+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Оставление места дтп беларусь 2020 год

В очередном выпуске программы Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович рассказал о том, за какие правонарушения органы ГАИ лишают прав трезвых водителей и какие простые жизненные ситуации могут закончиться неожиданным лишением прав.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрено 10 составов правонарушений, которые могут повлечь лишение прав для трезвого водителя. Краткое их описание — в таблице.

Сегодня подробно рассмотрим одно из распространенных оснований лишения прав – оставление места ДТП (ч. 4. ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь).

Часто от лишения прав за оставление места аварии не спасает ни записка на месте ДТП, ни «явка с повинной в ГАИ через три дня», ни самая распространенная отговорка «я не почувствовал удар и уехал».

2 случая законного оставления места ДТП

Правила дорожного движения разрешают водителю оставлять место ДТП только в двух случаях (п. 31.3 и п. 31.4 ПДД):

1. В случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие. При этом водитель обязан предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию;

2. В случае, когда участники дорожно-транспортного происшествия вправе не сообщать о нем в ГАИ (вред причинен только автомобилям участников ДТП в размере до 400 евро, водители застрахованы, трезвые и с правами, нет спора о вине).

В остальных случаях сокрытие с места ДТП грозит водителю наложением штрафа в размере от 900 тыс. до 4,5 млн рублей или лишением прав сроком до 2 лет.

Повредили только свой автомобиль – это тоже ДТП

Иногда начинающие водители уезжают, не осознавая, что, собственно, произошло ДТП. Особенно это характерно для аварий с участием только своего автомобиля.

Пример 1

Водитель, управляя автомобилем в темное время суток, заснул за рулем, в результате чего автомобиль съехал в придорожный кювет, машина получила незначительные механические повреждения.

Проснувшись, водитель не смог самостоятельно выехать из кювета, в связи с чем решил на попутном транспорте доехать до ближайшего населенного пункта для поиска эвакуатора. Не найдя эвакуатор в ночное время, водитель остановился на ночлег в гостинице. Утром, вернувшись к автомобилю, водитель увидел на месте инспекторов ГАИ, которым он рассказал о происшествии.

Оказалось, что к тому времени в отношении водителя уже проводились разыскные мероприятия. В итоге в отношении водителя было составлено два протокола, и в дальнейшем на него было наложено взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год (за оставление места ДТП по ч. 4 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) и штраф 0,5 базовой величины за нарушение иных правил дорожного движения (ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь).

Водитель из вышеприведенного примера не учел, что дорожно-транспортным происшествием является происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица или его имуществу. Водитель пренебрег п. 31 ПДД, которым четко установлено, что он обязан делать в случае ДТП (остановиться, не менять положение ТС, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки, оставаться на месте).

Спасет ли записка, оставленная под щеткой стеклоочистителя?

В некоторых случаях, уезжая с места незначительного ДТП, водители оставляют под щеткой стеклоочистителя поврежденного автомобиля записку с примерным текстом «Я повредил Ваш автомобиль, мой тел ____, перезвоните».

Пример 2

Ночью, двигаясь задним ходом во дворе жилого дома, водитель зацепил припаркованный автомобиль, причинив последнему незначительные повреждения. Человек спешил и поэтому уехал с места ДТП, оставив под щетками поврежденного автомобиля записку с текстом «Я повредил Ваш автомобиль, мой тел ____, перезвоните». Утром, обнаружив повреждения, хозяйка вызвала ГАИ. Прибывший экипаж ГАИ по мобильному телефону связался с водителем, который незамедлительно прибыл на место ДТП.

В итоге в отношении водителя было составлено два протокола, и в дальнейшем на него было наложено взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год (за оставление места ДТП по ч. 4 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) и штраф 0,5 базовых величин за нарушение ПДД, которое привело к аварии (ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь).

Несмотря на то, что водитель из примера № 2 не имел цели сокрытия самого ДТП и добровольно приехал на место после звонка инспектора ГАИ, формально в его действиях содержится состав административного правонарушения.

Какие доказательства должен собрать сотрудник ГАИ для привлечения водителя за оставление места ДТП?

По закону инспектору ГАИ необходимо установить одновременно два обстоятельства:

1. Сокрытие самого факта ДТП или обстоятельств его совершения.

2. Необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.

Эти два ключевых обстоятельства на практике имеют очень широкое толкование, в связи с чем многие спорные ситуации формально могут трактоваться как оставление места ДТП.

К примеру, под сокрытием обстоятельств ДТП на практике подразумевается намерение водителя скрыть факт нахождения в состоянии алкогольного опьянения в момент аварии или другие отягчающие ответственность обстоятельства. Мероприятия по установлению участника ДТП – это не обязательно объявление скрывшегося водителя в розыск, это может быть и обычный звонок инспектора ГАИ по мобильному телефону.

Что следует помнить водителю при оставлении мест ДТП с участием пешехода

Особенно внимательно водителям следует относиться к ДТП с участием пешеходов. Если в результате наезда пешеходу причинены незначительные телесные повреждения, многие водители склонны «решить вопрос на месте» и не вызывать ГАИ. На практике такие ситуации могут закончиться лишением прав за оставление места ДТП.

Пример 3

Водитель совершил наезд на пешехода на переходе. Пешеход жаловался на боль в ноге, но согласился не вызвать скорую помощи и ГАИ, получив материальную компенсацию на месте ДТП. Придя домой, пешеход почувствовал, что боль в ноге усиливается, и к утру вызвал скорую помощь. В больнице пешеход сообщил о произошедшем ДТП. Для водителя эта ситуация закончилось лишением прав на 2 года за оставление места наезда.

Что делать, если вы уверены, что не совершали ДТП, но по каким-то причинам именно вас обвиняют в том, что вы сделали это и скрылись

— если сотрудник ГАИ звонит вам по телефону, не спешите признавать факт нахождения за рулем автомобиля в конкретное время в конкретном месте;

Это интересно:  Наезд на пешехода закон 2020 год

— обязательно ознакомьтесь с материалами дела, заявлением потерпевшего о причинении ему вреда;

— не ищите уважительных причин для якобы оставления места ДТП, а доказывайте, если вы не сидели за рулем автомобиля в тот момент или что ваш автомобиль вообще не был участником этой аварии;

— с помощью автотехнической экспертизы можно определить, могли ли конкретные повреждения образоваться в результате взаимодействия конкретных автомобилей (в том числе повреждения лакокрасочного покрытия); по направлению трасс (следов на лакокрасочном покрытии) можно определить примерный механизм ДТП (как двигались авто по отношению друг к другу в момент ДТП);

— ходатайство о назначении автотехнической экспертизы необходимо в письменном виде подать в ОГАИ, где рассматривается ваше дело;

— отказ в назначении экспертизы можно обжаловать в суд, прокуратуру, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган ГАИ.

Разыскал потерпевшего в ДТП — и лишился «прав», или Что это за диво — «правоприменительная практика ГАИ»?

В административном и уголовном процессах есть принцип презумпции невиновности. Он определяет, что никто не может быть признан виновным, пока нет конкретного решения, вынесенного компетентным органом. При этом любые сомнения трактуются в пользу подозреваемого. Но что делать, когда такие сомнения есть, а наказать хочется?

Тогда в ход идет так называемая «правоприменительная практика». Если коротко, это когда несколько представителей государственного органа (по определению — не глупых) собираются вместе и решают, как применять законодательство, когда «чаша весов» стоит на месте и упорно не хочет склоняться в чью-либо сторону.

Если исходить из того самого принципа презумпции невиновности, то такие сомнения — в пользу подозреваемого, но в жизни бывает все иначе, чаша весов медленно, но верно под тяжестью «правоприменительной практики» перевешивает в другую сторону.

Александр: «Я совершил ДТП: трогался задним ходом после стоянки во дворе жилого дома и задел фаркопом стоявший сзади автомобиль. Остановился, вышел, разыскал владельца по телефону, указанному на табличке под лобовым стеклом, и он приехал через 5 минут. Осмотрев незначительные повреждения, сказал, что примерно ремонта на 150 долларов или ремонтируйте самостоятельно сами. Я вспомнил, что есть европротокол, по которому ему все возместят, на что он согласился, но так как был уже вечер и протокола с собой не было, мы договорились встретиться завтра, телефонами обменялись.

На следующий день я подъехал к потерпевшему, и мы стали оформлять европротокол на его супругу, так как на нее выписана страховка. Однако пока мы заполняли этот бланк, владелец авто съездил в страховую, по его словам, и стал говорить, что его европротокол не устраивает, мол, нет времени этим заниматься, и потребовал наличные деньги. Я отказался, на что он сказал, что вызовет ГАИ. Так как я не пытался скрываться и сам его нашел, то я ответил, что согласен, можно вызвать. Неподписанный европротокол так и остался у меня на руках.

Прошло еще 3-4 дня, потерпевший периодически звонил мне насчет денег, угрожал, что если не заплачу, то у меня заберут «права». Я, конечно же, отказал и согласился на разбирательство сотрудниками ГАИ. Такая неконструктивная позиция меня не устраивала.

Спустя 4-5 дней он написал заявление в ГАИ. Мне позвонили и вызвали для разбирательства, я сразу же приехал к ним. Инспектор составил протокол о ДТП. На просьбу потерпевшего, указанную в заявлении, о моем лишении «прав» за якобы оставление места ДТП ему все в дежурной части хором ответили, что это не оставление. Однако впоследствии при разбирательстве в ГАИ инспектор стал настаивать, что это все же оставление места ДТП — и соответственно лишение «прав», но им надо посоветоваться с административной практикой.

После этого через несколько недель меня вызвали в инспекцию повторно и составили протокол о перемещении транспортного средства, так как оставления места ДТП, по их мнению, не было. Но на очередном рассмотрении сотрудник ГАИ был очень недоволен ходом развития событий и отказался меня принимать по протоколу за перемещение. Спустя еще несколько недель ему пришел некий документ, который он запрашивал в Минске еще за 2011 год (сами действия происходят в Бобруйске), по правоприменительной практике, в котором говорится, что в моей ситуации имеет место не перемещение, а оставление места ДТП, которое может повлечь за собой лишение права управления автомобилем. На основании этого документа, копию которого мне сделать отказались, на меня составили протокол за оставление места ДТП, с которым я не согласился. Но сам документ, именуемый «правоприменительная практика», я посмотрел и переписал его от руки.

Может, вы в этой ситуации мне чего-нибудь подскажете?»

Попробуем разобраться и понять тонкости практики ГАИ в таких случаях. В первую очередь обращаемся к ПДД, где указано, что такое «оставление места ДТП».

2.40-1. оставление места дорожно-транспортного происшествия — действияучастника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее — ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства…

Из этого определения четко видно, что оставление места ДТП — это умышленные действия, направленные на сокрытие факта ДТП, при которых ГАИ вынуждена устанавливать участников ДТП или транспортное средство.

В нашем случае Александр после совершения ДТП самостоятельно установил владельца пострадавшего автомобиля и предложил ему оформить европротокол, который из-за действий второй стороны (потерпевшего) до конца составлен не был. Таким образом, все участники ДТП установлены, сомнений в виновности Александра никто не высказывает. ГАИ никаких действий по установлению участников ДТП не предпринимала. Да, Правила требуют, чтобы после ДТП его участники уведомили органы ГАИ или составили европротокол по обоюдному согласию. Это сделано не было, но трактовать произошедшее событие как «оставление места ДТП» все равно спорно, поскольку оно «не повлекло необходимости проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению участников ДТП». Это важный аргумент, на наш взгляд.

Сотрудники ГАИ составили в отношении Александра протокол о нарушении ч.2 ст.18.17 КоАП РБ.

Статья 18.17. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества

2. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, — влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

А вот как «натянуть» эту статью на действия Александра, разъясняет та самая «правоприменительная практика», которая попала в наши руки.

«… Согласно п.2.40 ПДД оставление места дорожно-транспортного происшествия — действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее — ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.

Это интересно:  Возмещение ущерба при дтп без страховки 2020 год

В том случае, если участник ДТП не сообщил о нем в ОВД, а в последующем обратился с заявлением в ГАИ для проведения разбирательства по имевшему место ранее факту, то в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.17 КоАП РБ. Это обусловлено тем, что действия данного лица были направлены на сокрытие данного факта, при этом необходимости проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению этого лица не было.

Таким образом, в случае обращения с подобным заявлением в ОВД действия таких лиц, не сообщивших изначально надлежащим образом о совершении ДТП и не оставшихся на месте ДТП независимо от виновности в совершенном правонарушении, необходимо квалифицировать по ч.4 ст.18.17 КоАП РБ».

И пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что Александра привлекли к ответственности по ч.2 ст.18.17 КоАП РБ, а в документе, на который нашему герою удалось взглянуть, речь идет о ч.4 ст.18.17 КоАП РБ. «Правоприменительная практика», которая попала в руки Александра, датирована 2011 годом, и речь в обоих случаях идет об одном и том же нарушении — оставлении места ДТП.

Обратим внимание на фразу «… в случае обращения с подобным заявлением в ОВД действия таких лиц, не сообщивших изначально надлежащим образом о совершении ДТП и не оставшихся на месте ДТП независимо от виновности«.

Следуя логике документа, к ответственности тогда должны были привлечь и вторую сторону, то есть потерпевшего. Ведь на него также распространяется обязанность сообщить о ДТП, о котором ему стало известно. А он этого не сделал и эксплуатировал свой автомобиль еще несколько дней. Как нам известно, это лицо такой ответственности не понесло.

«Правоприменительная практика» — это не закон, а всего лишь мнение некоторых лиц.

Правила дорожного движения, принятые Указом Президента Республики Беларусь, — это нормативно-правовой акт, то есть Закон. И если этот самый Закон предельно четко говорит о том, что оставление места ДТП — это действия, которые повлекли необходимость проведениясотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее — ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства, то так тому и быть, а трактовать эту норму иначе, чем она звучит в оригинале, — это уничтожать конституционный принцип верховенства права.

Вот и получается в жизни, что если руководствоваться ПДД, то есть Законом, то «оставления места ДТП» в нашей истории нет, а если руководствоваться некой «правоприменительной практикой» — есть. И чаша весов склонилась именно в сторону практики, а не закона.

Тем временем решением ГАИ Александр был лишен права управления транспортным средством на 12 месяцев по ч.2 ст.18.17 КоАП РБ за оставление места ДТП и подвергнут штрафу в 3 БВ за сам факт совершения ДТП. А ведь санкция ч.2 ст.18.17 помимо лишения предусматривает и штраф от 5 до 25 БВ, тем более при таких спорных обстоятельствах. Но что спрашивать о строгости, когда справедливости нет?

Покинуть место ДТП. В каких случаях водителя могут наказать

Ни один из водителей не застрахован от ДТП, как по своей вине, так и из-за чужой халатности. Став виновником аварии, многие решаются покинуть место ДТП. Почему этого не стоит делать, «АиФ» рассказала старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.

    Ни один из водителей не застрахован от ДТП, как по своей вине, так и из-за чужой халатности. Став виновником аварии, многие решаются покинуть место ДТП. Почему этого не стоит делать, «АиФ» рассказала старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.

Не рискуйте!

В состоянии стресса и из-за боязни ответственности водителям кажется, что они могут остаться незамеченными и тем самым избежать наказания, но это абсолютное заблуждение. Хорошо, если в результате ДТП получил повреждение только автомобиль. А если пострадали люди и им, возможно, необходима срочная медицинская помощь, от которой может зависеть жизнь?

Те, кто уезжает с места ДТП, идут на разные уловки: ремонтируют, перекрашивают или прячут в гараже автомобиль, пытаются уехать из страны и т.д. Но в большинстве случаев ГАИ, выяснив все обстоятельства ДТП, удается задержать нарушителя и наказать по всей строгости закона, пояснила Виктория Царук.

Так, согласно Правилам дорожного движения первое, что нужно сделать, — остановить машину, обозначить место происшествия соответствующим знаком и включить «аварийку» (пункт 31.1 ПДД). Если есть пострадавшие, важно как можно скорее оказать им помощь (пункт 31.2 ПДД).

Попавший в аварию водитель вправе покинуть место ДТП, если пострадавшие нуждаются в экстренной медицинской помощи, а отправить их в больницу на «скорой» или попутном транспорте нет возможности (п. 31.3 ПДД). Тогда водитель сам должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу. Но при этом водителю необходимо предварительно в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, а также следы торможения. В дальнейшем это поможет полному и объективному расследованию причин происшествия. Далее необходимо записать фамилии и адреса очевидцев ДТП, сообщить о происшествии в милицию и, вернувшись на место ДТП, ожидать приезда сотрудников ГАИ (пункт 31.4 ПДД).

Обошлось без жертв

В то же время Правилами дорожного движения предусмотрены обстоятельства, когда можно не сообщать о ДТП в ГАИ и покинуть место ДТП. Но для этого необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:

  • в аварию попали только два автомобиля;
  • участники ДТП имеют при себе водительские удостоверения;
  • пострадали только автомобили, никто из людей повреждений не получил;
  • между водителями отсутствуют разногласия относительно обстоятельств ДТП;
  • ущерб в денежном выражении, по мнению участников, не превышает сумму в 400 евро (ущерб в данном случае оценивается визуально обоими участниками ДТП);
  • оба водителя трезвы и признают это относительно друг друга;
  • у каждого из водителей есть действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности.

Если одно из данных условий не соблюдено – покидать место ДТП его участники не имеют права.

Согласно части 4 статьи 18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях когда это запрещено законодательством, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 5 до 25 базовых величин или лишения права управления транспортными средствами сроком до 2 лет.

В случае если водитель заведомо оставил потерпевшего в опасном для здоровья или жизни состоянии, он будет привлечен к уголовной ответственности и понесет наказание в виде ареста на срок до 6 месяцев или лишения свободы на срок до 3 лет.

В ТЕМУ

«От совести не скрыться!». Под таким девизом 26 февраля 2016 года пройдет Единый день безопасности дорожного движения. Все мероприятия, проводимые Госавтоинспекцией в рамках данного дня, будут направлены на профилактику происшествий, участники которых оставляют место ДТП.

Алгоритм действий водителя в случае ДТП

Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (подп.2.18 п.2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551, далее — ПДД).

Это интересно:  Учет страхового возмещения при дтп 2019 год

Например, если водитель на автомобиле въехал в забор, который ограждает земельный участок третьего лица, то такая ситуация признается ДТП.

Действия водителя при ДТП

В случае ДТП для предупреждения и минимизации негативных последствий и обеспечения возможности объективного расследования происшествия компетентными органами водителю необходимо придерживаться определенного алгоритма действий.

Водитель обязан немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства, при участии которого совершено ДТП (подп.31.1 п.31 ПДД)

Если водитель установил, что имеются признаки ДТП, ему следует обеспечить остановку транспортного средства с помощью его тормозных механизмов либо иными средствами.
Водителю также необходимо оставаться на месте ДТП по возможности вне проезжей части дороги

Водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки

Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии, обеспечивающем в конкретной дорожно-транспортной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности, но не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и не менее 40 м — вне населенных пунктов (п.54 ПДД)

Если в результате ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан

1) принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему (пострадавшим).Обратите внимание!Водитель должен оказывать первую помощь, только если уверен в ее необходимости и эта помощь не ухудшит состояние потерпевшего 2) вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно, принять меры по доставке пострадавшего (пострадавших) в ближайшую организацию здравоохранения на одном или нескольких попутных транспортных средствах (при их отсутствии доставить пострадавшего (пострадавших) на транспортном средстве, при участии которого совершено ДТП) 3) в случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено ДТП, предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к ДТП 4) в случае доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения водитель обязан:
— сообщить свою фамилию, регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства;
— предъявить водительское удостоверение или документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства (шасси транспортного средства));
— возвратиться к месту ДТП (подп.31.2 и 31.3 п.31 ПДД)

Водитель обязан сообщить о случившемся ДТП в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ (часть первая подп.31.4 п.31 ПДД)

Водитель в случае ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно обстоятельств, указанных в части второй подп.31.4 п.31 ПДД.
Данные обстоятельства связаны, в частности, с причинением вреда только транспортным средствам и отсутствием разногласий между водителями по поводу характера повреждений и размера ущерба (не более 400 евро).
В таком случае заполняется бланк извещения о ДТП (форма утверждена приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 25.02.2010 № 6-од).Справочно

Подробнее по этой теме см. материал «Оформление ДТП без участия ГАИ»

До прибытия сотрудников ГАИ водитель обязан:

1) принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к ДТП, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия 2) записать фамилии и адреса очевидцев ДТП (подп.31.4 и 31.5 п.31 ПДД)

Водитель обязан участвовать в оформлении ДТП сотрудниками ГАИ

Водитель должен давать объяснения по поводу ДТП и сообщить сотрудникам ГАИ все сведения о ДТП, которыми он располагает

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП

К заявлению о выплате страхового возмещения в результате ДТП необходимо приложить письменные объяснения обстоятельств ДТП и справку, выданную ГАИ на месте ДТП (п.194 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, далее — Положение № 530).СправочноФорма заявления о выплате страхового возмещения приведена в приложении 7 к Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденной приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12.10.2000 № 27-од

Что запрещено водителю в случае ДТП

Участнику ДТП запрещается:

1) оставлять место ДТП, перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к ДТП, кроме случаев, когда необходима доставка пострадавших в организацию здравоохранения и когда участники ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ 2) потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества до прохождения в установленном порядке соответствующей проверки (освидетельствования) 3) вскрывать тахограф без разрешения сотрудника ГАИ (п.32 ПДД)

Последствия оставления места ДТП

Оставление места дорожно-транспортного происшествия — действия участника ДТП, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства (подп.2.40 1 п.2 ПДД).

Факт ДТП и обстоятельства его совершения подтверждаются либо справкой ГАИ, либо заполненным бланком извещения о ДТП (части вторая-четвертая п.193, часть четвертая п.192, часть первая п.194 Положения № 530).

За оставление места ДТП к водителю могут быть применены различные меры административной и уголовной ответственности.

1. Оставление водителем места ДТП влечет наложение штрафа в размере от 5 до 25 БВ или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет (часть 2 ст.18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Конкретную санкцию и ее размер определит уполномоченное лицо ГАИ с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения и личности водителя, степени его вины, характера и размера причиненного им вреда, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (часть 2 ст.7.1 указанного Кодекса).

2. В случае невыполнения требований об оказании помощи пострадавшему водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за оставление человека в опасности (часть 1 ст.159 Уголовного кодекса Республики Беларусь), санкция за данное преступление — общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до 1 года.

Кроме того, в случае оставления места ДТП виновнику придется самому возмещать всю сумму причиненного потерпевшему вреда, даже при наличии страховки.

Обычно в таких случаях страховая организация сначала сама возмещает вред в установленных пределах, а затем предъявляет требование о возмещении уплаченных сумм к виновнику (абзац 6 части первой п.206 Положения № 530, п.1 ст.855, часть первая п.1 ст.948 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Статья написана по материалам сайтов: onlinebrest.by, www.aif.by, www.jurcatalog.by.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector