Страхование от ущерба в дтп 2020 год

В чем разница между ОСАГО и добровольным автострахованием

Понятие «страхование автомобиля» в первую очередь вызывает у нас ассоциацию с «автогражданкой». Но «автогражданка», или ОСАГО, – это страхование автогражданской ответственности водителя транспортного средства. Тем самым страхование автомобиля как имущества отличается от ОСАГО. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Автомобиль является транспортным средством.

Транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Такое определение дают Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, действующие в редакции от 28 февраля 2006 г.

Транспортные средства, в частности автомобили, относятся к движимому имуществу, но имуществу особого рода – источнику повышенной опасности. Это означает, что транспортные средства с большой долей вероятности способны нанести ущерб жизни, здоровью или имуществу человека. В связи с этим страхование автогражданской ответственности с 1 июля 2003 г. стало обязательным для всех тех, кто за рулем. Введение обязательности страхования ответственности автолюбителей в пользу потерпевших полностью отвечает мировой практике.

Согласно Закону об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев транспортных средств:

  • максимальная конструктивная скорость которых составляет более 20 километров в час;
  • на которые по их техническим характеристикам распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
  • автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • зарегистрированных в иностранных государствах и участвующих в дорожном движении на территории Российской Федерации.

Таким образом, сфера так называемой автогражданки – это область государственного регулирования. Государство с помощью закона подробно регулирует страховые тарифы, т. е. стоимость услуг страховщика, и устанавливает четкие рамки для договорных отношений между страховыми компаниями и их клиентами – страхователями.

Объектом «автогражданки» являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства. В отличие от «авто-гражданки» добровольное страхование предполагает страхование в первую очередь автомобиля как имущества.

ОСАГО защищает автовладельцев от реального ущерба.

В ОСАГО реальный ущерб – это утрата или повреждение автомобиля, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести (отдать за ремонт, экспертизу, транспортировку автомобиля с места аварии и проч.). Возмещается также стоимость ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца.

К реальному ущербу относится утрата товарной стоимости транспортного средства (УТС). Она тоже подлежит взысканию со страховой организации по договору ОСАГО.

УТС (иногда применяется термин «утрата товарного вида») представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

ОСАГО является основным видом страхования, обеспечивающим интересы потерпевшего от ДТП, произошедшего по вашей вине. Все, что не включает в себя ОСАГО, придется страховать отдельно.

Основным документом ОСАГО является страховой полис обязательного страхования. Полисы ОСАГО имеют унифицированную форму на всей территории Российской Федерации, точно так же, как и другие документы, полученные от страховщика: квитанция об оплате, стикер, перечень представителей страховой компании, правила ОСАГО, бланки извещений о ДТП в двух экземплярах.

Полисы добровольного страхования могут быть различных цветов и размеров. Все зависит от фантазии страховщика (разумеется, за исключением обязательных реквизитов и условий).

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии регламентированы постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739. Тарифы добровольного страхования законом не регулируются: их величина обусловлена исключительно рыночными механизмами спроса и предложения.

Помимо ОСАГО автострахование возможно в различных вариациях (см. табл. 1). Вот примерный перечень страховых услуг, предлагаемых страховыми компаниями:

  • автокаско;
  • добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО);
  • страхование от угона;
  • страхование от несчастного случая;
  • страхование дополнительного оборудования автомобиля;
  • международное страхование (в частности, «Зеленая карта»).

Таблица 1
Виды автострахования


Таким образом, страхование транспортных средств как особый вид страхования имеет множество подвидов. Добровольно можно застраховать причинение морального вреда, обязанность по возмещению упущенной выгоды, риски загрязнения окружающей природной среды, причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

Риски, которые не застрахованы по ОСАГО, всегда можно дополнительно застраховать по другим системам страхования, например автокаско. Если ОСАГО у вас уже оформлено, любой другой вид страхования может быть прекрасным дополнением к ранее заключенному договору «автогражданки».

Автокаско

Объектом договора автокаско являются повреждение, уничтожение либо утрата транспортного средства. Также полис поможет возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу как водителя, так третьих лиц при аварии. К страховым случаям автокаско относятся угон транспортного средства путем кражи, грабежа, разбоя, мошенничества и ущерб в результате ДТП, падения предметов, пожара, стихийного бедствия, действий злоумышленников и животных. Страховая сумма автокаско обычно равна рыночной стоимости автомобиля.

Существуют две основные формы страхования по автокаско:

  1. полное страхование, которое позволяет застраховать автомобиль от всех видов рисков, таких как хищение, повреждения при ДТП, пожар, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, падение предметов;
  2. частичное страхование, которое дает возможность компоновать любые перечисленные риски по мере надобности.

При частичном страховании автовладелец может сам выбрать случаи, которые с его точки зрения наиболее опасны для транспорта. Так, если автомобиль «ночует» на улице, то есть смысл выбрать программу, предохраняющую от убытков вследствие угона или хищения. Подробно о частичном страховании речь пойдет ниже.

Величина премий по договорам автокаско может значительно отличаться в различных компаниях. Страховые тарифы устанавливаются индивидуально с учетом марки автомобиля, года выпуска, его страховой стоимости в момент заключения договора и других параметров.

Взносы могут устанавливаться как в рублях, так и в валюте. Большинство компаний для удобства своих клиентов предлагает помимо единовременной оплаты рассрочку по индивидуальному графику.

При автомобильном страховании автокаско можно рассчитывать на хорошие скидки. Например, если ваш бюджет ограничен, следует обратить внимание на франшизу. Установление франшизы означает, что владелец автомобиля сам платит за покрытие незначительных убытков.

Здесь уместно напомнить, что франшиза бывает условная и безусловная. Условная франшиза ограничивает ваше право на получение страхового возмещения (компенсации) небольшого размера, как правило, в пределах 5 % от той суммы, на которую застрахован автомобиль. Если сумма значительная, то вам возместят ее полностью. Безусловная франшиза – это условие, на которое соглашаться крайне невыгодно. Она покрывает только те убытки, которые превышают определенный в договоре размер, выраженный в рублях или процентах.

Примеры

  • По договору страхования автомобиля условная франшиза установлена в 5000 руб. Автомобиль был незначительно поврежден. Убытки, вызванные повреждением автомобиля, составили 4500 руб. Автовладелец оплачивает убытки из своего кармана.
  • По договору страхования автомобиля условная франшиза установлена в 5000 руб. Автомобилю нанесены повреждения. Убытки, вызванные повреждением автомобиля, составили 6000 руб. Убытки возмещает страховая компания.
  • По договору страхования автомобиля безусловная франшизаустановленав5000 руб. Автомобиль был поврежден. Убытки, вызванные повреждением автомобиля, составили 5000 рублей. Автовладелец оплачивает убытки из своего кармана.

Франшиза значительно уменьшает стоимость полиса! Особенно если это безусловная франшиза. Ведь она частично, а иногда и полностью освобождает страховщика от обязанности платить потерпевшему при наступлении страхового случая. И еще одно правило: чем больше людей включены в страховку, тем выше цена полиса.

На стоимость полиса влияет и такой показатель, как степень аварийности за предыдущий год. Безопасная езда в течение года позволит платить за страховку существенно меньше при продлении текущего договора или заключении нового. Необходимо учитывать, что сведения о том, насколько вы подвержены риску попасть в ДТП, имеются в электронной базе данных и могут передаваться от одного страховщика к другому Кроме того, такие сведения об автовладельце содержатся в справке, которая может вьщаваться страховщиком своему клиенту при прекращении договора с ним для передачи в новую страховую компанию.

Страховые компании предлагают выгодные условия опытным водителям. На стоимость полиса автокаско значительно влияют возраст и стаж автовладельца: скидки сегодня могут составить до 15 %. Также можно получить бонусы на оплату товаров и услуг в технических центрах – партнерах выбранной страховой компании.

Раньше, сразу после начала действия законодательства об обязательном страховании, нередко возникала путаница в отношениях между автовладельцами в случаях, когда один из них страховался по автокаско, а другой по ОСАГО. Сейчас все противоречия сняты, и разработан достаточно четкий механизм действий потерпевшего и виновного и их страховых компаний между собой.

С 1 октября 2006 г. действует правило: со дня уведомления страховой компании по полису обязательного страхования виновника любая сторона может оперативно организовать свою экспертизу. Это может сделать и сам потерпевший при посредничестве своей страховой компании. Новое правило сделало более прозрачными отношения между страховщиками. Однако не забудьте: экспертиза должна всегда проводиться после уведомления представителя заинтересованной компании и желательно в его присутствии. Уведомление должно быть надлежащим, т. е. подподпись, телеграммой или заказным письмом с уведомлением, иначе экспертизу придется проводить повторно, а это недешево. На практике как способ уведомления чаще всего используют телеграмму, которая позволяет сэкономить время и не пропустить установленные сроки.

Сегодня автокаско, пожалуй, самый удобный вид страхования. Можно страховаться одновременно и по автокаско, и по ОСАГО. В случае ДТП, если вы воспользовались обоими видами страховки, возмещение перед потерпевшими пройдет по ОСАГО, а ущерб, нанесенный вашему автомобилю, будет оплачен по автокаско. При этом ваша страховая компания самостоятельно будет требовать возмещения ущерба с той страховой компании, которая выписала полис ОСАГО виновному в ДТП.

Это интересно:  Независимая экспертиза авто в чите 2020 год

Договор автокаско является добровольно-принудительным практически для всех обладателей автокредита. Оно и правильно. Именно для них он полезен в большей степени, так как защищает автомобиль сразу от двух напастей: угона и ущерба. Это условие учитывает и интересы банка или иной кредитной организации, заинтересованной в полном объеме получить свои деньги с процентами, и интересы клиента, которому в случае аварии или угона не придется расплачиваться за испорченный или вовсе исчезнувший в неизвестном направлении автомобиль.

Учитывая ценовую политику страховых компаний, намного выгоднее страховаться по схеме «два в одном»: и по ОСАГО, и по автокаско. Страховые компании поощряют такое предпочтение системой скидок.

В борьбе за покупателей полисов ОСАГО многие компании сейчас предлагают так называемое мини-КАСКО, когда примерно за 500 руб. в год страхователь в случае ДТП суммы до 100–120 тыс. руб. получает в своей страховой компании, а не в той, где купил полис ОСАГО виновник происшествия.

Страхование от угона

В представлении обывателя угон – это когда водитель оставляет автомобиль буквально на двадцать минут, а потом обнаруживает, что машины нет на том месте, где он ее оставил. Но может быть, это вовсе и не угон? Просто работники ГАИ отбуксировали неправильно припаркованный автомобиль на штрафную стоянку.

На языке юристов угон означает неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Например, чтобы просто покататься ночью по городу, а под утро бросить его на проезжей части. Другое дело, если злоумышленник, завладев машиной, перебил регистрационные номера с целью продажи, – это уже хищение. В течение двух месяцев после исчезновения машина считается угнанной, через два месяца – похищенной.

Если на вас напали на улице, отняли ключи и забрали машину – это уже грабеж, т. е. открытое хищение имущества.

Чтобы не было недопонимания между вами и страховой компанией, есть два варианта: или внимательно изучать условия договора и оговаривать все тонкости и непонятные моменты, или заключать договор, в котором предусмотрены сразу все риски – и угон, и хищение, включая грабеж.

Договор страхования риска угона обычно заключается на год. Кстати, по закону отдельная страховка от угона запрещена, в договор должны включаться и другие условия. Как правило, это бесплатная установка и обслуживание радиопоисковой системы.

Если автомобиль найти не удастся, компания выплачивает полную стоимость машины.

В силу закона автострахованию от угона подлежат только те машины, которые зарегистрированы в органах ГИБДД и прошли техосмотр. Но есть выход и для владельцев машин с транзитными номерами, а именно их нужно беречь как зеницу ока. Ведь для похитителей подобный автомобиль– просто клад. Выход такой: застраховать машину в страховой компании от угона до регистрации в ГИБДД с условием, что в течение семи рабочих дней после заключения договора страховой компании будет предоставлено свидетельство о регистрации автомобиля, техпаспорт и талон о техосмотре. Многие компании предъявляют при этом определенные требования к оснащению автомобиля, например, спутниковыми противоугонными системами, и за их установку предоставляют солидные скидки. Например, «Ингосстрах» предоставляет таким клиентам скидку до 80 % по риску «угон».

Внимательно читайте договор страхования! Важно, чтобы для вас не было затруднительно или невозможно выполнение содержащихся в нем условий.

Так, некоторые компании прописывают в договоре, что при угоне у владельца должны остаться паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации, два комплекта ключей и талон техосмотра! Но большинство водителей хранят свидетельство о регистрации и талон техосмотра в машине, ведь талон должен быть прикреплен к стеклу. Вот и выясняется, что правила, записанные в договоре, подчас сложно выполнять. Не подвергайте себя риску остаться без машины, без документов на нее и без компенсации!

Некоторые компании отказывают в выдаче полиса, если в ночное время автомобиль не находится на охраняемой стоянке, а если и страхуют такие автомобили, то выдвигают условие: ночью, с полуночи до 6.00 утра, машина должна находиться на платной стоянке либо в гараже. Это значит, что, если угон происходит в ночное время, страховая компания отказывает в выплате страховки. Поэтому вам ничего другого не останется кроме как никуда не ездить ночью и не оставлять машину на улице даже на пару минут. Или же тщательнее выбирать страховщика.

По закону страховая сумма, которую вы получаете при наступлении страхового случая, не должна превышать реальную стоимость автомобиля. Поэтому при страховании от угона страховая компания проводит экспертизу автомобиля (обычно не только по документам, но и «на месте», так сказать, в натуре), оценивает его рыночную стоимость. Если за время эксплуатации стоимость машины снизилась, то выплаты тоже уменьшаются пропорционально этой стоимости. Страховой тариф на страхование автомобиля от угона обычно устанавливается в процентах от стоимости оценки. Для клиентов, продляющих договор, страховщик обычно делает скидки.

Цена страхования зависит от стоимости автомобиля, его марки и модели; стажа водителя и лиц, допущенных к вождению; степени аварийности; места хранения автомобиля; величины страхового покрытия и прочих факторов, которые страховщик попросит вас указать в анкете.

При заключении договора обратите внимание на то, как страховщик рассчитывает амортизацию, иначе после угона вы получите совсем не тут сумму, на которую рассчитывали. Самое оптимальное, когда коэффициент амортизации устанавливается пропорционально количеству дней страхования.

По риску «угон» страхуется потеря автомобиля при любом виде его хищения. Однако тех компаний, которые отдельно страхуют от угона, единицы. Большинство предлагают полный КАСКО, т. е. страхование и от ущерба, и от угона.

Страхование от ущерба

Страхование от ущерба означает, что страховая компания возмещает любой ущерб, причиненный автомобилю, независимо от того, кто был причиной возникновения этого ущерба. Данный вид страхования предусматривает следующие случаи.

1. Ущерб произошел вследствие действия непреодолимой силы. Согласно правилам п. 3 ст. 401 ГКРФ непреодолимая сила – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Такого рода обстоятельствами являются природные явления стихийного характера (землетрясения, наводнения, пожары, снежные заносы и т. д.); общественные явления (военные действия, крупные забастовки, эпидемии, объявленный карантин и иные запреты, установленные государственными органами и т. д.). При наступлении одного из перечисленных обстоятельств самое главное – установить причинно– следственную связь между этим явлением и причинением ущерба автомобилю.

Событие или явление не является непреодолимой силой, если произошло по вине конкретного лица. Для непреодолимой силы характерна объективная непред отвратимость. Непреодолимая сила – это вид форс-мажора.

2. Виновника причиненного ущерба невозможно определить.

Если один из этих случаев происходит и машине наносится ущерб, то вам положена страховка по данному виду страхования. Ответственные страховщики в случае сильного повреждения автомобиля (если размер ущерба составляет более 75 % страховой суммы), выплачивают страховку на условиях полной гибели транспортного средства, а при замене поврежденных деталей оплачивают их стоимость без учета амортизационного износа.

Если вы собираетесь, например, в зарубежное путешествие, обратите внимание на условие об оплате расходов по ремонту автомобиля за границей. В любом случае, ущерб – понятие оценочное, и поэтому лучше страховаться у проверенного страховщика.

Стоимость страховки, так же как и при страховании от угона, определяется в размере рыночной стоимости автомобиля. Скидки предоставляются главным образом за безаварийность. Например, «Ингосстрах» предлагает скидку до 50 % от стоимости полиса по риску «ущерб» за отсутствие убытков в период действия предыдущего договора страхования для своих давних клиентов и 15 % для новых безаварийных клиентов, переходящих из другой страховой компании.

Страхование от ущерба гарантирует страховое возмещение, когда оно вызвано действиями неизвестного лица или природными и иными обстоятельствами непреодолимой силы. От форс-мажора невозможно застраховаться по другим видам страхования.

Дополнительное страхование гражданской ответственности

Дополнительное страхование гражданской ответственности (ДСАГО) является хорошим дополнением к полису ОСАГО. Появление этого вида страхования обусловлено установлением предельной величины страховой выплаты по ОСАГО. Согласно правилам ст. 7 Закона об ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. руб., а именно:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, – 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Застраховаться на большую сумму позволяет добровольное страхование ответственности (ДСАГО). Кроме того, в случае серьезной аварии водителям без ДСАГО приходится покрывать остатки ущерба самостоятельно. Здесь закон защищает лишь частично.

Страховые случаи по ДСАГО и ОСАГО совпадают, и поэтому существует простое правило: ДСАГО вступает в силу только тогда, когда ущерб превышает указанный в Законе об ОСАГО максимальный размер компенсации. Иначе говоря, на практике главное различие этих двух видов страхования состоит в страховой сумме, подлежащей выплате потерпевшему (потерпевшим). Такая система кажется весьма удобной. Ведь если в ДТП участвует несколько автомашин, то выплат по ОСАГО может не хватить даже на ремонт отечественных автомобилей, не говоря уже об иномарках.

Сумму ДСАГО можно выбрать, а страховой тариф, скорее всего, будет подсчитан в процентном отношении к этой сумме с учетом ваших водительских качеств (стажа вождения, возраста и проч.) и характеристик автомобиля.

Страхование дополнительного оборудования автомобиля

Страхование дополнительного оборудования автомобиля обязательно понадобится владельцам иномарок, имеющих элементы внешнего и внутреннего тюнинга. Это обусловлено тем, что основная страховка ОСАГО распространяется только на автомобиль в его базовой комплектации. Поэтому страхование дополнительного оборудования может стать своего рода добровольно-принудительным шагом для автовладельцев и повлечь дополнительные расходы.

Это интересно:  В каких случаях можно покинуть место дтп 2020 год

Этот вид страхования, по сути, можно было бы отнести к разновидности частичного автокаско. Согласно условиям договора с любой страховой компанией к страховым случаям автокаско не относятся потеря ключей, хищение регистрационных знаков, а также оборудования, не входящего в заводскую комплектацию (магнитол, дисков), в том числе элементов тюнинга. А ведь, согласитесь, хищение мелких предметов привлекает преступников тем, что вроде бы украсть легче, и вероятность того, что найдут, очень низка. Поэтому хищение магнитол, дисков, чехлов и других привлекательных для преступников предметов совершается чаще, чем угоны.

Страхование дополнительного оборудования по перечню страховых рисков имеет свою специфику. Вот основное, что можно застраховать от повреждения или порчи действиями третьих лиц и силами природы:

  • любые элементы внешнего тюнинга;
  • регистрационные номера;
  • салон полностью с находящимся там имуществом;
  • магнитолы, диски, чехлы, личные вещи, находящиеся в салоне, и прочее.

Конечно же разумными исключениями из страховых рисков по данному виду страхования являются случаи умысла или грубой неосторожности владельца автомобиля, например, если сам водитель находился в салоне в нетрезвом состоянии и повредил салон при пользовании огнем или курении. Повреждения, нанесенные автомобилю при его эксплуатации (т. е. использовании по прямому назначению как средства передвижения), тоже не подпадают под данный вид страхования. Если вы являетесь участником дорожного движения, то на вас распространяется ОСАГО.

Согласно полису страхования дополнительного оборудования автомобиля вы сами определяете, что из элементов интерьера и экстерьера любимой автомашины вы не желаете страховать от хищения, уничтожения или повреждения.

Страховка действует тогда, когда вы не являетесь участником дорожного движения. После выплаты страхового возмещения за похищенное или уничтоженное дополнительное оборудование действие полиса по нему прекращается.

В случае несогласия с расчетом или размером выплаты страхового возмещения спор рассматривается в претензионном (досудебном) или судебном порядке. Примерный образец искового заявления для подачи в суд можно найти в приложении 6.

Страхование от несчастного случая

Страхование от несчастного случая при ДДП – третий по популярности после ОСАГО и автокаско страховой продукт.

Как утверждают словари, несчастный случай – это внезапное, непредвиденное внешнее воздействие на организм человека, следствием которого становится временное или постоянное расстройство здоровья или смерть. Из определения ясно, какие риски страхуются: главные из них – полная или временная потеря трудоспособности или смерть застрахованного человека. В ситуации с автомобилем таким человеком будет пассажир или сам водитель, находящиеся в салоне автомобиля.

Финансово защитить здоровье можно по двум способами: по паушальной системе и по системе мест. Эти две системы отличаются степенью защищенности страхуемых лиц. Обычно в договоре оговаривается вполне конкретная сумма, которая будет выплачена в случае аварии.

При паушальной системе страхуется весь салон. Суммы выплат подсчитываются путем деления общей страховой суммы на количество пострадавших.

При системе мест на определенную сумму страхуется каждое место. Сумма определяется в договоре страхования. Страховой тариф обычно выражается в процентном отношении к этой сумме.

Примеры

  • Автомобиль застрахован по системе мест. При этом по желанию автовладельца страховка была оформлена только на него – водителя и пассажира, сидящего рядом с ним на переднем сиденье. Во время ДТП пострадали два пассажира, сидящие на заднем сиденье. В выплате страхового возмещения страховая компания отказала. Если бы по системе мест были застрахованы задние пассажирские места, то пассажиры получили компенсацию от страховщика.
  • Автомобиль застрахован по паушальной системе. При аварии пострадавшими оказались один пассажир на заднем сиденье и пассажир на переднем сиденье. Страховая сумма была поделена на две части между двумя пострадавшими.

Теперь сами видите: у каждой системы есть свои плюсы и минусы.

Страхование от несчастного случая способствует вашему душевному спокойствию. Его главная цель – возместить возможные расходы на медицинскую помощь после ДТП, а также моральный ущерб автовладельца и его пассажиров.

Зеленая карта»

«Зеленая карта» (Green Card) – это страховой документ, подтверждающий наличие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории других государств. Де-юре «Зеленая карта» является международным сертификатом страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в любой из форм, одобренных Советом Бюро, а де-факто – это самый настоящий страховой полис. «Зеленой картой» он называется потому, что печатается на бумаге зеленого цвета. Система «Зеленая карта» действует с 1 января 1953 г.

Для обычного человека, собирающегося в поездку, зарубежные страны делятся на две группы: те, где «Зеленая карта» обязательна (как обязательная страховка), и те, где «Зеленая карта» покупается добровольно. Страны, признающие ее на своей территории, объединяются в Бюро страховщиков «Зеленой карты». В эту организацию, связывающую национальные страховые бюро стран-участниц, входит 44 государства: большинство европейских стран, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья, а также Беларусь, Латвия, Молдова, Украина, Эстония. Во главе организации стоит Совет Бюро, который осуществляет управление текущей деятельностью системы.

Бюро страховщиков «Зеленой карты» действует только в тех странах, где страхование гражданской ответственности водителя производится в обязательном, а не в добровольном порядке.

Россия пока не является участником Бюро страховщиков «Зеленой карты», но к 2008 г. процесс вхождения, вероятно, будет уже завершен. Дискуссия о возможности приобщения России к международному опыту страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств началась еще в 1997 г. Именно тогда 20 страховыми компаниями было создано «Русское бюро Зеленой карты», которое начало вести переговоры о вступлении России в эту организацию хотя бы с ограниченными полномочиями. Принятие Закона об ОСАГО в апреле 2002 г. дало новый импульс развитию переговорного процесса между Россией и Бюро страховщиков «Зеленой карты». В ноябре 2002 г. была подана официальная заявка Российской Федерации на членство в этой организации.

Страховыми случаями по договору Green Card являются причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц (смерть, нанесение телесных повреждений) в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства, а также нанесение ущерба имуществу третьих лиц (гибель, частичная гибель) в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства. В случае если российский водитель попал в ДТП на территории Европы, убытки пострадавшим компенсируются страховой компанией виновного водителя, а урегулированием страховых случаев занимается Бюро «Зеленая карта». Размер возмещения определяется в соответствии с законодательством страны страхового случая.

Несмотря на то что Россия – единственная страна в Европе, которая пока еще не вошла в международную систему «Зеленая карта», Green Card без особых проблем можно получить у страховщиков, приобретающих их через иностранные фирмы-посредники.

В большинстве стран Европы Green Card представляет собой международную разновидность ОСАГО, поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Заметим лишь, что, если вы собрались посетить на автомобиле другую страну, поинтересуйтесь, какие условия страхования там действуют.

Как оптимально застраховать автомобиль только от ущерба?

Страховка только от ущерба дешевле полного КАСКО, поэтому часть страхователей покупает именно такой полис. Действительно, из страхового покрытия вполне можно исключить риск «Угон», если установлена надёжная сигнализация и есть охраняемое место ночного хранения машины. Но какие нюансы частичного КАСКО нужно учесть перед покупкой полиса?

Тем не менее, для многих автолюбителей экономия на риске «Угон» – отличный способ снизить стоимость полиса КАСКО.

Параметры страхования

В целом программы страхования от ущерба схожи у большинства компаний. Такие страховки покрывают все стандартные риски кроме угона:

  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • Противоправные действия третьих лиц (ПДТЛ);
  • Пожар (взрыв);
  • Опасные природные явления (стихийные бедствия);
  • Падение посторонних предметов;
  • Воздействие жидкости.

Как и в «полном КАСКО», возможны различные формулировки и трактовки отдельных рисков, но в целом продукт «только ущерб» примерно одинаковый в каждой компании. Как правило, доступны обычные инструменты по изменению условий страхования: франшиза, уменьшаемая или неуменьшаемая страховая сумма и так далее.

Какова скидка при исключении риска «угон»?

Скидки за исключение риска «угон» при расчёте в разных компаниях иногда на удивление несоразмерны. Но данный факт играет скорее на руку клиентам, ведь разброс цен позволяет найти наиболее выгодное предложение.

Выгодно ли страхование только от ущерба?

При страховании машины только от ущерба следует объективно оценивать целесообразность такого шага. Как бы там ни было, страховые компании не делают скидки просто так. Если они готовы снижать цену при исключении «угона», значит этот риск действительно актуален.

Примите во внимание следующие факторы:

  • Угоняемость автомобиля по марке и модели. К сожалению, данную информацию не всегда легко найти, однако пробный расчёт на калькуляторе КАСКО позволит прикинуть, как страховые компании оценивают риск угона вашей машины. Если для опытного водителя тарифы строго выше 10%, автомобили такой модели угоняют довольно часто.
  • Хранение машины. Если транспортное средство в ночное время и в периоды длительного простоя находится в гараже или на охраняемой стоянке, это снижает риск угона.
  • Противоугонные средства. Современное дорогостоящее оборудование может свести к минимуму вероятность угона авто.

Конечно, при выборе конкретного варианта важную роль играют и личные факторы (финансовые возможности, убеждения и тому подобное). Но лучше, когда личный выбор подкреплён и объективной информацией.

Сколько покрывает страховка ОСАГО при ДТП?

К сожалению, от аварий на дорогах никто не застрахован, а нанесенный автотранспортом ущерб и страховые выплаты могут быть разными.

Многие автомобилисты не знают, какие убытки и что покрывает ОСАГО при ДТП, так как законы часто обновляются.

Возмещение по полису ОСАГО

Автотранспорт. Страховое покрытие возможно только в случаях прямого использования ТС. То есть возмещение ущерба покрывается только при эксплуатации автотранспорта в пределах дорожного движения и прилегающих территорий (автодороги, парковки, места обслуживания автомобилей).

Транспортное средство и водитель. Возмещение ущерба по ОСАГО касается только автотранспорта и действий, связанных с ним. Под страховку не подпадают некоторые категории транспорта и цели его эксплуатации.

Также автогражданская ответственность не привязана к ТС и его собственнику, а только к водителю. Выплаты производятся только в случае страховки с самим водителем.

Виновник и потерпевшие. Главным принципом страхования по ОСАГО является возмещение ущерба только пострадавшим лицам и их имуществу. То есть посредством страховых организаций одни лица несут материальную ответственность перед другими.

Это интересно:  Порядок оформления дтп с пострадавшими 2020 год

С помощью ОСАГО можно быстро компенсировать причиненный ущерб или его часть, так как виновники обычно не могут оплатить немалые суммы за ремонт.

Пострадавшей стороне не придется получать частями выплаты или остаться совсем без них. Также страховая система разгружает органы власти от ведения многочисленных дел, связанных с авариями на дорогах.

Какую сумму покрывает ОСАГО в 2020 году?

В 2017 году произошли изменения в выплатах покрытия ущерба для всех автовладельцев.

Стоимость полиса увеличилась, и лимит выплаты по ОСАГО вырос до 400 тыс. рублей.

Любой потерпевший в ДТП теперь может обратиться в Российскую государственную страховую компанию и получить полагающуюся выплату.

Если оба водителя виноваты, то они могут рассчитывать только на 50% от размера ущерба. Если здоровью был нанесен вред, то пострадавший участник аварии может рассчитывать на увеличение выплаты до 500 тыс. рублей.

Если в ДТП повредилось несколько авто, выплату получит каждый владелец, без пропорционального деления на всех.

При гибели одного из участников, из 500 тыс. рублей 25 тыс. выделяется на погребение.

Страховой случай Выплата 2020 год (руб.)
Вред, нанесенный здоровью и жизни 500 тыс.
Нанесение ущерба имуществу одного потерпевшего 400 тыс.
Вред, нанесенный имуществу нескольких потерпевших 400 тыс.
Повреждение автомобиля потерпевшего 50 тыс.
Расходы на погребение погибших в ДТП близкому или дальнему родственнику 475 тыс. или 50 тыс. рублей
Возмещение ущерба одному пострадавшему с составлением европротокола (без вызова ГИБДД) 50 тыс.

Получение максимальной выплаты по ОСАГО

Хотя максимальные выплаты в этом году увеличились, пострадавшим могут выплатить не всю сумму, а только ее часть. Такое возможно, если страховая организация ограничивается минимальными выплатами.

Страховая компания после ДТП проводит экспертизу пострадавшего авто с учетом износа, нередко устанавливая недостаточный лимит выплаты для ремонта.

Увеличить размер выплаты и добиться справедливости можно в досудебном порядке. Если дело придется решать через суд, то потребуется проведение независимой экспертизы за счет пострадавшего.

На имя страховой организации подается письменная претензия, подтвержденная документально. Доплата должна быть зачислена в течение 10 дней, в противном случае составляется исковое заявление по адресу регистрации страховщика.

Что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб

Если вы являетесь потерпевшим в аварии, ОСАГО позволяет материально покрыть расходы на ремонт. Однако ремонт иномарки может обойтись намного дороже, чем размер страховки.

После ДТП страховщики отказываются выплачивать компенсацию в полном объеме или подставляют ситуацию так, чтобы ничего не платить на законных основаниях.

Если пострадавшему немного проще, потому что закон на его стороне, и он может получить выплату, то на виновника может лечь вся материальная ответственность.

Выплата по автогражданке может не покрыть размер ущерба, если сумма урона выше, чем максимальная компенсация по ОСАГО, а также, если страховая компания занижает размер повреждений.

Экспертную оценку страховщик проводит в интересах компании, поэтому выйти из этой ситуации с минимальными потерями можно, если все действия аргументировать и подкрепить действующими законами.

Во избежание дополнительных трат лучше будет организовать независимую экспертизу ущерба автомобиля пострадавшего. При этом будут учтены все трещины и сколы, возникшие непосредственно в ходе аварии.

Это даст реальную картину, так как иногда пострадавшие хотят отремонтировать старые поломки своего транспортного средства. В результате между заключением от страховой компании и выводом экспертной независимой оценки выявится существенная разница.

Независимая экспертиза проводится с уведомлением ГИБДД, страховой компании и пострадавшего.

После этого нужно направить претензию в письменной форме с требованием возместить ущерб. В документе обязательно указать, что если в 10-дневный срок ответ не поступит, то дальнейшее разбирательство будет проходить через судебную инстанцию.

Также если компания-страховщик отказывается выплачивать ущерб по ОСАГО, вы можете обратиться в суд с заявлением о взыскании полной суммы и компенсации со страховой организации.

Сюда можно включить судебные издержки, сопутствующие расходы на адвокатов, услуги техпомощи и эвакуатора, проведение независимой экспертизы.

Перечисленные действия могут помочь виновнику ДТП, если нанесенные повреждения не превышают установленный лимит 400 тыс. рублей.

Покрывает ли ОСАГО ущерб здоровью

По страхованию ОСАГО пострадавшей стороне положена компенсация при:

  • частичном или полном повреждении транспортного средства;
  • повреждении имущественных препятствий (витрин магазинов, строений);
  • нанесении ущерба здоровью и жизни участников движения и третьих лиц.

Для установления степени тяжести повреждений необходима судебно-медицинская экспертиза по определению суда или на основании постановления прокурора или следователя.

Для проведения экспертизы граждане имеют право сами обращаться в экспертные учреждения, представив необходимую документацию.

К телесным повреждениям относится нарушение анатомической целостности тканей, органов или их физиологических функций.

Если ущерб здоровью был причинен одному пострадавшему, максимум на что можно рассчитывать, это 180 тыс. рублей. Для компенсации вреда здоровью или жизни нескольких граждан до 240 тыс. рублей.

Если был нанесен существенный ущерб, то дополнительная компенсация взыскивается с виновника аварии через ОСАГО. Если у потерпевшего наблюдается разный характер и локализация повреждений, то нормативы суммируются.

Выплаты при инвалидности

Страховые выплаты производятся в случае установления экспертизой инвалидности. Если факт инвалидности по нормативам установлен, то страховая фирма обязана произвести доплату, которая положена при инвалидности и уже выплаченной суммой:

  • 1 группа инвалидности или ребенок-инвалид – 500 тыс. рублей (100 % выплату);
  • 2 группа – 350 тыс. рублей (70 %);
  • 3 группа – 250 тыс. рублей (50 %).

Выплаты сверх нормативов

Если расходы на лечение превышают сумму обязательной выплаты, то доплата производится в соответствии с нормативами в виде разницы между выплаченной суммой и издержками.

Возмещению подлежат траты на приобретение лекарственных препаратов, протезирование, санаторно-курортное лечение, посторонний уход, реабилитацию.

Потерпевший должен подтвердить медицинскими документами, что он нуждался в данных видах помощи.

10-дневное лечение при сотрясении головного мозга обойдется в 15 тыс. рублей(3 %). Если сопутствовали разрывы мягких тканей головы с образованием рубца 3-10 кв. см., то к выплатам добавляют еще 25 тыс. рублей (5 %), что в сумме составляет 40 тыс. рублей.

Выплата утраченного заработка по ОСАГО

К дополнительным расходам относится также утраченный заработок потерпевшего, если выплаты по нормативу превышают сумму, то выплачивается разница.

Допустим, по нормативам ОСАГО потерпевший получил 15 тыс. рублей. Сумма утраченного заработка за 10-дневный больничный составил 12 тыс. рублей. В таком случае выплата не положена. Если же сумма заработка составляет 20 тыс. рублей, то потерпевшему положена доплата в 5 тыс. рублей.

Размер заработка подтверждается потерпевшим документально. Обратите внимание! Обычно по таким искам судебные дела длительные, и требуют помощи юриста.

Покрывает ли ОСАГО ущерб на парковке

Согласно правилам дорожного движения, ДТП может произойти не только на дороге, но и на территории, не предназначенной для движения транспорта (парковка, жилой квартал, двор).

Авария на автостоянке считается ДТП и должна расследоваться в установленном порядке сотрудниками ГИБДД.

Автовладельцам на парковке нужно действовать аналогично с аварией на дороге.

С 1 марта 2008 года водителю транспортного средства, которому был нанесен вред на парковке в результате аварии, при наличии страховки ОСАГО положены страховые выплаты.

Страховщики в данном случае выдвигают такие требования:

  1. У водителя должен быть действующий полис ОСАГО.
  2. Повреждение было нанесено не по вине владельца машины. Автолюбителю будет отказано в выплате по ОСАГО, если он сам врезался в столб или ограждение, совершая маневр на автостоянке.
  3. В столкновении участвовали два и более транспортных средства. Вы не сможете рассчитывать на компенсацию, если машину поцарапал пешеход.
  4. Пострадавшему водителю будет выплачена страховка, если установлен виновник аварии.

Действия при аварии на парковке

Так как столкновение на стоянке относится к ДТП, то владельцу авто, которому нанесен вред, нужно выполнить все действия, предусмотренные правилами:

  1. Не двигать машину с места и не поднимать детали, оторвавшиеся во время аварии.
  2. Включить сигнализацию и выставить аварийный знак не менее чем в 15 м от транспорта.
  3. Если есть пострадавшие, то нужно вызвать скорую помощь.
  4. Сфотографировать машину и полученные повреждения на телефон или сделать видеозапись.
  5. Вызвать инспектора ГИБДД.
  6. Позвонить в страховую организацию, указать место и время столкновения, коротко описать повреждения автомобиля.

Таким образом, пострадавший автовладелец не только грамотно оформит факт аварии на стоянке, но и избежит штрафа за нарушение правил дорожного движения.

Прибыв на место столкновения, сотрудник ГИБДД может оштрафовать водителя за не включенную аварийку или невыставленный аварийный знак, а уже потом только начнет оформление протокола.

Если виновник ДТП не скрылся с места аварии, можно без привлечения полиции воспользоваться оформлением европротокола и получить страховую компенсацию.

Оформление европротокола допустимо только при наличии следующих условий:

  • нет пострадавших, вред причинен только имуществу;
  • автовладельцы имеют при себе страховой полис ОСАГО;
  • водители не имеют разногласий по полученным повреждениям;
  • сумма повреждения не превышает 50 тыс. рублей.

Лимит по европротоколу составляет 50 тыс. рублей, если оба водителя оформили страховку после 2 августа 2014 года. Если договор заключался до этой даты, то компенсация будут составлять только 25 тыс. рублей.

Оформляя европротокол, к ремонту автотранспорта нельзя приступать в течение 15 дней с момента столкновения. Страховщик должен в 20-дневный срок произвести осмотр поврежденной машины и провести расчет по страховой компенсации.

Зная, сколько покрывает страховка ОСАГО, вы защитите себя от обмана со стороны страховых компаний, и будете знать на какую выплату можно рассчитывать при аварии с полисом ОСАГО.

Статья написана по материалам сайтов: www.inguru.ru, pravo-auto.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector