пересечения этих лини определит точку первоначального взаимодействия транспортных средств. Чем больше зафиксировано таких следов, тем точнее можно установить место столкновения, поскольку имеется возможность выбрать наиболее информативные следы исключив те, траектория которых могла измениться при соприкосновении с препятствиями на дороге.

Достаточно точную информацию о месте первоначального контакта транспортных средств дают следы охлаждающей и тормозной жидкости, горюче-смазочных материалов, если при дорожно-транспортном происшествии повреждены соответствующие агрегаты(радиатор, водяной или масляный, топливный бак, поддон картера двигателя или масленый фильтр).

13. Местоположение объектов и следов, находящихся на месте ДТП, осуществляется по отношению к двум базовым ориентирам. Ими могут быть: расположенные поблизости перекрестки, строения, а также кромка (бордюрный камень)дороги близлежащие перекрестки, строения или же две взаимно перпендикулярные линии. Одна из них (например, линия “А”) проводится перпендикулярно осевой линии дороги от ближайших перекрестков (строений, дорожных указателей) либо на любом выбранном расстоянии от них, вторая (линия “Б”) должна проходить по кромке или бордюрному камню, о чем делается отметка в протоколе.

Для определения местоположения следов , находящихся на транспортном средстве (ТС) и окружающих дорогах объектах, приняты иные ориентиры- высота от дорожного покрытия и расстояние от переднего бампера ТС либо от ориентированного по частям света края (объекта).

Описание ДТП

Лабораторная работа №1

«Специальные возможности MS Word для оптимизации работы с документами»

Практическое занятие: 4 ч.

Цель занятия:

-Курсанты должны научиться отчеты о проделанной работе при помощи пакета MS ЕхсеL .

— Освоить процедуры создания сводных таблиц, их ведение.

-Освоить составление документов MS Word при помощи электронных форм

Практическая часть.

1. Изучить ст. 15.1. Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утв. Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. №297 (РГ.1999.25-26 мая, 1-2 июня) с изм. и доп.

«15.1. О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС, происшествии, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть строевого подразделения (органа внутренних дел) и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.

При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:

а) фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;

б)Место, время, вид и обстоятельства происшествия;

в) сведения о пострадавших;

г) сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;

д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;

е) тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были оправлены пострадавшие;

ж)сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.

2. Обработать следующие ДТП и свести их в сводную таблицу, основанную на позициях необходимых для фиксации, указанных в ст. 15.1. Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Описание ДТП

1. Утром 7 ноября 2006 г.на Ракитовском шоссе, при движении от пр.К.Маркса в сторону Московского шоссе, водитель грузовой «Газели» выехал на сторону встречного движения и столкнулся с автомашиной «Хэндэ Акцент». В результате водитель иномарки погиб, а виновник аварии госпитализирован с ушибом грудной клетки и черепно- мозговой травмой. Дополнительной причиной, способствующей возникновению ДТП, явилась влажная проезжая часть. Причины возможной утечки воды на данном участке выясняются.

2.24.12.06. в 13:30 водитель ВАЗ-2109, следуя по Волжскому шоссе, совершая обгон, выехал на заснеженную середину дороги. Несоответствие скорости состоянию проезжей части привело к потере управления и заносу автомобиля. Оказавшись на встречной полосе, «девятка» развернулась поперек дороги. В результате столкновения со встречным УАЗом «Патриот» легковушку буквально разорвало на куски. Выпавшие на дорогу люди попали под проходящий ВАЗ-2110.Водитель и пассажир погибли. Женщина- пассажир госпитализирована с тяжелыми травмами. В УАЗе тоже пострадали три человека, в том числе одиннадцатилетняя девочка.

3.Утром 2февраля в районе пос.Яицкое на Южно-обводной дороге решил развернуться водитель грузового фургона. Свой маневр он начал выполнять с правой обочины. Солнечная погода, прекрасная видимость, сухой асфальт – все способствовало безопасному исходу событий. Даже приближающаяся маршрутная «Газель» имела яркую ядовито-желтую окраску, чтобы всегда быть заметной. Тем не менее, фургон начал движение и оказался поперек дороги перед попутным микроавтобусом. Водитель «Газели» резко затормозил и попытался «увести» автомобиль влево. Избежать столкновения не удалось. Рейс Новокуйбышевск-Самара для одиннадцати пассажиров оказался законченным. Выбираться из покореженного автобуса пассажирам помогали спасатели МЧС, сотрудники ДПС и «Скорой помощи». Три человека с тяжелыми травмами отправлены в медучреждения.

4. Трамвайный вагон вышел из Северного депо для работы во вторую смену на маршруте №7. В 19.50, двигаясь по ул.Ново-вокзальной, трамвай благополучно пересек ул.Стара-Загора и направился в сторону пр.К.Маркса. И тут начался настоящий кошмар! По предварительной версии, из-за сбоев в электропитании перестала действовать рабочая тормозная система. Дополнительная аварийная система тоже не сработала. Почему трехуровневая защита от подобных ситуаций не позволила остановить вагон, и верными ли были действия водителя, покажет следствие. Неуправляемый трамвай, набирая скорость по уклону, устремился к ул.Ставропольской, проезжая остановочные пункты. На перекрестке с пр.К.Маркса, сильно ударив в левый бок ВАЗ 2109, увлек его с собой и протащил почти до АЗС «Витязи». Пострадавших людей из искореженного салона смогли извлечь только специалисты МЧС. На перекрестке с ул.Нагорной было сбито еще два легковых автомобиля. На ул.Ставропольскую трамвай вылетел неожиданно для стоящих на остановочной платформе пассажиров. При повороте рельсов направо на 90градусов произошел сход тяжелого вагона с путей, а перепад уровня между площадкой остановки и проезжей частью в 20см спровоцировал потерю устойчивости и его опрокидывание. В результате трагедии погибли 3 и травмировано 11человек, в том числе трое детей. Один из погибших успел спасти шестилетнего внука, сумев, по словам очевидцев, в последний момент вытолкнуть мальчика с траектории движения трамвая. На проезжей части, куда упал вагон, к счастью не оказалось ни одного автомобиля. Время было уже не «пиковое» и светофор накануне был переведен в режим «желтого мигания» из-за проведения ремонта дороги. Поэтому транспорт перед светофором не скапливался.

5. 4 октября около 13:00 на ул. Демократической произошло ДТП. Водитель ВАЗ 2108, двигаясь по мокрой дороге на опасно высокой скорости, потерял контроль над своим автомобилем. По словам очевидцев, «восьмерка» вылетела на встречные полосы через сплошные линии разметки, разворачиваясь на 180 градусов. Водитель встречной «Татры» резко затормозил и попытался принять вправо на обочину. Тем не менее тяжелый самосвал продолжал двигаться юзом, и смяв легковушку, буквально раздавил ее. Прибывшие к месту аварии спасатели МЧС установили, что в свою последнюю поездку водитель отправился один. Характер повреждений автомобиля и полученные травмы не оставили молодому человеку шансов выжить.

6. В ночь на понедельник на ул. Стара-Загора произошел наезд автомашины ВАЗ 2105 на металлическую трубу, которая практически вошла в салон автомобиля. По прибытии сотрудников ГИБДД водителя на месте происшествия не оказалось. Сейчас ведутся поиски автовладельца и возможных пострадавших. Следует так же отметить, что работы по ремонту теплотрассы ведутся на данном участке уже давно, но установленные знаки и средства ограждения не отвечают в полном объеме требованиям безопасности. По сегодняшнему факту ДТП, виновные должностные лица, ответственные за безопасность движения в месте проведения ремонтных работ, так же привлечены к административной ответственности.

Это интересно:  Что надо делать при дтп без пострадавших 2021 год

7. Днем 4 сентября водитель грузопассажирской «Газели», следуя по Заводскому шоссе со стороны ул. XXII Партсъезда в сторону ул. Кабельная, «незаметил» припаркованный у правого бордюра эвакуатор и на полном ходу ударился в него, буквально въехав под грузовик. Извлеченный из искореженного салона водитель отправлен на «Скорой помощи» в больницу. Благо пассажиров с ним не было.

8. Проведенные мероприятия на Южно-обводной дороге позволили привести в надлежащее состояние направляющие ограждения, разметку, освещение и саму проезжую часть. Однако идеальные дорожные условия расслабляют некоторых невнимательных участников движения и провоцируют отдельных недисциплинированных водителей на превышение скорости и неоправданный риск. 28 августа, около 14:00 водитель ВАЗ-2113, двигаясь на большой скорости не среагировал на торможение попутного транспортного потока, объезжающего стоящий на первой полосе неисправный КамАЗ. Во избежание столкновения с впереди идущими транспортными средствами, он принял меры экстренного торможения и резко принял влево, выехав на полосу встречного движения через две сплошные линии разметки. В результате лобового столкновения с грузовым фургоном «Газель» водитель получил тяжелейшую травму головы. Движение по Южно-обводной дороге было парализовано на три часа.

9. 21.08.2006г. в 12:10 водитель грузового фургона «Фольксваген», груженого цементом и стройматериалами, следуя по Красноглинскому шоссе, разогнал автомобиль до такой скорости, что на затяжном спуске потерял контроль над управлением. Фургон начал вилять по дороге из стороны в сторону. Водитель встречной «десятки» пытался уйти от лобового удара, но касательного столкновения избежать не смог. От сильного удара у «Фольксвагена» оторвало задний мост, а легковой автомобиль получил такие повреждения, что тяжело травмированных водителя и пассажира пришлось эвакуировать спасателям МЧС.

10.26.08.2006 около полудня произошла трагедия на Красноглинском шоссе. Автомобиль «Ока», оказавшись на полосе встречного движения, лоб в лоб столкнулся с грузовым пикапом «ВИС». Оба автомобиля получили такие повреждения, что людей из искореженных салонов смогли извлечь только специалисты МЧС. Водитель пикапа и пятнадцатилетний пассажир «Оки» погибли на месте ДТП. Второй водитель скончался от полученных травм при доставлении в больнице.

11.30мая в 13.00 водитель ВАЗ 2115, двигаясь по кольцевой развязке пр.Кирова-ул.Стара-Загора, не вписался в радиус закругления и выехал за пределы проезжей части. Автомобиль снес барьерные ограждения, кустарник, и ударившись в столб загорелся. Пожар был ликвидирован с помощью оказавшихся рядом сотрудников Службы аварийных комиссаров и наряда ДПС. Помощь прибывших пожарных расчетов уже не потребовалась. Водитель — молодой офицер, не пострадал. Девушка-пассажир получила легкое сотрясение головного мозга. Лишь по счастливой случайности балка разрушенного ограждения оказалась не в салоне автомобиля, а над его крышей.

12.10 июля около 15:00 во время движения неожиданно загорелся пассажирский «Соболь», принадлежащий одному из промышленных предприятий города. В автомобиле к счастью находились только водитель и бухгалтер, которые успели быстро покинуть объятый пламенем салон. На время работы прибывшего пожарного расчёта, движение по пр.Кирова на участке от Московского шоссе до ул.Стара- Загоры было перекрыто экипажами ДПС. Пострадавших нет.

13.Утром 9 июля на перекрёстке Ракитовского шоссе и пр.Карла Маркса при резком торможении потеряла управление и перевернулась автомашина ВАЗ-2114. Девушка-водитель пояснила, что аварийную ситуацию создал встречный мотоциклист, поворачивающий налево. Она отделалась лёгким испугом и небольшими ушибами. Девушке поистине повезло! Опрокинутая на крышу автомашина оказалась буквально насаженной на столбик дорожного ограждения, который проник в салон как раз через окно с водительской стороны. Чтобы поставить автомобиль на колёса, пришлось сначала поднимать его с помощью крана, снимая с ограждения.

14. 1 июля около 16:00 водитель ВАЗ-2106, следуя по ул.Советской Армии предпринял попытку пересечь на запрещающий сигнал светофора Московское шоссе. Выехав на перекрёсток на перерез транспортному потоку, «Жигули» ударились сначала в патрульный автомобиль ДПС, а затем в иномарку. В результате аварии травмировано 4 человека. Виновник ДТП направлен на мед. освидетельствование с подозрением на наркотическое опьянение. Медики подтвердили, что данный гражданин уже проходил аналогичный тест накануне, но результаты анализов пока не готовы.

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

Осмотр места происшествия позволяет доказательственно ответить на целый ряд вопросов, относящихся к точному расположению наезда, столкновений или иного вида ДТП, к дорожным условиям и организации движения в этом месте, к положению и состоянию транспортных средств, к нахождению потерпевших и последствиям ДТП, к вещественным доказательствам и следам. Он позволяет с начального этапа расследования построить правильную версию о механизме происшествия.

Главная задача осмотра места происшествия заключается в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом.

В процессе осмотра, наряду с выявлением и фиксацией объектов и следов, необходимо получить предварительную устную информацию от очевидцев ДТП, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, разумно ограничить территорию осмотра и скорректировать деятельность членов следственно — оперативной группы.

Составной частью осмотра места происшествия являются сведения о местности, характеристика дорожных условий, обнаруженных на дороге предметов и следов.

Начинать осмотр рекомендуется начинать с определения постоянного ориентира, к которому можно » привязать » все другие объекты осмотра. Таким предметом может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие предметы. Задача следователя заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.

Если место ДТП находится в населенном пункте—указывается название улицы, номер дома. Вне населенных пунктов — указывается номер шоссе (дороги), километр и ориентир.

Неточная » привязка » места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может в последствии серьезно затруднить расследование и послужить основанием для направления дела на доследование.

Осмотр следует производить, исходя из конкретных условий, учитывая рекомендации изложенные ранее. Направление дорожного полотна (направление осмотра) в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом — по населенным пунктам.

Важными элементами дорожного участка являются; проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, а за городом — так называемый надрез (т.е. та часть полосы отвода дороги, которая расположена за кюветом при отсутствии тротуара.)

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюров, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места ДТП отражается сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытий), наличие продольного или поперечного наклона дороги и его величина.

При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги (виража). Однако надо предостеречь от увлечения линейными измерениями на дороге. Трудно согласится с авторами (Стешниц В.К., Якушко В. И.) которые предлагают при проведении осмотра измерять, применяя специальные приборы: угол схождения улиц или дорог, радиус закругления, крутизну спуска или подъёма и т.п.

Если перечисленные величины остаются неизменными, производить эти измерения в процессе осмотра места происшествия не следует, поскольку это займёт много времени, а сама обстановка места происшествия динамично и быстро изменяется.

В ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров, которые подвержены быстрым изменениям. Что же касается крутизны спуска или подъёма, радиуса закругления и др., то все эти точные данные могут быть получены следователем в соответствующих государственных организациях, в ведении которых находятся дороги.

Указания в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т.п.) важны для уяснения механизма ДТП.

Не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия.

Поэтому следователем очень точно должно быть определено и качество дорожного покрытия, и его фактическое состояние (мокрое, заметённое, обледенелое и т.п.). В этих целях принята следующая терминология:

асфальт, бетон, гравий, грунт и т. п.;

сухое, ровное, шероховатое, очень чистое;

сухое, ровное, чистое (запылённое);

влажное, ровное, чистое;

ровное, мокрое, грязное;

снежный наст с песочно — солевой подсыпкой (или без неё);

Практика показывает, что в момент ДТП на поверхности проезжей части, как правило, отсутствует ровный слой воды или снега, льда, грязи и т.п., отсутствует и его однородность. Чаще на дороге имеются лужи воды, выбоины, фрагменты наслоения жидкой грязи. Все эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе. В понятие дорожных условий входит также характеристика и состояние обочин дороги, наличие или отсутствие тротуаров, разделительных полос, автобусных остановок и т.п. Все эти сведения должны быть также зафиксированы в ходе осмотра места ДТП.

Освещенность участка дороги также относится к характеристике дорожных условий. В зависимости от неё водитель выбирает скорость с тем, чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет, с учетом видимости, какой свет ему включить.

На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д. Одни из них фиксируются при осмотре, другие — выясняются при допросе свидетелей.

Важными, а порой определяющими элементами организации движения являются светофоры, дорожные знаки, разметка и другие атрибуты дороги.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направления выходов, их расстояние до места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Потом в процессе расследования будет установлено, какое значение они имеют в конкретном ДТП.

Приступая к осмотру места ДТП, следователь должен помнить, что нередко причиной происшествия является неосторожное поведение пострадавшего или лиц, управлявших другими транспортными средствами, которые появляются на проезжей части неожиданно для водителя, в непосредственной близости от проезжающего транспорта. Непрозрачные препятствия, из-за которых обычно появляются участники движения, как правило, образуются густо посажеными кустарниками и деревьями, заборами строительных площадок, припаркованными к обочине дороги крупногабаритными транспортными средствами. Именно из-за них чаще всего внезапно появляются пешеходы, выезжают автомобили и мотоциклы.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся; дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса, автобуса. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. В необходимых случаях все эти данные будут использованы при проведении следственного эксперимента.

Теперь о тех следах, которые могут быть обнаружены при проведении осмотра места происшествия.

Прежде всего — это динамические или статические следы колёс транспортного средства, следы осыпей грунта с частей транспортного средства при его столкновении, следы крови и другие следы биологического происхождения, частицы стекол и лакокрасочных покрытий и т.п. Входе осмотра следов и мелких объектов следователь и другие участвующие в осмотре лица измеряют расстояния от этих объектов до элементов дороги, крупных объектов — узлов места происшествия. Фотографирование осуществляется с применением масштабной линейки. Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколки стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывания их причастности к происшествию. Следы и объекты после их осмотра и описания изымаются и упаковываются в бумажные и полиэтиленовые пакеты, пробирки. При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта. Кроме того, изымаются контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Это необходимо для проведения в дальнейшем судебно-химических исследований обнаруженных следов жидкости и сыпучих веществ.

Непременным объектом осмотра являются следы транспортных средств. При их изучении может возникнуть немало частных версий о виде, модели, направлении и скорости движения транспортного средства. При отражении в следах индивидуальных особенностей протектора шины, с помощью трассологической экспертизы возможна идентификация следообразавателя. С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки. Для установления модели шины (что дает возможность по справочным таблицам определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора. Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора, отграничивается часть следа равная одному шагу (шаг — это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается зарисовка.

Это интересно:  Дтп непристегнутый ремень 2021 год

Кроме того, измеряются размеры элементов рисунка. При обнаружении в следе, оставленным свободно вращающимся колесом, индивидуальных признаков шины, изготавливается гипсовый слепок этой части следа.

Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление движения транспортного средства особенно в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия.

Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др.

Точная фиксация следов торможения важна для уяснения механизма происшествия, позволяет установить расположение, длину, характер и форму следов. Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Фиксация хода и результатов осмотра ДТП

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т.п., но и в зависимости от расположения других машин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование. Достоверное уяснение обстановки места происшествия самим следователем (дознавателем) зачастую определяет его субъективный и объективный подход к расследованию ДТП. Так, следователь, оценив сложный характер рельефа (местности) дороги в месте ДТП, аварийно-опасный участок дороги в месте происшествия, отсутствие соответствующего предупреждающего знака, освещения и т.п., делает вывод о том, что, будучи сам на месте водителя, совершившего аварию, вряд ли бы предотвратил ее. Внутренне» следователь предрасположен к водителю, уже интуитивно предполагая его невиновность.

Однако сразу после осмотра места ДТП, проведения всех вышеуказанных первоначальных (главных) следственных действий не следует делать каких-либо прогнозов и выводов, в том числе и тогда, когда интуиция явно указывает на невиновность водителя. Следует помнить, что и сам факт невиновности субъекта должен быть доказан следствием.

Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия имеет специфику, которая заключается в том, что фиксации подлежат размеры, расстояния, взаимное положение объектов, повреждения на машине, то есть информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому протокол осмотра обязательно должен быть дополнен и иллюстрирован фотоснимками, схемами, планами, чертежами.

Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра ДТП должно найти отражение:

  • а) описание места аварии ; б) состояние погоды в момент осмотра;
  • в) характеристика дороги и проезжей части; г) следы торможения;
  • д) координаты точек наезда, столкновения или опрокидывания транспортных средств, расположения объектов, раскрывающих механизм происшествия.

При описании места аварии отмечают название улицы и способ регулирования движения на ней, фиксируют ширину проезжей части, размещение дорожных знаков, указателей, остановок транспорта и переходов, состояние проезжей части дороги (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая, скользкая и т.п.), приблизительно величину радиусов поворота, подъема, уклона. Необходимые точные данные нужно запросить в дорожных учреждениях.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом, из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на ТС и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Измерения на месте ДТП

Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат. В качестве одной из осей координат (X) могут быть использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями. Вторая ось координат (Y) должна проходить через выбранный ориентир (место установки дорожного знака, угол здания и т.д.) и быть перпендикулярной первой.

В случаях, когда на месте ДТП нет прямых линий, которые можно было бы использовать в качестве оси координат (криволинейный участок дороги, дорога без четких границ проезжей части — грунтовая, заснеженная и т.п.), необходимо на месте ДТП искусственно обозначить линию (ось координат), от которой будут производиться измерения (такая условная линия называется базовой).

Базовая линия проводится между двумя хорошо заметными объектами (ориентирами). Можно обозначить эту линию на местности, натянув между выбранными объектами полотно рулетки или шнур. Расположения базовых линий определяются на месте ДТП, исходя из конкретной обстановки и удобства измерений.

В случаях, когда ориентиры находятся на значительном расстоянии от места ДТП, базовую линию целесообразно расположить ближе к фиксируемым следам и объектам, указав расстояние от нее до ориентиров.

Положение следа или объекта фиксируется измерением расстояния от их характерных точек (начало, конец, изменение направления следа, положение колес ТС и др.) до базовой линии (поперечный размер), а также до линии, перпендикулярной к базовой и проходящей через один из ориентиров — вторая ось координат (продольный размер). Измерения проводятся перпендикулярно к осям координат.

Особенностями лесных и проселочных дорог является то, что они, как правило, не оборудованы техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, километровые столбы, указатели и т.п.). В связи с этим, в протоколе осмотра особое внимание должно быть уделено информации о расположении места ДТП. Для этого рулеткой или по счетчику спидометра должно быть промерено расстояние до места происшествия от известных просек, опушек, деревень и т.п. В качестве ориентиров могут быть выбраны объекты окружающей обстановки, которые будут хорошо различимы и позволят без затруднений определить их на месте ДТП. На схеме эти ориентиры обозначаются цифрами (рис. 1.6), а в протоколе указываются их отличительные особенности.

Не исключено, что вблизи места ДТП не окажется двух объектов, между которыми можно было бы провести прямую линию, а лишь один (камень, одинокое дерево и т.п.). В этом случае базовую линию можно построить на заданном расстоянии от места расположения компаса, установленного у определенной части ориентира, проведя ее так, чтобы она пересекала линию, направленную от компаса на какую-либо сторону света.

Пример записи в протоколе осмотра:

«Место ДТП расположено на дороге д. Запань — д. Берег в 1450 м от последнего дома справа от д. Запань. В этом месте справа от дороги находится камень-валун (дерево и т.п.). С северной части валуна, посередине его был расположен компас, по стрелке которого в направлении «север» была развернута рулетка (растянута бечевка). На расстоянии 8 м от камня перпендикулярно линии, идущей от него на север, была обозначена (рулеткой, шнуром) базовая линия. За нулевую точку отсчета при измерениях принята точка пересечения линии, идущей от камня на север, с базовой линией на расстоянии 8 м от камня».

Следы на дороге. Следы колес ТС. Следует зафиксировать длину, ширину и конфигурацию следа, а также его характер (качение, торможение, боковое скольжение) и, по возможности, его принадлежность конкретному ТС.

Если след прямолинейный, фиксируют его расположение по отношению к принятой базовой линии (к краю дороги, осевой линии дорожной разметки и др.) в начале и конце следа.

Если след криволинейный (сложной конфигурации), то при нанесении его на схему следует поступить следующим образом:

базовая линия от начала (конца) следа разбивается на от резки одинаковой длины, например, равные 1 м (при разбивке базовой линии на отрезки меньшей длины точность нанесения следа будет большей). Длина отрезков должна быть указана. При равной длине всех отрезков достаточно указать длину первого;

отрезки обозначают цифрами и измеряют расстояния от концов отрезков до следа.

Для фиксации дугообразного следа можно применять способ секущих хорд: дугообразный след последовательно делится на несколько сегментов с помощью хорды S; из середины каждой хорды к дуге восстанавливается перпендикуляр, линейные размеры S и h отмечаются на схеме.

Часто след, оставленный ТС, проходит по участкам дороги с различным покрытием (например, торможение начинается на проезжей части, затем ТС в заторможенном состоянии пересекает разделительный газон и останавливается на обочине). В таких случаях необходимо измерить длину следа в пределах каждого участка.

При фиксации следов шин ТС измеряются:

  • * расстояние между серединами следов шин, оставленных правыми и левыми колесами (при прямолинейном движении оно соответствует колее ТС). Если следы оставлены спаренными колесами, то измеряется расстояние между серединами следов внутренних колес, и также наружных колес;
  • *ширина следов шин — расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом;
  • *глубина следа шины — расстояние между дном объемного следа и плоскостью поверхности, на которой он оставлен;
  • *строение рисунка протектора, отобразившегося в следе, — конфигурация и размеры составляющих его элементов (в том числе местные дефекты), их количество, положения на беговой дорожке и относительно друг друга.

Объемные следы колес ТС, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются путем изготовления слепков.

Положение ТС на дороге. Достаточно зафиксировать расположение осей передних и задних колес ТС, расположенных с одной стороны и указать модель ТС (тягача, прицепа).

Следы скольжения частей ТС и других объектов (отделившихся деталей и частей ТС, груза, тела пострадавшего и др.) фиксируются аналогично следам колес. В данных следах могут отобразиться наслоения различных материалов и веществ. Поэтому необходимо не только описать их форму, размеры и положение на дороге, но также сделать соскобы наслоений для дальнейшего их исследования.

Если эти следы оставлены грузом, то следует отразить в протоколе место, которое занимал груз на ТС, и способ его крепления.

Потеки жидкостей и осыпи различных материалов и веществ, которые образуются в результате ДТП, в совокупности с другими следами являются ценным источником информации, характеризующим процесс развития ДТП в определенной его стадии.

Перед нанесением границ расположения осыпей на схему, например осыпей стекол, следует по возможности определить принадлежность осыпавшихся стекол конкретному ТС. Если окажется, что в общих границах осыпей располагаются осколки лобового стекла одного из ТС и стекла фар другого ТС, то границы их следует обозначить отдельно. Перед началом измерении следует обозначить границы осыпи и мест наибольшей концентрации (ядро осыпи).

К параметрам дороги, которые должны быть зафиксированы при осмотре, относятся:

  • * ширина проезжей части и обочин;
  • * характеристика поверхности проезжей части;
  • * дефекты дороги;
  • * конфигурация перекрестков;
  • * дорожная разметка;
  • * дислокация дорожных знаков, светофорных объектов;
  • *видимость и обзорность дороги;
  • * величина подъемов (спусков), поперечного уклона, глубина кювета;
  • * радиусы закруглений;
  • * дорожные сооружения;
  • * придорожная полоса (кюветы, откосы и пр.).

Ширина проезжей части. Измерение ширины проезжей части в пределах, например, города или населенного пункта, в большинстве случаев не вызывает затруднений, поскольку она ограничена четкими линиями бордюров.

При отсутствии бордюров либо в зимних условиях, когда бордюры и прилегающая к ним проезжая часть находятся под снегом, за ширину проезжей части принимается ее часть, не покрытая снегом. Если снег по краям открытой проезжей части укатан ТС, то данные участки включаются в ее ширину

Если проезжая часть полностью покрыта снегом, то за ее ширину принимается та часть, где снег укатан колесами ТС.

При наличии колеи, образовавшейся в результате движения ТС, следует указать ее ширину и глубину, а также расположение по ширине дороги.

Практика осмотра места ДТП показывает, что на дорогах можно встретить различные расположения колей (совмещенные, сливающиеся, пересекающиеся).

Дефект — несоответствие конструктивного элемента автомобильной дороги или улицы требованиям, установленным нормативными документами.

Это интересно:  Моральная компенсация при дтп тяжкий вред 2021 год

К поверхности дорожного покрытия нормативы предъявляют требования: ровность, шероховатость, состояние и повреждения.

Покрытие проезжей части автомобильных дорог и улиц не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, предельные размеры которых превышают допустимые значения, затрудняющих движение ТС с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В зависимости от транспортно-эксплуатационнных характеристик дороги и улицы подразделяются на 5 уровней по эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения. Для каждого уровня нормируется ровность и дефекты дорожного покрытия.

К дефектам дорожного покрытия относят: волны, выбоины, гребенку, просадку, колею, сдвиги, выпотевание битума, загрязнения, разлив горюче-смазочных материалов, возвышение или понижение проезжей части на сопряжении покрытия дороги с мостом, путепроводом, с головкой рельса трамвайных или железнодорожных путей, с верхом корпуса и крышкой смотрового люка и решетки дождеприемника.

Волны — деформации дорожного покрытия (одежды) в виде чередующихся впадин и возвышений различной высоты в поперечном направлении по отношению к продольной оси дороги, расположенных на различном расстоянии друг от друга.

Выбоины — разрушения дорожного покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями.

Гребенка — дефект дорожного покрытия или обочин из щебня, гравия и грунта в виде четко выраженных поперечных выступов и углублений различных размеров.

Просадка — деформация нежесткой дорожной одежды в виде впадин с пологими склонами различного размера.

Колея — деформация дорожного покрытия (одежды) в виде продольных борозд различной глубины, образующихся по полосам наката.

Сдвиг — деформация дорожного покрытия, образующаяся в местах торможений и на крутых спусках.

Покрытие может быть чистым, влажным, мокрым, грязным, обледенелым и заснеженным. Состояние дорожного покрытия может распространяться на обширную территорию или локально.

При фиксации дорожных условий в месте ДТП необходимо указать: размеры и форму дефекта дорожного покрытия (площадь, глубина, высота, ширина, длина); расположение дефекта относительно полосы движения и траектории движения ТС, участвовавших в происшествии; титул (наименование) дороги (улицы) и адресную привязку (километр плюс метры, № дома).

Если по кромкам проезжей части имеются выбоины (разрушения), неровности или другие препятствия (кучи песка, гравия), то водителями, как правило, используется ширина проезжей части, ограниченная этими дефектами, либо эти дефекты вынуждают водителей маневрировать при объезде. Поэтому при измерениях на схему следует нанести места расположения дефектов проезжей части и указать их размеры.

Если есть основание полагать, что наличие дефектов проезжей части влияло на возникновение данного ДТП (занос, опрокидывание), необходимо произвести их детальное измерение. При нанесении подробных размеров выбоины на основной схеме придется нанести значительное количество цифр, поэтому целесообразно результаты этих измерений отобразить на отдельном листе.

Для этого над выбоиной, по центру ее и параллельно кромке проезжей части (базовой линии) укладывается рейка, концы которой опираются на проезжую часть. Через каждые 10 см от начала выбоины замеряются расстояния от нижней части репки до дна выбоины, после чего рейку укладывают по центру выбоины в положение, перпендикулярное предыдущему, а измерения производят аналогично предыдущим.

При значительных размерах выбоины рейка располагается в трех-четырех местах над выбоиной в продольном и поперечном направлениях. Каждое положение рейки и размеры под ней фиксируются в протоколе.

Аналогичным образом, заменив рейку рулеткой и произведя измерения в горизонтальной плоскости, можно достаточно точно зафиксировать форму выбоины.

Конфигурация перекрестков. Упрощения в отображении на схеме конфигурации перекрестков затрудняют, а порой и исключают возможность установления причин ДТП, а в отдельных случаях могут привести и к неправильным выводам о случившемся.

Дорожные знаки и разметка, дорожные сооружения. Руководствуясь приведенными выше приемами измерений, несложно нанести на схему места расположения дорожных знаков и разметки, а также дорожных сооружений и ограждений.

В протоколе осмотра места происшествия должно быть дано описание этих объектов, а в необходимых случаях их видимость с места водителя в условиях рассматриваемого ДТП.

Уклоны. Уклоны (подъемы, спуски), идущие вдоль осевой линии проезжей части дороги, именуются продольными.

Для обеспечения стока воды с проезжей части ее обустраивают таким образом, чтобы края проезжей части располагались ниже ее середины (двускатный профиль). Образующиеся при этом уклоны именуются поперечными.

На некоторых участках закруглений дороги ее проезжая часть может быть выполнена с равномерным понижением от внешней стороны закругления к ее внутренней стороне (вираж, односкатный профиль).

Поперечные уклоны измеряются в направлении, перпендикулярном осевой линии дороги.

Радиусы закруглений. В случае, когда ДТП совершено на участке закругления дороги, величина радиуса закругления определяется из результатов следующих измерений.

В наиболее выраженной части закругления на линии, определяющей данное закругление (осевая линия, кромка проезжей части), делаются две отметки, которые должны находится в границах закругления. Между отметками растягивается рулетка, имеющая достаточную длину, и измеряется расстояние (А) между отметками (хорда). Из середины хорды восстанавливается перпендикуляр (В) до кривой, радиус которой измеряется.

В случаях, когда при ДТП транспортное средство сходит с дороги, им могут оставляться следы на проезжей части, на обочине, на откосах дорожного полотна и кювета, на придорожной полосе и т.д. На схему при этом следует нанести поперечный разрез дорожного полотна в месте с наиболее отчетливым отпечатком пути перемещения ТС, с указанием мест расположения, вида и характера следов.

Если ТС на пути своего перемещения контактировало, например, с деревьями либо с другими препятствиями, расположение этих препятствий и следы, имеющиеся на них, следует измерить и описать в протоколе.

Для производства измерений уклонов, радиусов закруглений и других элементов дороги целесообразно привлечь специалиста.

Фото — и видеосъемка.Применение в ходе осмотров средств фото- и видеосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксирование следовой информации, содержащейся на месте происшествия, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участия в осмотре.

Все преимущества применения фотографии и видеосъемки реализуются лишь при соблюдении определенных требований, предъявляемых к данному виду фиксации информации.

Фиксация следов и объектов на месте ДТП с помощью фотосъемки является одним из видов криминалистической фотографии и подчиняется всем требованиям и правилам, предъявляемым к данной отрасли криминалистической техники.

Методы судебной фотографии достаточно полно изложены в специальной литературе. Поэтому в настоящем пособии основное внимание уделено применению видеосъемки при осмотре места ДТП.

С помощью видеосъемки можно с максимальной полнотой и оперативностью отснять участок дороги, где произошло ДТП, а также зафиксировать все следы и объекты на месте происшествия, их характер и взаимное расположение с одновременным словесным описанием.

Видеосъемка участка места ДТП

Участок дороги, на котором произошло происшествие, снимается общим планом. В зависимости от размеров участка места происшествия можно использовать несколько способов видеосъемки.

При незначительных размерах участка можно производить съемку из двух диаметрально противоположных (относительно места происшествия) точек. Точки съемки при снятии участка следует выбирать с учетом того, чтобы показать весь участок.

Чтобы снять участок значительной протяженности, целесообразно применять съемку способом круговой (а) либо линейной (б) панорамы:

  • а) точка съемки выбирается таким образом, чтобы при повороте видеокамеры вокруг оси штатива весь участок ДТП был отснят общим планом; камеру закрепляют на штативе и поворачивают ее вокруг оси. При этом выбор плоскости вращения видеокамеры должен производится с учетом того, чтобы при вращении фиксируемый участок постоянно был в центре кадра. Угловая скорость поворота видеокамеры выбирается с учетом того, чтобы впоследствии можно было хорошо рассмотреть участок (рекомендуется не больше 90 градусов за 15 с);
  • б) для получения линейной панорамы камеру в момент съемки плавно перемещают параллельно переднему фронту снимаемого участка.

Основная задача при съемке участка места ДТП — фиксирование общего вида участка и его особенностей (закругления дороги, спуски, подъемы, размеры проезжей части, расположение ограждений, знаков и т.д.), показ общей картины расположения объектов относительно элементов дороги после происшествия. Продолжительность видеосъемки выбирается таким образом, чтобы впоследствии возможно было рассмотреть снимаемый участок. Обычно времени, в течение которого идет словесное описание снимаемого участка, достаточно, чтобы снять весь участок. В словесном описании, которое ведется параллельно с видеосъемкой участка, должно быть указано:

  • *расположение участка и основные его характеристики;
  • * краткое описание объектов и их расположения относительно элементов дороги (например: осмотр места происшествия на 72-м км дороги Минск — Брест, горизонтального профиля, участок прямолинейный, дорога имеет по две полосы движения в каждом направлении, разделенные разметкой, шириной по 3,5 м, направления разделены разделительной полосой шириной 5 м и т.д.; на правой полосе движения по направлению к г. Брест расположен автомобиль ВАЗ-2101, труп человека и велосипед и т.д.).

Видеосъемка следов на дороге

Взаимное расположение следов, а также их расположение относительно элементов дороги и других объектов, имеет огромное значение при расследовании ДТП. В связи с этим при проведении видеосъемки места ДТП очень важно соблюдать последовательность видеосъемки, когда вначале общим или средним планом делаются кадры, позволяющие зафиксировать положение следа относительно элементов дороги и относительно других объектов, а затем крупным планом со всеми особенностями показывается сам след. В словесном описании дается привязка следа и указываются основные его особенности (например: на правой стороне дороги по направлению на г. Брест имеется прямолинейный тормозной след автомобиля, который начинается на расстоянии 15 м от километрового столба, след проходит параллельно оси дороги на удалении 1 м от правой кромки проезжей части, длина следа 9 м, ширина 14 см и т.д.). При обнаружении повторяющихся индивидуальных особенностей в следах участки, на которых они расположены, снимаются крупным планом в одном и том же масштабе. Съемку необходимо производить вдоль следа в прямом и обратном направлении с применением масштабной линейки.

Видеосъемка повреждений и следов на ТС

При использовании видеосъемки для осмотра ТС необходимо придерживаться такой последовательности: вначале осуществлять съемку общего вида ТС, далее последовательно переходить к съемке следов и повреждений на ТС либо к съемке процесса диагностирования систем ТС.

При съемке повреждений и следов на ТС точка съемки выбирается с учетом особенностей фиксируемых следов и повреждений таким образом, чтобы наиболее полно показать характер сле-пов и повреждений, а также их расположение на ТС, Вначале крупным планом снимается область (участок расположения повреждений на ТС), затем, медленно изменяя фокусное расстоя-ние объектива видеокамеры, делается переход от крупного плана к детальному, на котором четко просматривается характер повреждения.

В словесном описании указываются месторасположения повреждений, а также описывается их характер (например: на правой передней части капота автомобиля ВАЗ-2109 на участке шириной 20 см и длиной 15 см имеются наслоения вещества красного цвета в виде трасс, направленных спереди назад параллельно продольной оси автомобиля). Съемку следов и повреждений на ТС необходимо производить с использованием штатива (в данном случае фиксирование видеокамеры на штативе позволяет добиться четкости изображения при видеозаписи, что немаловажно при последующем детальном анализе следов и повреждений с применением стоп-кадра)

Схема места происшествия. В ходе осмотра места ДТП наряду с протоколом осмотра должна быть составлена схема, которая нередко играет существенную роль при анализе обстановки происшествия.

На схеме необходимо показать наиболее важные элементы обстановки ДТП, которые при анализе могут привести к объективным выводам о его механизме:

  • 1) месторасположение участка ДТП: его размеры и привязка;
  • 2) расположение транспортных средств на месте ДТП с необходимыми размерами, промерами и привязкой;
  • 3) местонахождение трупов, раненых, деталей их одежды и принадлежавших им предметов, следов биологической природы с необходимыми размерами, привязкой;
  • 4) местонахождение всех оставшихся на участке ДТП следов транспортных средств, возникших в результате ДТП с необходимыми размерами и привязкой.

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, studopedia.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector