Порядок расчета возмещения вреда здоровью сотруднику полиции 2020 год

1. Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

3. Членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

4. Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. При получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

6. При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы — 1;

2) в отношении инвалида II группы — 0,5;

3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

7. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.

9. При одновременном возникновении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.

10. Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 43 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (п. 1 ст. 969 ГК РФ), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся сотрудникам полиции в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников Федеральных органов налоговой полиции», наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, комментируемая статья и др.), входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

2. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм (ст. ст. 4 и 5 вышеупомянутого Закона), сотрудникам полиции обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (ч. 2 ст. 7, ч. ч. 1 и 3 ст. 37, ст. 35, ч. 1 ст. 41, ст. 53 Конституции РФ), а также осуществляется гарантируемое ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

3. Закрепляя обязательность страхования жизни и здоровья сотрудников полиции как выполняющих служебные обязанности в особых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и специальный порядок его финансирования (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год), федеральный законодатель может при этом предусмотреть различный правовой механизм осуществления страховых выплат. Однако такой механизм должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, характеру правоотношений, возникающих между гражданином и государством в связи с причинением вреда жизни или здоровью при прохождении службы, и обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме получение полагающегося страхового обеспечения.

6. Согласно п. 4 ст. 11 указанного Закона выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате, а в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм он из собственных средств выплачивает застрахованному сотруднику полиции (его супругу или иному выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

7. Неустойка (штраф, пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу ст. ст. 12, 330, 332 и 394 ГК РФ, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора, предупредить нарушение. Следовательно, само по себе закрепленное в п. 4 ст. 11 Закона правило об ответственности страховщика в виде штрафа выступает специальной гарантией защиты прав застрахованного лица, адекватной в данном случае с точки зрения принципов равенства и справедливости положению и возможностям этого лица как наименее защищенного участника соответствующих правоотношений.

8. Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников полиции. Указанные объекты подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала и до окончания службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

9. Исключением из правила, касающегося момента окончания обязательного государственного страхования, признаются случаи гибели (смерти) и установления инвалидности бывшему сотруднику полиции после увольнения вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им в период прохождения службы.

10. Гибель (смерть) и установление инвалидности такому сотруднику полиции до истечения одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел ст. 4 данного Закона признаются страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования. При наступлении такового (страхового случая) бывшие сотрудники полиции считаются застрахованными.

12. Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими учреждениями органов внутренних дел.

13. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся сотрудникам полиции по другим видам договоров страхования. Имеется лишь одно исключение из данного правила. Оно предусмотрено п. 3 ст. 1 этого же Закона и продублировано в ч. 9 комментируемой статьи.

14. Выплата страховых сумм сотрудникам полиции, а в случае их гибели (смерти) — их супругам, состоящим на день гибели (смерти) сотрудника полиции с ним в зарегистрированном браке, родителям (усыновителям) сотрудника полиции, дедушкам и бабушкам — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчимам и мачехам сотрудника полиции — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, детям, не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающимся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечным сотрудника полиции (независимо от места их жительства) производится страховщиком на территории Российской Федерации путем перечисления причитающихся сумм в рублях способом, определенным договором страхования.

16. В соответствии с Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805, гибель (смерть) сотрудника полиции — это гибель в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) или смерть от телесных повреждений, иного повреждения здоровья либо заболевания в период прохождения службы или в течение одного года после увольнения со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья.

17. Под осуществлением служебной деятельности (выполнением служебных обязанностей) сотрудниками понимается:

а) исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами;

б) выполнение приказов и распоряжений руководителя (начальника) органа, подразделения, учреждения органа внутренних дел;

в) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем (начальником) органа, подразделения, учреждения органа внутренних дел;

г) следование к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке;

д) нахождение на территории органа, подразделения, учреждения органа внутренних дел в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;

е) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

ж) иные действия по обеспечению законных интересов личности, охраны общественного порядка и общественной безопасности (пожары, аварии, стихийные бедствия и др.), а также действия, признанные судом совершенными в интересах общества и государства;

з) нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно;

и) нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного;

к) безвестное отсутствие — до признания сотрудника безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Не признаются осуществляющими служебную деятельность (выполняющими служебные обязанности) сотрудники:

— находящиеся на отдыхе или в отпуске, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанными пунктами «д» — «к»;

— в отношении которых служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом установлено, что совершенное ими деяние:

— находится в прямой причинной связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— признано общественно опасным или является умышленным административным правонарушением;

— признано самоубийством или покушением на самоубийство и при этом не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

— является результатом умышленного причинения вреда своему здоровью.

19. Заболеванием признается нарушение физиологических норм состояния организма, вызванное болезнью сотрудника, полученной в период прохождения службы.

20. Семья, о которой речь идет в комментируемой статье 43 закона О Полиции, — это члены семьи сотрудника. Таковыми являются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, родители сотрудника, а также его дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до 23 лет.

21. Иждивенцами считаются лица, находившиеся на полном содержании сотрудника или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

22. Повреждением здоровья является телесное и иное повреждение здоровья. Телесным повреждением признаются ранение, контузия, травма, увечье, полученные сотрудником в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) и сопровождавшиеся частичной или полной утратой способности к несению службы или вызвавшие выраженные анатомические изменения (значительные функциональные нарушения).

23. Иное повреждение здоровья — это заболевание, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации связывается с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей).

24. Под близкими следует понимать лиц, находящихся в родстве или свойстве с сотрудником. См. также комментарий к п. 28 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

25. Порядок оформления и выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба, особенности выплаты единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы (после увольнения со службы), в возмещение ущерба в случае получения сотрудником телесных повреждений, иного повреждения здоровья, а равно возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких, определены Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких.

27. Согласно ч. 5 комментируемой статьи при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.

См.: Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: Приказ МВД РФ от 30 марта 2010 года N 249 // Рос. газета. 2010. 7 июля.

30. Исходя из положений, закрепленных в ст. 2 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», члены семей (вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; граждане, находившиеся на иждивении) сотрудников полиции, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:

— общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;

— коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;

— услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.

Это интересно:  Воскресенск гибдд заявление на замену прав 2020 год

31. Вышеуказанные лица, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на компенсационные выплаты по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставке.

33. В части 6 комментируемой статьи 43 закона О полиции упоминается о пенсиях. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

1. Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

3. Членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

4. Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. При получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

6. При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы — 1;

2) в отношении инвалида II группы — 0,5;

3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

7. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.

9. При одновременном возникновении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.

10. Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 43 Закона о Полиции

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (п. 1 ст. 969 ГК РФ), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся сотрудникам полиции в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников Федеральных органов налоговой полиции», наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, комментируемая статья и др.), входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

2. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм (ст. ст. 4 и 5 вышеупомянутого Закона), сотрудникам полиции обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (ч. 2 ст. 7, ч. ч. 1 и 3 ст. 37, ст. 35, ч. 1 ст. 41, ст. 53 Конституции РФ), а также осуществляется гарантируемое ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

3. Закрепляя обязательность страхования жизни и здоровья сотрудников полиции как выполняющих служебные обязанности в особых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и специальный порядок его финансирования (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год), федеральный законодатель может при этом предусмотреть различный правовой механизм осуществления страховых выплат. Однако такой механизм должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, характеру правоотношений, возникающих между гражданином и государством в связи с причинением вреда жизни или здоровью при прохождении службы, и обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме получение полагающегося страхового обеспечения.

5. В соответствии с вышеназванным Законом договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного сотрудника полиции (его супруга (супруги), состоящего (состоящей) на день гибели (смерти) застрахованного сотрудника полиции в зарегистрированном браке с ним, родителей (усыновителей) застрахованного сотрудника полиции, дедушки и бабушки застрахованного сотрудника полиции — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчима и мачехи застрахованного сотрудника полиции — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающихся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечных застрахованного сотрудника полиции) и включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм сотруднику полиции (его супругу или иному выгодоприобретателю), а также периодичность внесения страхователем страховых взносов (ст. ст. 6 и 12 этого же Закона).

6. Согласно п. 4 ст. 11 указанного Закона выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате, а в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм он из собственных средств выплачивает застрахованному сотруднику полиции (его супругу или иному выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

7. Неустойка (штраф, пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу ст. ст. 12, 330, 332 и 394 ГК РФ, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора, предупредить нарушение. Следовательно, само по себе закрепленное в п. 4 ст. 11 Закона правило об ответственности страховщика в виде штрафа выступает специальной гарантией защиты прав застрахованного лица, адекватной в данном случае с точки зрения принципов равенства и справедливости положению и возможностям этого лица как наименее защищенного участника соответствующих правоотношений.

8. Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников полиции. Указанные объекты подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала и до окончания службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

9. Исключением из правила, касающегося момента окончания обязательного государственного страхования, признаются случаи гибели (смерти) и установления инвалидности бывшему сотруднику полиции после увольнения вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им в период прохождения службы.

10. Гибель (смерть) и установление инвалидности такому сотруднику полиции до истечения одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел ст. 4 данного Закона признаются страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования. При наступлении такового (страхового случая) бывшие сотрудники полиции считаются застрахованными.

11. Выплата страховых сумм производится на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, а также Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

12. Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими учреждениями органов внутренних дел.

13. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся сотрудникам полиции по другим видам договоров страхования. Имеется лишь одно исключение из данного правила. Оно предусмотрено п. 3 ст. 1 этого же Закона и продублировано в ч. 9 комментируемой статьи.

14. Выплата страховых сумм сотрудникам полиции, а в случае их гибели (смерти) — их супругам, состоящим на день гибели (смерти) сотрудника полиции с ним в зарегистрированном браке, родителям (усыновителям) сотрудника полиции, дедушкам и бабушкам — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчимам и мачехам сотрудника полиции — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, детям, не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающимся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечным сотрудника полиции (независимо от места их жительства) производится страховщиком на территории Российской Федерации путем перечисления причитающихся сумм в рублях способом, определенным договором страхования.

15. Одной из социальных гарантий правового статуса сотрудника полиции признается также обязательность осуществления при наличии указанных в комментируемой статье обстоятельств выплат сотрудникам полиции (их семьям и иждивенцам) единовременных пособий и возмещения ущерба, причиненного имуществу сотрудника и его близких. Порядок реализации названной гарантии закреплен в Приказе МВД России от 15 октября 1999 года N 805. Помимо порядка осуществления выплаты соответствующих единовременных пособий и возмещения ущерба, причиненного имуществу сотрудника полиции и (или) его близких, здесь приведено содержание основных понятий, использованных законодателем в ч. 3 комментируемой статьи.

16. В соответствии с Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805, гибель (смерть) сотрудника полиции — это гибель в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) или смерть от телесных повреждений, иного повреждения здоровья либо заболевания в период прохождения службы или в течение одного года после увольнения со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья.

17. Под осуществлением служебной деятельности (выполнением служебных обязанностей) сотрудниками понимается:

а) исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, наставлениями, инструкциями и другими актами;

б) выполнение приказов и распоряжений руководителя (начальника) органа, подразделения, учреждения органа внутренних дел;

в) участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем (начальником) органа, подразделения, учреждения органа внутренних дел;

г) следование к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке;

д) нахождение на территории органа, подразделения, учреждения органа внутренних дел в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;

е) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

ж) иные действия по обеспечению законных интересов личности, охраны общественного порядка и общественной безопасности (пожары, аварии, стихийные бедствия и др.), а также действия, признанные судом совершенными в интересах общества и государства;

з) нахождение на лечении в лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, следование к месту лечения и обратно;

и) нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен) в положении заложника или интернированного;

к) безвестное отсутствие — до признания сотрудника безвестно отсутствующим или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Не признаются осуществляющими служебную деятельность (выполняющими служебные обязанности) сотрудники:

— находящиеся на отдыхе или в отпуске, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанными пунктами «д» — «к»;

— в отношении которых служебной проверкой, органами дознания и предварительного следствия, судом установлено, что совершенное ими деяние:

— находится в прямой причинной связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— признано общественно опасным или является умышленным административным правонарушением;

— признано самоубийством или покушением на самоубийство и при этом не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

— является результатом умышленного причинения вреда своему здоровью.

19. Заболеванием признается нарушение физиологических норм состояния организма, вызванное болезнью сотрудника, полученной в период прохождения службы.

20. Семья, о которой речь идет в комментируемой статье, — это члены семьи сотрудника. Таковыми являются супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, родители сотрудника, а также его дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до 23 лет.

21. Иждивенцами считаются лица, находившиеся на полном содержании сотрудника или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

22. Повреждением здоровья является телесное и иное повреждение здоровья. Телесным повреждением признаются ранение, контузия, травма, увечье, полученные сотрудником в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей) и сопровождавшиеся частичной или полной утратой способности к несению службы или вызвавшие выраженные анатомические изменения (значительные функциональные нарушения).

Это интересно:  Извещение о дтп распечатать бланк 2018 2020 год

23. Иное повреждение здоровья — это заболевание, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации связывается с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей).

24. Под близкими следует понимать лиц, находящихся в родстве или свойстве с сотрудником. См. также комментарий к п. 28 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

25. Порядок оформления и выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба, особенности выплаты единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы (после увольнения со службы), в возмещение ущерба в случае получения сотрудником телесных повреждений, иного повреждения здоровья, а равно возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких, определены Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких.

26. По поводу положений, изложенных в аналогичной статье Закона РФ «О милиции», высказался Конституционный Суд РФ. По его мнению, при решении вопроса о выплате пособия в случае смерти сотрудника до истечения одного года после увольнения его со службы вследствие ранения (контузии) или заболевания, полученных в период пребывания на службе, законодатель исходит из презумпции того, что эти обстоятельства, послужившие причиной смерти, заведомо связаны с прохождением службы, если не будет доказано, что они наступили в результате противоправного или иного поведения такого лица, исключающего распространение на него повышенных гарантий социальной защиты.

27. Согласно ч. 5 комментируемой статьи при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.

28. Причинная связь полученного повреждения здоровья с осуществлением служебной деятельности устанавливается в порядке, определенном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123, и Инструкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

29. При наличии вышеуказанных оснований органы внутренних дел обязаны выплатить пособие в размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия, независимо от того, обращался ли сам сотрудник полиции за этой выплатой. Причем выплаченная истцу сумма единовременного пособия подлежит индексации. Индексация в таких случаях — способ «осовременивания» денежных сумм с учетом инфляции и восстановления платежеспособности.

30. Исходя из положений, закрепленных в ст. 2 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», члены семей (вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; граждане, находившиеся на иждивении) сотрудников полиции, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:

— общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях — жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов — содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;

— коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;

— услуг местной телефонной связи, оказанных с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами.

31. Вышеуказанные лица, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на компенсационные выплаты по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставке.

32. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в полиции, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

33. В части 6 комментируемой статьи упоминается о пенсиях. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ч. 4 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.07.2016 N 26-КГ16-6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 июля 2016 г. N 26-КГ16-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июля 2016 г. гражданское дело по иску Хаутиева А.И. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 1 января 2012 г. по 31 марта 2015 г.

по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Шараева М.Г. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 17 сентября 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Марьяна Г.В., Коригова М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Хаутиев А.И. обратился 13 апреля 2015 г. в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее — МВД по Республике Ингушетия) о взыскании суммы задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 1 января 2012 г. по 31 марта 2015 г.

В обоснование иска Хаутиев А.И. указал, что в период с сентября 1994 года по 11 апреля 2005 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в 2004 году при исполнении служебных обязанностей получил тяжкие телесные повреждения.

Согласно заключению Военно-врачебной комиссии МВД по Республике Ингушетия от 4 июля 2008 г. Хаутиев А.И. признан негодным к военной службе, установлена причинная связь телесного повреждения в формулировке «военная травма». С 12 ноября 2008 г. Хаутиеву А.И. установлена II группа инвалидности по причине заболевания «военная травма» с утратой профессиональной трудоспособности в размере 80% бессрочно.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2009 г., вступившим в законную силу 7 августа 2009 г., исковые требования Хаутиева А.И. были удовлетворены.

Хаутиев А.И. указал, что МВД по Республике Ингушетия, несмотря на изменение с 1 января 2012 г. правового регулирования порядка ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью сотрудникам органов внутренних дел, продолжает производить ему выплату ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, в прежнем размере, в связи с чем он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете с 1 января 2012 г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании пункта 17 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, однако получил отказ.

Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 17 сентября 2015 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия Шараева М.Г. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Хаутиева А.И.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя МВД по Республике Ингушетия 5 апреля 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 7 июня 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Хаутиев А.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Хаутиев А.И. в период с сентября 1994 года по 11 апреля 2005 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в 2004 году при исполнении служебных обязанностей получил тяжкие телесные повреждения.

Согласно заключению служебной проверки от 12 мая 2008 г., проведенной МВД по Республике Ингушетия по факту получения Хаутиевым А.И. повреждения здоровья в 2004 году, травма признана полученной Хаутиевым А.И. при исполнении служебных обязанностей.

Судом также установлено, что заключением Военно-врачебной комиссии МВД по Республике Ингушетия от 4 июля 2008 г. Хаутиев А.И. признан негодным к военной службе, установлена причинная связь телесного повреждения в формулировке «военная травма». С 12 ноября 2008 г. Хаутиеву А.И. установлена II группа инвалидности по причине заболевания «военная травма» с утратой профессиональной трудоспособности в размере 80% бессрочно.

Не согласившись с размером назначенной суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, Хаутиев А.И. в 2009 году обратился в суд с иском о перерасчете и взыскании с МВД по Республике Ингушетия задолженности по указанным выплатам с момента их назначения (8 ноября 2005 г.) по 31 мая 2009 г. с учетом индексации.

В связи с изменением с 1 января 2012 г. правового регулирования порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотрудникам органов внутренних дел, Хаутиев А.И. обратился к МВД по Республике Ингушетия с заявлением о перерасчете с 1 января 2012 г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании пункта 17 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, однако получил отказ.

С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Разработанная в соответствии с указанной нормой Закона Российской Федерации «О милиции» Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденная приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805, действовавшая на момент увольнения Хаутиева А.И. со службы в 2005 году и утратившая силу в связи с изданием приказа МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, определяла порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близким.

С 1 марта 2011 г. введен в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции»).

Частью 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» (в редакции, действовавшей до 24 февраля 2015 г.) предусматривалось, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Действие положений указанной нормы распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 Федерального закона «О полиции»).

Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590 (далее — Инструкция N 590).

Пунктами 17 и 17.1 Инструкции N 590, действовавшими до издания приказа МВД России от 22 апреля 2015 N 459, исключившего названные пункты из Инструкции N 590, предусматривалось, что размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего приказа, определяется с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1,55.

Подпунктом «а» пункта 23 Инструкции N 590 в редакции приказов МВД России от 19 марта 2014 г. N 165, от 22 апреля 2015 г. N 459, действующей на момент обращения Хаутиева А.И. 13 апреля 2015 г. в суд, установлено, что для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении группы инвалидности и их причине.

Это интересно:  Управление авто в состоянии алкогольного опьянения повторно 2019 год

Из приведенного выше правового регулирования следует, что реализация права на назначение выплат в возмещение вреда здоровью сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации согласно пункту 23 названной Инструкции предполагает заявительный порядок, указанное право возникает у сотрудника со дня обращения с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», которыми введено новое правовое регулирование денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, не предусматривают возможности индексации ранее установленных выплат в возмещение вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел и изменение размера этих выплат за период с 1 января 2012 г. и до обращения сотрудника с заявлением в уполномоченный орган о перерасчете такой выплаты.

Из имеющегося в материалах дела ответа МВД по Республике Ингушетия от 2013 года на заявление Хаутиева А.И. от 20 декабря 2012 г. не следует, что он обращался в установленном порядке в кадровое подразделение органа внутренних дел с предоставлением необходимых документов для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (л.д. 42), в связи с чем у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения об удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью начиная с 1 января 2012 г.

Кроме того, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Хаутиева А.И. о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2012 г. по 31 марта 2015 г., суд произвел расчет задолженности по этой выплате со ссылкой на часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в редакции, действовавшей до 24 февраля 2015 г., и пункты 17 и 17.1 Инструкции N 590, исключенные из названной Инструкции приказом МВД России от 22 апреля 2015 N 459.

Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ внесены изменения в часть 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции», вступившие в силу 24 февраля 2015 г.

Частью 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ, действовавшей на момент обращения Хаутиева А.И. 22 марта 2015 г. к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и в суд 13 апреля 2015 г. с названным иском) предусмотрено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы — 1;

2) в отношении инвалида II группы — 0,5;

3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего согласно части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации сотруднику органа внутренних дел исходя из размера утраченного им денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, новой редакцией части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» размер выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику устанавливается исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу за стаж службы, с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной ему группы инвалидности.

Таким образом, в новой редакции части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» изменен механизм расчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Вместе с тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым указать, что в связи с изменением с 24 февраля 2015 г. механизма назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотрудникам органов внутренних дел, закрепленным в части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции», и установлением нового правового регулирования, определяющего порядок расчета размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью сотруднику, Хаутиев А.И. не лишен права обратиться в установленном законом порядке в кадровое подразделение органа внутренних дел Российской Федерации с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» в редакции Федерального закона от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 июня 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 17 сентября 2015 г. отменить.

Порядок расчета возмещения вреда здоровью сотруднику полиции

Прошло продолжение «Шапито»:smile385:
В результате получив все доводы о допущенных нарушениях:smile121: ,делают тактический ход и назначают Повторную экспертизу в МСЭ другим спецам в связи с сомнениями в правильности и обоснованности проведенной ранее экспертизы,но уже с приложенными от меня :smile441: ,написанные Иванычем :smile296: » Инструкция по составлению заключения» и другими ошибками ,вот так :smile224: . продолжение следует :rofl::rofl::rofl:

Да вот еще чего МСЭ приволокло в свое оправдание :rofl: . ранее :crazy1:

Romanuk 16.10.2014 18:51
Статья 1
Внести в часть 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля
2011 года № З-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2011, №7, ст. 900; №30, ст. 4595; 2013, №27, ст. 3477)
изменение, изложив ее в следующей редакции:
«6. При установлении гражданину Российской Федерации,
уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной
травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции,
исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в
полиции, ему в порядке и на условиях, которые определяются
федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел,
выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим
взысканием выплаченных сумм с виновных лиц в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. Размер
ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размеров
оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к
окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет),
принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих
коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы -1;
2) в отношении инвалида II группы — 0,5;
3) в отношении инвалида III группы — 0,3.».

Статья 2
В случае, если размер ежемесячной денежной компенсации,
выплачиваемой в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона
«О полиции» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы
в полиции, превышает размер ежемесячной денежной компенсации,
исчисленный в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона
«О полиции» в редакции настоящего Федерального закона, ежемесячная
денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере,
который причитался ему до вступления в силу настоящего Федерального
закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере
производится до дня возникновения у этого гражданина права на
получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.

zek_@mail.ru 16.10.2014 19:27

просмотрел но там сказано только про сотрудников полиции, которыми мы не являлись. Значит это не про нас уволенных до 2012 или я не правильно понял.

пшено 16.10.2014 19:32

zek_@mail.ru 16.10.2014 19:34

witara 16.10.2014 19:45

sv10000 16.10.2014 20:00

просмотрел но там сказано только про сотрудников полиции, которыми мы не являлись. Значит это не про нас уволенных до 2012 или я не правильно понял.

а насчет индексации (или перерасчета при увеличении окладов сотрудникам), то она скорее всего производиться не будет, т.к. ст.2 проекта определяет что . Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у этого гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере. получается что твоя прежняя ЕДК фиксируется и ты ее будешь получать пока она не станет меньше по размеру чем (ОК+ЗВ+ВЛ)хКОЭФ.(1,0, 0,5 или 0,3). с другой стороны такая фиксация — хороший повод официально через суд требовать ежегодной индексации уже по бюджету (а не перерасчета как в старой редакции ФЗОП).

witara 16.10.2014 20:00

zek_@mail.ru 16.10.2014 20:07

Страница 4 финансового обоснования

sv10000 16.10.2014 20:20

Страница 4 финансового обоснования

zek_@mail.ru 16.10.2014 20:27

maxmeT 16.10.2014 20:28

пшено 16.10.2014 20:36

Генри64 16.10.2014 20:39

maxmeT 16.10.2014 20:47

Пересматривать не будут, а то не понятно вот это в данной статье,

Если я правильно понял, то у кого будет меньше ДК предусмотрена в новой редакцией , то он может обратится за перерасчётом по новому закону, а кого устраивает старая то пожизнено эта сумма будет выплачиваться.

Бостон 16.10.2014 20:47

maxmeT 16.10.2014 20:55

Бостон 16.10.2014 21:04

Di1man 16.10.2014 23:46

zek_@mail.ru 17.10.2014 08:41

pan1961 17.10.2014 10:11

Пересматривать не будут, а то не понятно вот это в данной статье,

Если я правильно понял, то у кого будет меньше ДК предусмотрена в новой редакцией , то он может обратится за перерасчётом по новому закону, а кого устраивает старая то пожизнено эта сумма будет выплачиваться.

МВД РФ не допустит, что бы милиционеры бывшие так долго мучились без индексации.

e2uard 17.10.2014 10:58

фауст11 17.10.2014 11:58

Валерий Борисович 17.10.2014 12:27

sv10000 17.10.2014 14:53

не надо обольщаться, редакция новая, а засады старые:
6. При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции, исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, (засада № 1) выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (засада № 2). Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размеров (засада № 3)оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет),

порядок и условия в настоящее время определяет пр.590 и кто его знает какие изменения в него внесут. ПП70 пока действует, да и в п.17 пр.590 есть ссылка на законодательство РФ (читай на ст.1086 ГК — УОТ или УПТС). а чего стоит фраза «размер исчисляется» из «размеров. принимаемых для исчисления пенсий» мы уже видели в трактовке ВС.
короче хотели как лучше а получилось как всегда.

sasha-64 17.10.2014 15:59

Если у тебя в настоящее время имеется соответствующая выслуга, то зачем ждать каких-то изменений?!

Генри64 17.10.2014 16:25

то, что данный законопроект примут, возможно сразу в трех чтениях- это я не сомневаюсь. мне так предположительно сказали- рассмотрят быстро и скорее всего это будет подарком ко дню сотрудника органов внутренних дел. настораживает совсем другое- на местах будут долго разжёвывать то , что кто имеет выслугу лет имеет право получать едк и пенсию за выслугу лет с надбавкой. так , что кто имеет выслугу лет будет сильно нервничать.

вот ещё интересный вопрос- есть инвалиды вт у которых инвалидность есть , но она наступила в совокупности с рядом других заболеваний, т.е. инвалидность установлена не только за вт . а в совокупности. у данной категории инвалидов вт не исключало прохождения военной службы и данная категория будет снова испытавать на себе все не состыковки законодательства.

Бостон 17.10.2014 17:36

имеется ввиду приказ 590 как и сейчас то есть засады нет никакой

то же и сейчас то есть засады нет никакой

Сергей Пермь 17.10.2014 17:39

имеется ввиду приказ 590 как и сейчас

то же и сейчас
как и сейчас

Бостон 17.10.2014 17:41

Oxigen 17.10.2014 19:36

фауст11 17.10.2014 19:47

maxmeT 17.10.2014 22:05

Бостон 18.10.2014 08:03

maxmeT 18.10.2014 09:39

пшено 18.10.2014 10:00

Владимир-61 18.10.2014 10:18

zek_@mail.ru 18.10.2014 11:22

Di1man 18.10.2014 11:52

17. Размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вот так предполагаешь Володя, применяя 590 приказ на местах:rofl.
Размер утраченного денежного довольствия сотрудника в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется исходя из размеров оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы -1;
2) в отношении инвалида II группы — 0,5;
3) в отношении инвалида III группы — 0,3.
с учетом степени утраты трудоспособности:bigwink:
При этом должно быть указано в заключении ВВК о невозможности дальнейшего прохождения службы в полиции.
Потому как должны быть соблюдены принципы справедливости :bigwink: и не все инвалиды имеют 100% УПТС ,СУТ ,шмут и т.д :sty094: и в заключении ВВК у них указано тоже всякое

Но внести в часть 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля
2011 года № З-ФЗ «О полиции» желают:dntknw: вроде как уже готовый —Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размеров оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы -1;
2) в отношении инвалида II группы — 0,5;
3) в отношении инвалида III группы — 0,3.

В этой теме одно лишнее слово из 3 букв которое меняет смысл :rofl::rofl::rofl:
6. При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции, исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции,ему в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел,

Потому как, так бы фраза заканчивала мысль о рассмотрении -дальнейшего прохождения службы в полиции — т.е заключение ВВК ,а так порядок и условия, которые определены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел -это Приказ 590 и ПП 70:rofl::rofl::rofl:
:pioneer:но приказ 590 и ПП 70 никто не отменил :rofl::rofl::rofl: потому по ПП 70 на МСЭ сначала там определяют есть ли СУТ ,а потом за 0,3; 0,5 или 1 и все нормально :bigwink: порядок и условия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:bigwink:

Статья написана по материалам сайтов: www.zakonrf.info, legalacts.ru, www.police-russia.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector