Профилактика преступлений в состоянии алкогольного опьянения 2021 год

Одним из серьезных обстоятельств, влияющих на ухудшение криминогенной обстановки в Российской Федерации, является высокий уровень алкоголизации населения. На профилактических учетах в органах внутренних дел состоит более 260 тыс. лиц, совершающих семейные дебоши на почве пьянства, 291 тыс. хронических алкоголиков, систематически допускающих правонарушения. Практически каждое третье «бытовое» преступление совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Принимаемые субъектами профилактики меры по обеспечению антиалкогольного законодательства являются малоэффективными. Кризисный характер сложившейся алкогольной ситуации в Российской Федерации проявляется, прежде всего, в высоких темпах прироста потребления алкоголя. За последние 15 лет потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло почти в 2 раза и составило 9,7 литров на душу населения.

Не случайно больше половины из опрошенных россиян к числу трех наиболее опасных последствий возросшей алкоголизации отнесли растущее неблагополучие семей, увеличение числа безнадзорных и беспризорных детей и раннее приобщение детей и подростков к алкоголю.

Очевидными проявлениями неблагополучия алкогольной ситуации в стране стали высокая заболеваемость и смертность, непосредственно связанные со злоупотреблением алкоголем. Отсутствие принудительных форм лечения от алкоголизма, которые в прошлом позволяли своевременно изолировать лиц, страдающих этим пороком, от общества, создают трудности по своевременному предотвращению и пресечению проявлений пьянства и преступлений на этой почве. За последние 10 лет показатель заболевания алкоголизмом среди подростков остается самым высоким.

Специалистами Роспотребнадзора совместно с МВД России было проверено более 120 тыс. объектов оптовой и розничной торговли промышленными товарами и бытовой химией, автомагазинов, аптечных учреждений. Выявлены нарушения действующего законодательства при обороте алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции. Наиболее часто на спиртосодержащую непищевую продукцию отсутствовали необходимые сопроводительные документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота, качество и безопасность. Многие виды продукции реализовывались без соответствующей информации для потребителя, в том числе указывающей на опасность для здоровья при употреблении внутрь. Нарушались требования к этикетке.

Система вытрезвления граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, сформировалась в 40-е годы ХХ века и с тех пор существенно не изменилась. Работу вытрезвителей в настоящее время регламентирует только Положение о медицинском вытрезвителе, утвержденное приказом МВД СССР в 1985 году. В соответствии с этим Положением вытрезвители финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размер финансирования в каждом конкретном случае определяется главой администрации субъекта или органа местного самоуправления. При этом затраты на приведение вытрезвителя хотя бы в минимальное соответствие с требованиями законодательства во много раз превышают средства, получаемые за вытрезвление. Вытрезвитель становится убыточным предприятием, что приводит к отрицательному отношению руководителей законодательной и исполнительной власти к этим подразделениям и, как следствие, к их закрытию в ряде субъектов. В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют только 608 медицинских вытрезвителей. За период с 1999 по 2006 г. в Российской Федерации закрыто 236 вытрезвителей.

В то же время существующая система медицинских вытрезвителей органов внутренних дел не может в полной мере выполнить поставленные перед ней задачи. В функции милиции не входит оказание медицинской помощи гражданам и определение их физического состояния. Медицинские работники вытрезвителей не получают установленные надбавки, им не засчитывается медицинский трудовой стаж. Это влечет отток квалифицированных кадров. В некоторых вытрезвителях должности медицинских работников не укомплектованы. Да и сам процесс вытрезвления сводится к размещению в палатах и наблюдению. Решением вопроса могла бы быть передача функций вытрезвления лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в органы здравоохранения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 года № 723 такая реорганизация предусмотрена, но до настоящего времени это решение не выполнено.

Одна из действенных мер в борьбе с пьянством – запрещение или ограничение любой рекламы алкогольной продукции. Необходимо распространение через средства массовой информации трезвого образа жизни, разъяснение опасности употребления спиртных напитков для жизни и здоровья, социального благополучия человека.

Пока в стране отсутствует развитая сеть центров, отделений детоксикации и специальных учреждений для лечения от алкоголизма. Количество учреждений социального обслуживания для граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, составляет 293, из них для несовершеннолетних – 163. Эта работа не проводится в 32 субъектах Российской Федерации.

Желаемых результатов в борьбе с пьянством можно достичь только совместными усилиями государства и общества. Большие надежды на изменение ситуации связываются с решением о включении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в состав национального проекта «Здоровье».

В целях снижения уровня алкоголизации населения и предупреждения преступлений, совершенных на почве пьянства, необходима скорейшая разработка научно обоснованной Концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации. Эта Концепция должна предусматривать широкий комплекс предупредительных мер, в том числе организацию профилактики пьянства и алкоголизма среди молодежи, обеспечение охраны здоровья граждан от злоупотребления алкоголем, системное проведение эффективного лечения и медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, организационное, научное, финансовое и информационное обеспечение программной деятельности. Особенно важно определить конкретные механизмы финансирования межведомственных антиалкогольных федеральных программ.

Требуется принятие федерального законодательства об упорядочении продажи спиртных напитков, усилении ответственности за правонарушения и преступления, связанные с незаконным производством, оборотом, фальсификацией и контрабандой этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащих растворов, нарушениями правил торговли спиртными напитками, продажей крепких спиртных напитков домашней выработки, а также упорядочении продажи спиртных напитков

Кроме этого, целесообразно создать специальный научно-методический центр мониторинга различных аспектов алкогольной ситуации в стране, это позволит выработать рекомендации по максимальному использованию всех имеющихся у российского общества материально-финансовых, культурно-воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, использование влияния религиозных конфессий и общественных организаций.

К вопросу о системе мер предупреждения алкогольной преступности

юридические науки

  • Цалко Александр Сергеевич , научный сотрудник
  • Академия ФСИН России
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
  • ОБЩЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
  • СИСТЕМА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
  • АЛКОГОЛИЗМ
  • АЛКОГОЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Похожие материалы

В настоящее время в нашем обществе происходит множество позитивных изменений, но, к сожалению, одна из его многолетних его проблем не только не сдается, но и напротив, разрастается и приобретает угрожающие масштабы – алкоголизм. Несмотря на активное противостояние этому негативному явлению со стороны законодательства, здравоохранения, органов внутренних дел, общества, различных антиалкогольных и антинаркотических организаций положительные тенденции в этой борьбе отсутствуют. Причина неэффективности современного противодействия алкоголизму заключается в том, что причины этого явления лежат гораздо глубже, в жизнедеятельности населения, в неразрывной связи с общими социально-историческими, экономическими, семейно-бытовыми, нравственными, идеологическими, политическими и правовыми причинами. Как следствие, система социальной профилактики алкоголизма не работает в полную силу, а суровое и неотвратимое наказание за административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения и незаконный оборот алкогольной продукции отсутствует. Эти наказания выражаются лишь в штрафах и административном аресте.

Вместе с тем рост потребления алкоголя угрожает негативными последствиями не только непосредственно его потребителям, но и обществу в целом – вместе с потреблением алкоголя растет общий уровень преступности в государстве. В настоящее время в состоянии алкогольного опьянения совершают преступления каждый третий взрослый и каждый пятый несовершеннолетний. Анализ статистических данных, приведенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации позволяет сделать вывод, что за последние пять лет количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, возросло более чем на 50%.

В системе мер предупреждения алкогольной преступности можно выделить три составляющие:

  1. общее (общесоциальное) предупреждение;
  2. специальное предупреждение;
  3. индивидуальное предупреждение.

Следует иметь в виду, что жесткие разграничительные линии между различными уровнями, формами и методами предупреждения преступлений провести практически невозможно. На практике все они реализуются в тесном переплетении между собой.

Общесоциальное предупреждение заключается в функционировании всех позитивных социальных институтов в экономической, политической, нравственной и иных сферах, полезные обществу меры и действия. Развитие экономики, социальной сферы, решение социальных, экономических и иных проблем жизни общества, усиление воспитательной и идеологической работы, совершенствование общественных отношений и т.д. позитивно сказывается как на уровне преступности в целом, так и на уровне алкогольной преступности в частности.

Центральной идеей общего предупреждения преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, является идея воздействия на детерминанты алкогольной преступности.

Это интересно:  Что делать пострадавшему в дтп пешеходу 2021 год

Специальные меры действуют более целенаправленно – тактически и основываются на причинах и условиях совершения преступления. Главными их особенностями и отличиями от предыдущей составляющей является строгая специализация и наличие четких границ в пространстве и времени. Вместе с тем специальные меры нельзя назвать полностью независимыми от общих мер. Обе эти составляющие профилактики преступлений дополняют друг друга. Общие меры задают направление и образуют основу специальных мер, которые, в свою очередь конкретизируют общесоциальные меры и способствуют их эффективности.

Среди направлений воздействия специальных мер предупреждения преступлений в состоянии алкогольного опьянения особенно выделяются следующие:

  • предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения;
  • выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем;
  • выявление мест скопления лиц, злоупотребляющих алкоголем;
  • выявление лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
  • борьба с производством и продажей суррогатного алкоголя, не отвечающего нормам санитарных правил и обязательным стандартам;
  • борьба с нелегальной продажей алкоголя, осуществляющейся в нарушение ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и нормативно-правовых актов регионального и местного уровня;
  • пропаганда ведения здорового образа жизни и негативных последствий употребления алкоголя, направленная на конкретные категории граждан.

Индивидуальными мерами предупреждения преступного поведения является деятельность, направленная на выявление лиц, склонных к совершению преступлений и применение в отношении них усилий, корректирующих поведение. Сложность данных мер заключается в том, что они всегда связаны с конкретной личностью и ее особенностями.

Индивидуальное предупреждение заключается прежде всего в выявлении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступных действий, в принятии необходимых мер воспитательно-профилактического воздействия, обеспечивающих их исправление.

Индивидуальное предупреждение антиобщественного поведения, как справедливо подчеркивает Ю.М. Антонян, может быть успешным лишь в том случае, когда воздействие оказывается не только на лицо, от которого можно ожидать такого поведения, но и на его ближайшее окружение, которое является источником вредного влияния на личность в определенной ситуации.

Однако, несмотря на принимаемые меры, число преступлений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, непрерывно растет, чему способствует ряд причин. Временной запрет на продажу алкоголя, безусловно, имеет положительные стороны, но не является однозначным решением проблемы, более того, порождает новые: страдающие алкоголизмом люди стремятся купить алкоголь заранее и в больших объемах, чем им требуется; развивается теневой рынок продажи алкогольной продукции; растет количество суррогатного алкоголя; не все точки розничной продажи алкоголя добросовестно соблюдают закон, нарушая его собственно фактами отпуска алкогольных напитков (в том числе и несовершеннолетним).

Пропаганда здорового образа жизни и различные ограничительные меры не могут бороться с основными, более глубокими причинами алкоголизации населения, такими как низкий культурный уровень, плохая организация быта, моральная распущенность части граждан и отсутствие/недоступность организованного досуга. Вышеназванные меры – общесоциальные, специальные и индивидуальные, – смогут дать положительный результат только в том случае, если они будут дополнять друг друга, применяясь комплексно.

Список литературы

  1. Аничкин Е.С., Семенюк Р.А. К вопросу о предупреждении преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, на общесоциальном уровне. // Известия Алтайского государственного университета: Журнал теоретических и прикладных исследований. Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2015, № 2 (86).
  2. Васильев А.Б. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений против личности, совершаемых в условиях крупного города (на материалах Москвы): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.
  3. Сахаров А.Б. Социальная система предупреждения преступности // Сов. гос-во и право. 1972. № 11.
  4. Ветров Н.И. Использование криминологических данных о молодых правонарушителях в деятельности органов внутренних дел. М., 1990.
  5. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде). М., 1975.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Предупреждение участковым уполномоченным полиции преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения

Зырянов Игорь Валерьевич,кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД и охраны общественного порядка ТИПК МВД России, г.ТюменьApiad@mail.ru

Предупреждение участкового уполномоченного полиции преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения

Современное развитие Российской Федерации характеризует высокий уровеньнасильственнойпреступности на почве злоупотребления алкоголем. Алкоголизация населения превратилась в относительно самостоятельный и весьма значимый фактор обострениякриминогеннойобстановки в стране, роста числанасильственныхдействий против личности. Сегодня каждое третьепреступлениесовершается в состоянии алкогольногоопьянения(среди подростков каждое четвертое). Состояниеалкогольного опьянения это распространенное условие, способствующеесовершениюпреступлений. Так, более 90 % лиц,умышленнопричинивших тяжкий вред здоровью, повлекший понеосторожностисмерть потерпевшего, совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения1.В состоянии алкогольного опьянения совершается значительная частьубийств, случаев причинения вреда здоровью,изнасилований, хулиганства, грабежей, разбоев, других насильственных и корыстнонасильственныхпреступлений, а также многих неосторожных преступлений, связанных с гибелью людей и инымитяжкимипоследствиями. Нередко преступные деяния совершаются с особой жестокостью, с применением крайне опасных способов и средств.Для нашей страны проблемапредупреждения«пьяных» преступлений сложная и во многом запущенная. Ее особенностью является переплетение нерешенных социальных, правовых, медицинских, психологических, педагогических, экономических и других вопросов.Пьянство и алкоголизмне являются уголовнонаказуемыми деяниями, хотя в некоторых случаях совершение проступков в состоянии алкогольного опьянения влечет административную ответственность виновных; однако между пьянством и преступностью существует тесная связь.Ведущая роль в предупреждении пьянства и алкоголизма принадлежит участковым уполномоченным полиции, причем данная работа должна осуществляться в тесном сотрудничестве с органами прокуратуры, суда и различными общественными объединениями.Правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установлением судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, регулируются Федеральным закономот 6 апреля 2011г. N64ФЗ Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», что предполагает формирование новой отлаженной четкой системы административного надзора за бывшими заключенными, в том числе и профилактической работы с лицами, ранее совершившими преступления в состоянии алкогольного опьянения. Основой данного направления профилактической деятельности полиции являются административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре. Ч. 1ст. 4 (Административныеограничения, устанавливаемые при административном надзоре) указанного выше 1http://www.dissercat.com

2Федерального закона содержит виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре.Вопервых, запрещение пребывания в определенных местах. Уже, исходя изтекста данной нормы видно, что устанавливается это ограничение применительно к «определенным» местам. В Законе об административном надзоре Республики Узбекистан (ст.5), например, говорится о запрещении пребывания в определенных пунктах района (города), которые определяются судом. По российскому Законуместа, пребывание в которых, запрещено также, должен определить суд, устанавливающий рассматриваемое административное ограничение, с учетом мнения, прежде всего ОВД, а также участвующего в процессе прокурора. Такие места, как правило, представляют собой точно не определенные объекты, но имеющие определенную специфику деятельности (торговля, образование, и др.). Это могут быть объекты торговли спиртосодержащими напитками,места торговли пивом, школы, детские сады, ночные клубы и пр. Перечень таких мест может быть достаточно разнообразным и определение их судом зависит от конкретного дела, личности лица, его поведения, иных возможных обстоятельств. Так, решением Большеболдинского районного суда Нижегородской области установлен административный надзор в отношении Б. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения питейных заведений и заведений, торгующих спиртными напитками на розлив. Решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Г. с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания в местах продажи алкогольных напитков в розлив. Решением Черногорский городской суд Республики Хакасия от 21 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Л. с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания в увеселительных заведениях, ночных клубах, барах, ресторанах. Достаточно часто устанавливаемые судами ограничения на пребывание в местах торгующих алкогольной продукцией вполне объяснимы количеством преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, а также злоупотреблениями спиртными напитками поднадзорными лицами, что способствует совершению ими правонарушений. Кроме того, при необходимости административные ограничения могут быть дополнены судом на основании заявления ОВД, с учетом сведений об образе жизни поднадзорного лица, его поведении2.Вовторых, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятия и участия в указанных мероприятиях. Массовое мероприятие это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи. Запрет (ограничение) может касаться и иных мероприятий, т.е. любых других мероприятий. На наш взгляд, очевидно, что при установлении данного ограничения следует конкретизировать понятие «иные мероприятия». Так, решением Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 14 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Г. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (в клубах, барах, ресторанах) и участия в указанных мероприятиях. 2См.: Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 64ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (под ред. С.А. Денисова). Система ГАРАНТ, 2012г.

Это интересно:  Глаза при наркотическом опьянении 2021 год

3Втретьих, запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. При установлении рассматриваемого административного ограничения также должно быть конкретно установлено время (определенное время суток), в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания. Так, решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 1 ноября 2011г. установлен административный надзор в отношении Б., с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания вне места жительства: или места пребывания, с 22:00 часов до 6:00 часов3. Данное ограничение на наш взгляд является одной из мер профилактики совершения ранее судимым лицом преступлений в состоянии алкогольного опьянения, тем самым появляется возможность оградить на законных основаниях общество, от лиц ранее судимых в ночное время, а так же предотвратить противоправные деяния со стороны данного лица.Одним из направлений профилактики является предупреждение пьянства и алкоголизма вобщественных местах ответственность, за которые предусмотрена административным законодательством.В целом алгоритм действий участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, последовательное исполнение которых приводит к улучшению качества обеспечения правопорядка участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке.Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения состоит из следующих элементов:1. Выявление лиц совершаемых правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на обслуживаемом участке. Сущность данного элемента состоит из комплекса профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений, а именно:а) криминологический анализ способов совершения правонарушений и преступлений лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянении;б) выявление мест концентрации лиц регулярно употребляющих алкогольныенапитки на обслуживаемой территории (квартиры, комнаты в общежитиях, скверы, парки, гаражные кооперативы, «питейные» заведения, детские площадки и т.д.);в) налаживание тесного и регулярного взаимодействия с организациями здравоохранения на предмет выявления лиц проживающих на обслуживаемом участке и доставленных в данные лечебные учреждения в состоянии алкогольного опьянения утративших способность ориентироваться в окружающей обстановке и т.д.;г) направление запросов в наркологический диспансер для получения сведений о лицах, поставленных на учет из числа проживающих на обслуживаемом участке.2. Заведение контрольной карточки. Участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу с хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, 3См.: Ванюшин Я.Л., Галкин В.А., Филатова А.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 64ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (под ред. С.А. Денисова). Система ГАРАНТ, 2012г.

4систематически допускающими правонарушения (Приложение №3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции).В данном случае в обязательном порядке на лиц, проживающих на обслуживаемом участке склонных к совершению правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения заводится контрольная карточка.Контрольная карточка регистрируется у начальника подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции горрайлиноргана внутренних дел с указанием порядкового номера, фамилии, имени, отчества контролируемого лица, даты заведения карточки, фамилии участкового уполномоченного, осуществляющего работу с данным лицом, даты окончания контроля. На каждое контролируемое лицо заполняется одна карточка. Срок контроля устанавливается в течение 1 года.Карточки хранятся в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного. Записи в карточке ведутся четко и аккуратно. При переводе с данного участка участковый уполномоченный полиции сдает карточки начальнику подразделения по обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции. Карточки выдаются вновь назначенному участковому уполномоченному полиции под роспись. При убытии лица к новому месту постоянного жительства карточка направляется в горрайлинорган внутренних дел по территориальности. По окончании срока контроля за лицом карточка сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке4.3. Проведение индивидуальнопрофилактической работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками и склонными к совершению правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения. В данном контексте профилактическая работа участкового уполномоченного полиции должна состоять из следующих составляющих:а) профилактические беседы с подведомственным контингентом;Основная задача такой профилактической беседы —оказать помощь человеку в разрешении сложных жизненных ситуаций. В основном лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, находятся в состоянии психологического кризиса когда «мелочи» и «детали» играют порой не менее важную роль, чем логические доказательства.Ни в коем случае не следует вызывать к себе на беседу человека через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать лично, желательно с глазу на глаз. Можно провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился. Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своим делом. В ходе беседы, не следует делать какие либо записи, предпочтительно ограничиться краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте какихлибо «попутных» дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для Вассейчас ничего нет.

Главная задача профилактической беседы с подведомственным контингентом заключается в установлении эмоционального контакта и взаимоотношений «сопереживающего партнерства», которые характеризуются высокой степенью доверительности.Необходимо убедить подучетное лицо в том, что его проблемы будут поняты, что Вы искренне разделяете его заботы и трудности. Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Не 4См.: Приложение N 3к Инструкциипо организации деятельностиучасткового уполномоченного милиции. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»Система ГАРАНТ, 2012г.

5спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. В процессе беседы формируется более полное представление о личности данного человека, его потребностях и ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях (родственники, друзья), которые часто являются теми резервными источниками помощи и поддержка, которые будут способствовать преодолению настоящего кризиса.Далее следует установить последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что послужило причиной данного асоциального поведения. Один из наиболее существенных моментов этого этапа —снятие у человека ощущения безвыходности его ситуации.

Установив причины и последовательность развития кризиса, необходимо соответствующими высказываниями преодолеть имеющееся у подучетного лица представление об исключительности его неблагоприятной ситуаций, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены.

б) помощь в добровольном лечении лицам страдающим алкоголизмом; в) содействие в трудоустройстве;г) устранение лиц негативно влияющих на подучетного гражданина;д) привлечение к административной и уголовной ответственности.4. Завершение индивидуальнопрофилактической работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными напитками. На данном этапе завершаются все профилактические мероприятия, лицо снимается с «учета», контрольная карточка сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке.

Профилактика преступлений в состоянии алкогольного опьянения

Криминогенное значение алкоголизма обусловлено как увеличением в последнее время количества лиц, злоупотребляющих алкоголизмом, так и частотой совершаемых ими правонарушений. Среди лиц, поступающих на судебно-психиатрическую экспертизу, почти 1/4 (23,4%) составляют больные алкоголизмом.

Лица, страдающие алкоголизмом, совершающие противоправные действия, относятся к группе повышенного риска — чаще правонарушения совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

Судебно-психиатрическая оценка лиц, страдающих алкоголизмом, как правило, не представляет значительных сложностей. Учитывая наличие ряда психических расстройств при этом заболевании и в то же время отсутствие грубых изменений восприятия, мышления, сознания двигательно-волевой сферы тонуса лица, критики, они не лишены способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, поэтому, как правило, признаются вменяемыми.

При экспертизе лица, совершившего правонарушение в состоянии простого алкогольного опьянения, учитывают все особенности клинической картины опьянения, для чего очень существенны следственные данные, а также анамнестические и клинические данные, полученные при судебно-психиатрической экспертизе, которые могут или подтвердить диагноз этого состояния, или его исключить, что особенно важно в случаях дорожно-транспортных правонарушений.

Это интересно:  Ижевск наезд на пешехода 2021 год

Больной алкоголизмом признается невменяемым лишь тогда, когда у него отмечается стойкое слабоумие, исключающее возможность больного осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. К этому лицу по решению суда могут быть применены меры медицинского характера.

В соответствии со ст.23 УК РФ лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, подлежит уголовной ответственности.

Если будет установлено, что лицо страдает алкоголизмом и нуждается в принудительном лечении, то осужденным наряду с наказанием суд может назначить проведение принудительного лечения по месту отбывания лишения свободы (ст.99, 104 УК РФ).

Другим видом клинической картины патологического опьянения является синдром параноидный (бредовый) или галлюцинаторно-бредовый, который характеризуется возникновением бреда, стереотипного двигательного и речевого возбуждения на фоне сумеречного помрачения сознания.

Отличием патологического опьянения является неспособность лица в это состоянии к контакту с окружающими, к совместным действиям. Поступки его не вытекают из окружающей обстановки, но в то же время представляют нередко внешне упорядоченные действия.

При судебно-психиатрической экспертизе важно получить данные о событиях, которые испытуемый помнит, и сопоставить, в какой степени они совпадают с действительностью. При задержании лиц в патологическом опьянении после правонарушения они в отличие от лиц в простом алкогольном опьянении не проявляют агрессии, возбуждения, а пассивно подчиняются задержавшим его лицам. Экспертиза лиц, совершивших правонарушение в состоянии опьянения, самая частая и в то же время сложная, так как от решений вопроса, в каком состоянии опьянения совершенно правонарушение, зависит вменяемость лица.

При проведении судебно-психиатрической экспертизы в состоянии опьянения должны учитываться данные тщательного опроса свидетелей о поведении испытуемого во периоды (до, во время и после) правонарушения.

В соответствии со ст.21 Уголовного кодекса патологическому опьянению как острому психозу дается квалификационная оценка — испытуемые признаются невменяемыми в действиях, которые совершили в период патологического опьянения.

Лица, совершившие правонарушения в состоянии метаалкогольного психоза, при проведении судебно-психиатрической экспертизы признаются невменяемыми. Лиц, у которых метаалкогольный психоз развился после совершения правонарушения, в соответствии со ст.81 УК РФ направляют на принудительное лечение до выздоровления, после чего они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию.

Существенным условием оптимальной организации профилактики алкоголизма является работа всей лечебно-профилактической сети учреждений здравоохранения, особенно поликлинического звена, в основе деятельности которых лежит принцип общей диспансеризации населения.

Таким образом, выявление и лечение больных с зависимостью от алкоголя является подчас задачей сложной и трудновыполнимой. Это объясняется и тем, что ранее существовавшие меры недобровольного лечения алкоголизма канули в лету. Согласно «Закону о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» недобровольная госпитализация показана лишь при имеющихся признаках алкогольного психоза или в некоторых случаях при выраженных нарушениях памяти и интеллекта. Никаких специальных лекарственных средств, подавляющих влечение к алкоголю, как известно, пока не существует. Если же будет разработано такое средство, например блокирующее его действие, то всегда останется высокий риск смены одной зависимости на другую. Поэтому возлагаются надежды на психотерапию как на наиболее действенный метод. Однако психотерапия бывает эффективной при наличии желания излечиться. Этим объясняются публикуемые иногда результаты высокой эффективности какого-либо психотерапевтического метода. Данные эти получают на выборочном контингенте людей, желавших избавиться от пагубного пристрастия. К тому же далеко не всегда успехи психотерапии среди лечившихся по своему желанию проверены отдаленными исследованиями.

Также в Российской Федерации должна проводиться алкогольная политика, многочисленные законопроекты и ужесточение наказания за преступления в состоянии опьянения должны оказать позитивное влияние на профилактику преступлений совершенных в состоянии опьянения. Главными препятствия в алкогольной политики страны являются:

* потребность в алкоголе, как в средстве снятия напряжения в связи с бедностью большинства населения, неуверенностью в завтрашнем дне, утратой ценностных ориентиров в обществе,

* идущее навстречу этой потребности подпольное производство, которое выводит на рынок дешевый (около 60% потребления по данным Счетной палаты), а потому доступный продукт даже для беднейшего населения,

* коррупция в сфере производства алкоголя и контроля за ним, на котором собственно и держится подпольное производство,

* привычность тяжести алкогольной ситуации в стране, которая начала складываться в середине 1950-х, постепенно усугубляясь до середины 1980-х,

* боязнь повторения ошибок, связанных с провалом антиалкогольной кампании 1985 г., которая была столь непопулярна в народе и привела к потере государством контроля над алкогольным рынком и расцвету подпольного производства,

* опасность смещения потребления в сторону дешевых и более вредных для здоровья напитков, таких как чистый спирт и самогон в случае непопулярных мер.

В 2005 наметился интерес руководства страны к ее алкогольным проблемам, были приняты два закона, подписанных Президентом: № 102-ФЗ и 114-ФЗ от 21.07.05. Суть их в повышении уставного капитала для производителей спирта, алкогольной продукции и розничной торговли, что должно привести к укрупнению алкогольной отрасли. Законы с 1 июля 2006 г. существенно ужесточают правила торговли спиртными напитками.

Но если смотреть в будущее, то основными задачами алкогольной политики страны должны явиться:

* повышение благосостояния народа,

* подавление подпольного производства,

* борьба с коррупцией в сфере алкогольного производства

* монополизация или национализация отрасли.

Однако повышение благосостояния большинства населения — долгосрочная экономическая задача, подавление коррупции в отдельно взятой отрасли производства невозможно в условиях поголовной коррупции, а национализация — задача слишком сложная. Исходя из этого, в стране возможна только политика «малых дел», т.е. простые меры государственного вмешательства на рынке алкоголя, ставящие своей целью сдерживание предложения производителей и спроса населения, по непонятным причинам до сих пор не реализованные:

* Укрупнение производства и торговли, что позволит легче контролировать как качество продукции, так и ее поступление потребителю. Ограничение конкуренции попутно приведет к росту цен и снижению потребления алкоголя.

* Повышение акцизов на спирт и спиртосодержащую жидкость, также как и на алкогольные напитки — основная фискальная мера, приводящая к росту розничных цен и к снижению спроса.

* Ограничения доступности для потребителя, состоящее в сокращении количества розничных точек торговли и времени их работы. Для примера, в Швеции, стране со схожим «северным» стилем потребления алкоголя, в котором преобладают крепкие напитки, приобрести алкоголь в розницу можно лишь в специализированных государственных магазинах и лишь в рабочие дни и в рабочее время.

* Ограничения спроса за счет увеличения минимального возраста для покупателя алкоголя, включая пиво, и ужесточение наказания за нарушение этого правила. Эти меры снизят потребление алкогольных напитков подростками и отложат начало потребления на зрелый возраст.

* Отпуск по рецептам в аптеках спирта, а также лекарств, содержащих спирт.

Статистический анализ показал, что по мере роста благосостояния потребителей идет увеличение потребления легальных спиртных напитков, таких как водка, пиво и вино, и снижение потребление самогона. Между двумя преобладающими спиртными напитками, водкой и пивом, действительно обнаруживается эффект замещения, т.е. рост потребления одного напитка в ответ на рост цены другого. При увеличении цены на водку также наблюдается эффект замещения водки самогоном. В итоге оказывается, что рост цены на водку не оказывает влияние на общий объем потребления этанола. Другой важный вывод: с ростом доходов населения, хотя и происходит рост общего потребления этанола, оно приобретает более «мягкую» структуру (переход к более качественным и слабоградусным напиткам) и, следовательно, может иметь меньше вреда, чем при более низком уровне потребления в случае низких доходов. Поэтому, с точки зрения алкогольной политики, в настоящее время, когда происходит быстрый экономический рост, можно рекомендовать постепенный опережающий инфляцию рост розничных цен на спиртные напитки без каких-либо негативных демографических последствий.

Статья написана по материалам сайтов: novainfo.ru, e-koncept.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector