Травмы пешехода при наезде автомобиля 2019 год

Глава 22. Транспортная травма, классификация транспортной травмы

В последнее десятилетие значительно возрос транспортный травматизм.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение безопасности движения и эксплуатацию транспорта (ст.263, 264, 268 УК РФ).

Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности, нередко вызывает большие трудности, поскольку они скоротечны и часто происходят при отсутствии свидетелей. Это предъявляет высокие требования к проведению судебно-медицинской экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления деталей происшествия.

В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств, принято выделять повреждения дорожно-транспортными средствами, авиационную и травму на водном транспорте.

Дорожно-транспортные средства делятся на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, автобусы и др.), и рельсовые (поезда, трамваи и др.).

Все повреждения, образующиеся при разных видах травмы, в зависимости от их диагностической ценности условно принять делить на специфические, характерные и нехарактерные.

К специфическим относятся контактные повреждения, образовавшиеся в месте соприкосновения частей транспорта с телом. В таких повреждениях отображаются форма, рисунок, а иногда и размеры, полностью или частично, определенных частей транспорта.

К характерным относятся такие повреждения, механизм образования которых соответствует механизму и фазам определенного вида травмы.

К нехарактерным относятся все остальные повреждения, не имеющие признаков, описанных в двух предыдущих группах.

Глава 23. Автомобильная травма

Автомобильная травма — повреждения, причиняемые наружными либо внутренними частями движущегося автомобиля или полученных пострадавшим при выпадении из него.

23.1. Виды автомобильной травмы

травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом),

травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля,

травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля

травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей,

травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами,

комбинированные виды травмы.

При автомобильной травме повреждения у пострадавших могут возникнуть от удара и сотрясения тела, сдавления, растяжения и трения. Степень выраженности повреждений от каждого из указанных механизмов может варьировать в зависимости от особенностей конкретного случая.

23.1.1.Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом)

Этот вид автомобильной травмы встречается наиболее часто. Может быть переднее, боковое и столкновение с задней поверхностью автомобиля при движении его назад.

При столкновении с легковым автомобилем выделяют четыре фазы травмирования:

удар частями движущегося автомобиля с телом,

падение тела на автомобиль,

отбрасывание тела и падение его на дорогу,

движение тела по поверхности дороги (удар и трение телом о дорогу).

При столкновении с грузовым автомобилем отсутствует вторая фаза (падение тела на автомобиль).

В первой фазе отмечаются повреждения от удара частями автомобиля и сотрясения тела, во второй — в результате удара о корпус автомобиля, в третьей — вследствие удара тела о землю, в четвертую — трение.

В первой фазе возможны специфические повреждения мягких тканей в области головы, верхних и нижних конечностей — ссадины и кровоподтеки, раны, отображающие на коже форму строения, а иногда и размеры части бампера, радиатора, его облицовки, фары, ее ободка, болтов, гаек, других деталей автомобиля Бампер-повреждения» — бампер -ссадины, кровоподтеки, бампер-ушибленные раны, бампер-переломы берцовых и бедренных костей, резаные раны открытых частей тела.

В результате сотрясения тела возникают кровоизлияния в местах прикрепления внутренних органов, иногда разрывы связочного аппарата, отрывы сердца и селезенки. Повреждения позвоночника в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба (1-2 фазы ) — «хлыстообразные» повреждения шейного отдела позвоночника (кровоизлияния в связочный аппарат, разрывы в области сочленения затылочной кости и первого шейного позвонка и связок, переломы остистых отростков, клиновидная компрессия и вывих тел позвонков, нарушение целости продолговатого и спинного мозга.

Часто наблюдаются повреждения головы (1, 2 и 3 фазы ) наряду с повреждением мягких тканей, т.е. возникают переломы костей свода и основания черепа, повреждения головного мозга.

Повреждения, образующиеся в третью фазу, располагаются обычно на стороне, противоположной месту первичного приложения силы.

В четвертой фазе образуются повреждения кожных покровов от скольжения о грунт (земля, асфальт — глубокие ссадины (царапины или поверхностные раны на спине, лице, коленях, локтях.)

23.1.2. Травма от переезда тела человека (пешехода) колесом автомобиля

Переезд как самостоятельный вид автомобильной травы встречается редко, чаще в сочетании с травмой от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом или с травмой от выпадения человека из движущегося автомобиля, т.е. комбинированная автомобильная травма.

Наиболее типичные повреждения возникают от удара, трения, растяжения и сдавления колесом и трения о грунт.

Специфическими для переезда загрязнениями и повреждениями являются отпечатки рисунка протектора колеса. Отпечатки-загрязнения можно обнаружить на одежде и теле, а отпечатки-повреждения на кожных покровах в виде ссадин и кровоподтеков, что позволяет устанавливать по отпечаткам рисунка протектора положение в момент переезда, тип и марку, а иногда и конкретный экземпляр колеса.

В подлежащей подкожной жировой клетчатке и мышцах наблюдаются обширные кровоизлияния, размозжения и разрывы, образуются отслоения кожи в виде «карманов», заполненных кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса.

При переезде через голову наблюдаются множестственным оскольчатым переломам костей черепа, размозжением и выдавливанием головного мозга из полости черепа, что сопровождается деформацией (сплющиванием) головы.

При переезде через грудную клетку возникают двустронние двойные и тройные прямые (по месту приложения) и непрямые переломы ребер, деформация грудной клетки, переломы грудины, повреждения внутренних органов (легких, сердца и др.).

При переезде через живот образуются параллельно расположенные растрескивания кожи «полосовидные ссадины» — от перерастяжения кожи при переезде через живот, поврежедения внутренних органов.

При переезде колесом через область таза возникают множественные переломы костей тазового кольца.

23.1.3. Травма от выпадения человека (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля

Повреждения, которые возникают при этом виде травмы, зависят от вида падения, от места нахождения человека (в кабине или кузове), положения в момент удара о грунт, скорости автомобиля, высоты падения, особенностей поверхности, на которую падает человек, площади соприкосновения и др.

Чаще наблюдается выпадение пассажира из кузова. Повреждения образуются от удара о покрытие дороги и сотрясения тела имеют сходство с повреждениями при падении с высоты.

При ударе головой возникают многооскольчатые переломы черепа, ушибы мозга, кровоизлияния под оболочки мозга, травма шейного отдела позвоночника, повреждение внутренних органов вследствие сотрясения.

При падении на выпрямленные ноги переломы пяточных костей, вколоченные переломы бедренных костей компрессионные переломы позвоночника в поясничном и нижне-грудном отделах, разрывы и отрывы внутренних органов.

При на ягодицы переломы таза и компрессионные переломы поясничных позвонков, повреждения внутренних органов.

При соударении любой поверхностью тела возникают повреждения на стороне соударения. Характерны несоответствия наружных и внутренних повреждений.

23.1.4. Травма водителя и пассажира внутри автомобиля

Повреждения внутри автомобиля возникают чаще при столкновении движущегося автомобиля с другими транспортными средствами или неподвижными предметам, реже при опрокидывании автомобиля и его падении с высоты.

Основным механизмом образования повреждений у водителя и пассажира является удар о внутренние части салона и сотрясение тела.

Водитель плотно фиксирует свое тело, а тело пассажира переднего сидения менее устойчиво, поэтому травмируется значительно чаще.

При лобовом столкновении у водителя возникают повреждения о рулевое колесо, панель щитка приборов управления, ветровое стекло.

При ударах о рулевое колесо у водителя возникают ссадины и кровоподтеки на передней поверхности грудной клетки — полулунные и дугообразные формы-отпечатки, разрывы кожи между 1- 2 пальцами кистей, ушибленные и рвано-ушибленные раны лица, резаные раны от осколков ветрового стекла, переломы костей лица, свода и основания черепа, повреждения головного мозга, переломы грудины и ребер, ушибы и разрывы сердца, легких. Кроме того, у водителя возникают переломы шейного отдела позвоночника, переломы костей стопы (плюсневых) при ударе о педали, повреждения в области нижних конечностей — ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, переломы берцовых костей, надколенника, бедренных костей (при ударе о панель приборов).

У пассажира переднего сидения возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны лица, головы, переломы костей лицевого черепа, «хлыстообразные» повреждения шейного отдела позвоночника (при этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника, возникает разрыв передней продольной связки и межпозвоночного диска, перелом отростков и тел позвонков), резаные раны лица, кистей рук; переломы костей нижних конечностей, повреждения внутренних органов и др. Если тело было закреплено ремнями безопасности, то в области плечевого пояса, на груди и иногда животе могут образоваться полосовидные кровоподтеки, ссадины, иногда переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных суставов.

23.1.5. Травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами

Самый редкий вид автомобильной травмы. Встречается при перевертывании и опрокидывании автомобиля, при вертикальном положении тела сдавление между частями автомобиля и другим транспортным средством или неподвижными преградами.

Повреждения определяются степенью сдавления, площадью контакта, быстроты и длительности, положением человека. Наиболее характерны следующие повреждения: уплощение сдавливаемой части тела, множественные закрытые двусторонние переломы грудной клетки, разрывы, размозжения внутренних органов, закрытые двусторонние переломы костей таза др.

23.1.6. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при автомобильной травме :

2. Являются ли обнаруженные повреждения характерными для автотравмы?

3. Каков конкретный вид автомобильной травмы (удар, переезд и т.д.)?

4. В каком положении находился пострадавший в момент получения повреждений по отношению к транспорту?

5. Какой частью автомобиля причинены повреждения?

6. Какова последовательность повреждений?

7. Какие из них прижизненные, какие посмертные?

8. Какова причина смерти?

9. Как давно наступила смерть?

10. Не страдал ли пострадавший заболеваниями органов зрения и слуха?

11. Не принимал ли пострадавший незадолго до наступления смерти спиртные напитки?

12. Какова группа и тип крови погибшего?

Глава 24. Рельсовая травма

К рельсовой травме относится железнодорожная и трамвайная травмы, которые по числу погибших и пострадавших выходят на второе место после автомобильной.

24.1. Виды рельсовой травмы

Различают следующие виды рельсовой травмы:

  • от удара по телу частями движущегося подвижного состава,
  • от переезда через тело колес рельсового транспорта,
  • от выпадения человека из движущегося поезда, от сдавления тела между частями подвижного состава и другими предметами,
  • травма пассажиров внутри вагонов при катастрофах

24.1.2. Травма от удара частями движущегося подвижного состава

Наиболее часто встречается травма от удара по телу частями движущегося подвижного состава и травма от переезда через тело колес рельсового транспорта.

Отличительной чертой рельсового транспорта является движение тяжелых механизмов по специальной колее, эти условия и определяют особенности рельсовой травмы.

При травме от удара по телу частями движущегося подвижного состава так удар приходится на значительную площадь и со значительной силой, то возникают обширные и тяжелые повреждения по всей поверхности тела пострадавшего: открытые многооскольчатые перломы костей черепа, двусторонние множественные переломы ребер, массивные кровоизлияния в мягких тканях, переломы лопаток, позвоночника, с повреждением позвоночника, множественные разрывы внутренних органов.

Наличие специфических повреждений от подножки сбрасывателя, фар, буферов и др. От удара этими частями на коже возникают рельефные ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, а на костях свода черепа дырчатые и вдавленные переломы, полностью или частично повторяющие контуры и размеры травмирующих поверхностей.

После удара поездом происходит отбрасывание тела, удар о железнодорожное полотно и скольжение по нему. Возникают повреждения тела на стороне, противоположной месту первичного удара. Возникают обширные загрязнения одежды и тела смазочными веществами, частями балластного слоя (песок, гравий, шлак и др.).От удара о рельсы и шпалы образуются переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, повреждения внутренних органов.

24.1.3. Травма от переезда через тело человека колес рельсового транспорта

При переезде через тело колес железнодорожного транспорта возникают многообразные повреждения одежды и тела, в механизме образования которых лежит сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием колесного гребня (реборды), в результате чего происходят отделения и разделение частей тела. Часто при этом кожа не разделяется и образуется полоса давления и осаднения. Она в 2 раза шире (12-15 см.), чем полоса от головки рельса (6-7 см.)

Наиболее типичные повреждения при переезде через тело колес железнодорожного транспорта: полоса давления от колес, полоса давления от рельса, полоса обтирания, отделение головы от туловища (полное или неполное) разделение туловища, отделение конечностей, разрывы кожи конечностей от колес и др.

24.1.4. Травма от выпадения из движущегося поезда

Наблюдается при езде на крышах вагонах, на ступеньках, при спрыгивании на ходу, при выбрасывании человека из движущегося поезда. При этом возникают повреждения такие же, как и при падении с высоты, степень выраженности которых зависит от скорости движения поезда и расположения первичного удара о грунт.

Сдавление вагонами является редким видом повреждений. Тело может быть раздавлено между платформой и вагоном, между буферами или в автосцепном механизме. При этом происходит сильное сдавление, иногда с отпечатками на коже буферных тарелок или частей автосцепного механизма.

24.1.5. Травма внутри вагонов

При железнодорожных катастрофах мало изучена. Повреждения образуются от ударов о тупые твердые предметы, при падении с полок, со спинки сидений, сдавливание тела частями вагона и др. Осколки разбитых оконных стекол причиняют резаные раны.

24.1.6. Вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при рельсовой травме

2. Могли ли они быть причинены железнодорожным транспортом?

3. Причинены ли обнаруженные повреждения от удара частями движущегося железнодорожного транспорта? В какую часть тела был нанесен первичный удар?

4. Есть ли повреждения от переезда? По какой части тела, в каком направлении перекатились колеса поезда?

5. В каком положении находился потерпевший в момент травмы?

6. Прижизненно или посмертно причинены повреждения?

7. Нет ли повреждений не связанных с железнодорожной травмой?

8. Какова причина смерти?

9. Когда наступила смерть?

10. Какое состояние здоровья погибшего, предшествующее железнодорожной травме? Не было ли заболеваний органов слуха и зрения?

11. Не употреблял ли погибший незадолго до смерти спиртные напитки?

12. Какова группа и тип крови погибшего?

Глава 25. Авиационная травма

25.1. Понятие об авиационной травме

Авиационная травма — комплекс повреждений, причиненных наружными или внутренними частями самолета при его эксплуатации в полете или на земле, взрыве и воспламенении горючего.

Современные турбовинтовые и реактивные самолеты движутся с большой скоростью, высоким потолком полета, значительной вместимостью.

Причины авиакатастроф: технические неисправности, неблагоприятные погодные условия во время полета, при взлете и посадке и др.

25.2. Виды авиационной травмы

Повреждения при авиакатастрофах могут быть разделены на три основные группы: травма внутри самолета во время полета, травма внутри самолета при падении его ударе его о землю, травма частями самолета на земле.

25.3. Травма внутри самолета во время полета

Может быть вследствие взрыва, пожара, разгерметизации кабины и салона, катапультировании, столкновения с другим самолетом, птицей и др. Наиболее характерные изменения: ссадины, кровоподтеки, раны, переломы, разрывы одежды и обуви, отравление окисью углерода (образование карбоксигемоглобина), баротравма , признаки воздействия низкой температуры, компрессионные переломы позвоночника.

25.4. Травма внутри самолета при падении его на землю и ударе о землю

Причиняются тупыми твердыми предметами, окружающими летчика и членов экипаж. Могу возникнуть грубые разрушения тела с отрывом отдельных его частей, обширными разрывами и размозжениями мягких тканей, раздроблением костей, с размозжением внутренних органов с выбросом их наружу с внедрившимися частичками материалов разрушенного самолета.

25.6. Травма на земле вне самолета

Может быть причинена наружными частями самолета (от удара крыльями, переезда колесами самолета, травмы от воздействия струи реактивного двигателя, от воздействия лопастей пропеллера). Она может быть множественной, сходной с рублеными повреждениями (от лопастей), с ампутацией конечностей, отделением головы, разрубами туловища и др.

25.7. Вопросы, решаемые судебно-медицинской экспертизой при авиационной травме

1. Какова причина смерти пилота и других членов экипажа, пассажиров?

2. Какие повреждения обнаружены у членов экипажа и механизм их образования?

3. Каково положение тел членов экипажа и пассажиров в момент травмы?

4. Какова последовательность образования повреждений?

5. Каково состояние здоровья пилота и других членов экипажа?

6. Не обнаружено ли признаков отравления окисью углерода членов экипажа и пассажиров?

7. Имеются ли признаки прижизненного или посмертного воздействия пламени на членов экипажа и пассажиров?

8. Имеется ли наличие алкоголя у погибших?

9. Не обнаружено ли на трупах погибших огнестрельных, колото-резаных и других повреждений?

10. Какому члену экипажа, кому из пассажиров принадлежат обнаруженные останки, предметы снаряжения, одежды и обуви?

Глава 26. Травма водным транспортом

Возникает от действия различных видов судов и их частей: подводных крыльев, гребных винтов, тросов, якорей на тело человека, находящегося в воде.

В зависимости от того, какой частью транспортного средства они причинены раны могут быть одиночными, множественными, более или менее обширными.

При повреждении частями подводных крыльев возникают раны, похожие на воздействие острых или тупых рубящих предметов, иногда при действии подводных крыльев могут быть раны с осаднением краев, скальпированные раны и может быть отделение конечностей, расчленение тела, отделение головы.

Повреждения гребными винтами (лопасти винта имеют острые ребра) причиняют значительные повреждения: лоскутные раны с осадненными краями, переломы костей черепа, конечностей, разрывы внутренних органов.

От действия винтов маломерных судов возникают множественные веретенообразные, рубленые раны.

При сдавлении тела между пирсом и бортом судна имеет место удар тупым твердым предметом и сдавление тела. Для этого вида травмы характерно уплощение сдавливаемых частей тела, множественные переломы ребер, костей таза, размятие и разрывы внутренних органов и др.

Глава 6. Лабораторные методы исследования при транспортной травме

Судебная фотография запечатлевающая дает представление об общем виде транспортной травмы, характере травмы, следов на ни них и др.

Непосредственная микроскопия (стереомикроскопия) выявляются свойства повреждений на теле, одежде, наличие наложений и др.

Гистологическое исследование с целью определения характера и давности повреждения.

Контактно-диффузионный метод и метод эмиссионного спектрального анализа для выявления наличия металлов.

Исследование в ультрафиолетовых лучах инфракрасных лучах для выявления наличия маслянистых веществ и резины.

Судебно-химическое исследование для определения наличия этилового спирта.

Повреждения при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом

Наиболее частым видом автомобильной травмы является травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом. Эту травму в основном получают пешеходы, двигающиеся по дороге или переходящие ее. А.Р. Рахимов, В.Ф. Смирнов Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы, Ташкент: »Медицина’, 1976. — С. 20′

Механизм данной травмы зависит от следующих факторов: вида автомобиля, особенностей его конструкции, формы и уровня частей, приходящих в соприкосновение с телом человека, скорости движения и массы автомобиля, сопротивляемости тканей, характера покрытия пути, на которое падает пешеход и др.

Следует различать три варианта столкновения автомобиля с пешеходом: столкновение пешехода с передней, с боковой и с задней поверхностью автомобиля. В первом варианте имеются две возможности столкновения: а) со средней частью передней поверхности автомобиля — фронтальное столкновение, и б) с краем передней поверхности машины — переднекраевое столкновение.

В зависимости от вида автомобиля и варианта столкновения механизм травмы может состоять из трех или четырех фаз. Первая фаза характеризуется столкновением частей движущегося автомобиля с пешеходом, вторая — падением пешехода на автомобиль, третья — отбрасыванием его на землю, и четвертая — скольжением тела по поверхности дороги. В первой фазе возникают повреждения от удара автомобилем и значительного общего сотрясения тела, вызванного этим ударом, во второй — от вторичного удара об автомобиль и сотрясения, в третьей — от сотрясения и удара о покрытие дороги и в четвертой — от трения о покрытие дороги. А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: »Медицина», 1968. — С.24

При фронтальном столкновении с передней поверхностью автомобиля пешеход получает удар наиболее выступающими частями машины — бампером, фарой и т.д. (I фаза). Вследствие того, что первоначальный удар при столкновении с легковым автомобилем в большинстве случаев наносится по области тела, расположенной в отдалении от центра тяжести (на уровне голеней), жертва после первичного удара падает на капот автомобиля (II фаза). Иногда удар наносится по области, расположенной вблизи центра тяжести (крылом, радиатором по бедру или тазу). В этих случаях скорость движения машины передается жертве, в результате чего тело ее получает поступательное движение, отбрасывается вперед, пролетает некоторое расстояние в воздухе, а затем падает и ударяется о покрытие дороги (III фаза). При фронтальном столкновении грузового автомобиля, автобуса или троллейбуса удар наносится по области тела, расположенной в непосредственно близости или выше центра тяжести. Особенности конструкции передней поверхности указанных машин исключают возможность падения жертвы на автомобиль, — следовательно, II фаза не наблюдается. В ряде случаев после падения пострадавшего на покрытие дороги тело в силу инерции некоторое расстояние скользит по дороге (IV фаза).

Столкновение пешехода с боковой поверхностью автомобиля называется тангенциальным столкновением. При этом удар может наноситься передней частью боковой поверхности автомобиля (боковой стороной крыла, подножкой) или средней и задней его частью. В первом случае механизм травмы сходен с механизмом фронтально-краевого столкновения, т.е. состоит из 4 фаз. Во втором имеют место 3 фазы: столкновение пешехода с боковой поверхностью машины, отбрасывание жертвы и падение на землю и скольжение жертвы по покрытию дороги.

Столкновение пешехода с задней поверхностью автомобиля при движении его задним ходом встречается редко. Механизм травмы при этом зависит не только от скорости движения, которая в таких случаях невысокая, но главным образом от высоты расположения и формы частей задней поверхности машины, пришедших в соприкосновение с телом человека. Если части задней поверхности машины располагаются на высоте, соответствующей центру тяжести тела человека или выше него, после удара выступающими частями машины, приложенного в двух точках (при ударе легковой машиной на уровне голеней и таза, при ударе грузовой — на уровне головы и туловища), тело жертвы отбрасывается назад, падает на грунт и в ряде случаев скользит по нему. В случае, когда выступающие части на задней поверхности машины расположены на высоте нижу уровня центра тяжести, то после первичного удара (I фаза) тело падает на машину (II фаза). Далее тело сползает с автомобиля и падает на грунт (III фаза). Скольжение по грунту при этом варианте почти не наблюдается.

Характеристика повреждений. Характер и локализация повреждений мягких тканей весьма разнообразны и зависят от фазы и механизма травмы, а также вида автомобиля. В I фазе фронтального столкновения повреждения могут причиняться бампером, крылом, фарой и другими частями. Внешне эти повреждения проявляются в виде ссадин, кровоподтеков, реже — ран. Они располагаются либо в верхней трети голени, либо на разных уровнях бедра. Кровоподтеки — это различные по интенсивности и по происхождению скопления крови в толще ткани или в промежутках между ними, когда сосуд разрывается, и кровь изливается в окружающую ткань. Ранами называются механические повреждения мягких тканей с нарушением целостности покровов кожи.

При тангенциальном столкновении повреждения наносятся частями, расположенными на боковых поверхностях автомобиля — выступающим с боку зеркальцем, ручкой движения кабины, боковой поверхностью кузова. Все эти повреждения имеют поперечное направление и располагаются, за исключением ссадин и ран, нанесенных подножкой, в области лица, шеи, туловища и верхних конечностей.

Во второй, третьей и четвертой фазах травмы от столкновения автомобиля с пешеходом специфических повреждений мягких тканей не образуется. В эти периоды могут возникать и ссадины, и кровоподтеки, и раны с самой разнообразной локализацией, они чаще располагаются на не защищенных одеждой участках тела — лице, голове и верхних конечностях. Характерными повреждениями для IV фазы являются ссадины кожи от волочения. Они представляют собой параллельно идущие царапины желобоватой формы, красноватого цвета, со слущеным эпидермисом, более глубокие и широкие в месте своего начала и поверхностные, и узкие у своего окончания.

Переломы костей черепа в основном носят закрытый характер и чаще бывают комбинированными — повреждениями свода и основания черепа. Наблюдаются два механизма переломов черепа. На первой фазе столкновения грузовой машины с пешеходом независимо от варианта столкновения, повреждения черепа образуются от непосредственного удара по голове частями машины в месте приложения силы. На II и III фазах повреждения чаще возникают от удара головой о части автомобиля или о грунт при падении.

Переломы свода черепа происходят в результате сгибания и дальнейшего растрескивания костной ткани в месте приложения силы. В зависимости от силы и направления удара, площади соприкосновения травмирующего предмета с черепом, свойств ударяющего предмета и других факторов возникают различные по характеру переломы — вдавленные, дырчатые, террасовидные, оскольчатые. Первые три разновидности переломов типичны для I фазы травмы; оскольчатые более характерны для последующих двух фаз, хотя могут встретиться и на I фазе. А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: »Медицина», 1968. — С.37

Переломы костей черепа сопровождаются повреждениями и изменениями со стороны оболочек и вещества головного мозга — кровоизлияния, ушибы и реже значительные разрушения. Повреждения вещества головного мозга возникают либо в месте непосредственного приложения силы, либо от контрудара на противоположном полюсе. Макроскопически они проявляются в виде очаговых кровоизлияний в коре и белом веществе или разможений последних.

У погибших пешеходов в результате столкновения с машиной наблюдаются самые разнообразные повреждения органов брюшной и грудной полостей. По своему происхождению их можно подразделить на прямые и непрямые. Они возникают: 1) от удара частями автомобиля в месте приложения силы (I фаза); 2) при ударе тела об автомобиль или покрытие дороги (II и III фаза); 3) от сотрясения тела, вызванного одним из этих ударов. Повреждения, возникающие от удара, локализуются почти всегда на той поверхности органа, которая соответствует месту приложения силы. Если орган предохранен от внешнего насилия ребрами, то в момент удара последние прогибаются или ломаются. При этом повреждения органов причиняются либо прогнувшимся ребром, либо концами поврежденного ребра. Легкие повреждаются значительно чаще других органов ввиду того, что имеют наибольший объем и близко расположены к грудной стенке. А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: »Медицина», 1968. — С.50-51

Среди повреждений грудной клетки особенно часты переломы костного скелета и ранения органов грудной полости. В зависимости от механизма травмы переломы ребер можно подразделить на прямые (возникающие в месте удара), непрямые (образующиеся в отдалении от места удара) и комбинированные. Прямые и комбинированные переломы преимущественно возникают на I фазе травмы, в то время как непрямые — на II и III фазе.

Травмирующая сила в случаях столкновения автомобиля с пешеходом чаще действует на грудную клетку сбоку или сзади. В тех случаях, когда удар наносится по боковой поверхности грудной клетки частью машины с относительно небольшой площадью, ребро или группа смежных ребер в месте приложения силы прогибается внутрь. При этом внутренняя пластинка ребра подвергается растяжению. Когда предел растяжимости кости превзойден, на месте наибольшего изгиба происходит разрыв костных частиц и возникает перелом. Линия перелома неровная, чаще зубчатая, иногда с мелкими дефектами кости, расположена в поперечном направлении к оси ребра. Когда удар по боковой поверхности грудной клетки наносится предметом с широкой поверхностью, например радиатором грузового автомобиля, возникают непрямые переломы на полюсах: спереди — по средне-ключичной линии; сзади — по околопозвоночной.

Переломы ключиц чаще возникают в III фазе травмы и связаны со сгибанием кости, наступающим в момент падения человека на вытянутую руку или плечо. Переломы позвоночника, как и переломы ключиц, встречаются редко. Они возникают либо от непосредственного удара частями машины по спине (I фаза), либо в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба, чаще в шейном или грудном отделах (I и II фаза). При чрезмерном сгибании или разгибании позвоночного столба чаще повреждаются связки и межпозвоночные диски шейных позвонков.

Переломы костей таза возникают либо на I фазе травмы от удара частями автомобиля, либо на III фазе в результате удара тела о дорогу. Характер и локализация переломов костей таза находятся в прямой зависимости от силы и направления удара, а также особенностей анатомического их строения. Они могут быть прямыми и непрямыми, изолированными и реже — комбинированными, закрытыми и в исключительных случаях — открытыми.

При ударе частями автомобиля по передней поверхности тела у пешехода часто происходят переломы костей переднего отдела тазового кольца в области горизонтальных ветвей лобковых или восходящих ветвей седалищных костей. По своему характеру эти переломы закрытые, косые или оскольчатые, располагаются в переднем отделе тазового кольца с одной стороны или одновременно с обеих сторон.

В случае приложения силы в боковом направлении — удар частями машины в область большого вертела бедра или гребня подвздошной кости, возникают односторонние переломы таза. Это либо краевые и центральные оскольчатые переломы костей, образующих вертлужную впадину, либо различные поперечнокосые переломы крыла подвздошной кости. По своему характеру они закрытые, могут быть неполными или отрывными. Переломы таза всегда сопровождаются значительными кровоизлияниями в мышцы и околотазовую клетчатку, а нередко и повреждениями тазовых органов.

Среди переломов костей нижних конечностей у пешеходов преобладают повреждения бедренных костей, которые чаще располагаются в средней и нижней третях и причиняются главным образом бампером грузового автомобиля. Локализация переломов костей нижних конечностей зависит от соотношения высоты отдельных частей машины и роста пешехода.

Переломы бедра и костей голени, как правило, возникают в I фазе происшествия. Они происходят либо в результате резкого однократного толчка от действия травмирующей силы, приложенной в поперечном направлении к оси кости (при этом происходит сдвиг костных частиц), либо в результате давления этой силы, вызывающей сгибание кости. Механизм разрушения кости зависит также от быстроты и продолжительности столкновения, массы и направления действия травмирующего предмета, положения конечности.

В I фазе тангенциального столкновения могут возникать винтообразные переломы бедра и большеберцовой кости в нижней трети. Эти переломы образуются вследствие вращения туловища при неподвижной фиксированной конечности. В последующих фазах травмы переломы костей нижних конечностей исключительно редки. В III фазе могут возникать переломы лодыжек, пяточных костей, а также других костей стопы. А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: »Медицина», 1968. — С.68

Травмы пешехода при наезде автомобиля

По сообщениям Национальной Администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) в 2003 г. в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 4749 пешеходов и 7000 получили несмертельные травмы. В 1998 г. пешеходы были на втором месте среди всех погибших участников дорожного движения, и наезд на пешехода с летальным исходом составлял 13% от всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий.

Более половины наездов случаются в темное время суток, когда определенную роль может играть недостаточная острота зрения. Другая проблема связана с употреблением спиртного. Почти в половине случаев всех столкновений у водителя или пешехода обнаруживают поддающийся измерению уровень алкоголя в крови.

Haddon с соавт. в 1961 г. провел крупномасштабное исследование пешеходной травмы. Он обратили внимание на увеличивающийся с возрастом риск повреждений и смертельных исходов у пешеходов, а также на то, что погибшие были на 17 лет старше тех, кто подвергся аналогичному воздействию, но остался в живых (средний возраст погибших 58,8 лет по сравнению с 41,6 в контрольной группе).

Вслед за эпохальным исследованием Haddon другие авторы подтвердили его выводы и дополнили наши знания по вопросам пешеходной травмы. Было продемонстрировано, что с возрастом среди пожилых пешеходов увеличивается смертность, равно, как и частота переломов, необходимость госпитализации в отделение интенсивной терапии, необходимость вентиляционной поддержки и сроки пребывания в стационаре.

Вместе с тем выяснилось, что среди смертельно пострадавших преобладали пожилые больные и что с возрастной категорией старше 65 лет было связано 37% от всех летальных для пешеходов исходов. Следовательно, риск был выше у пешеходов пожилого возраста, которые медленнее ходят и затрачивают больше времени на переход дороги или автомагистрали. Казалось бы, пожилым людям необходимо действовать в соответствии с окружающей обстановкой, чтобы компенсировать указанные недостатки, но, скорее всего, эта задача для них невыполнима.

Находясь в движении пожилые пешеходы часто не в состоянии предвидеть опасные ситуации, что, возможно, связано со спутанным сознанием или с возрастными изменениями сенсорных систем (слух и зрение). Вдобавок ко всему пешеходы склонны преувеличивать фактическую видимость.

Как следует из проспективного когортного исследования, пострадавшие пешеходы были старше (средний возраст 56 лет) пострадавших водителей или пассажиров (средний возраст 26 лет). Поражал средний балл по Шкале тяжести травмы (ISS), который у пешеходов был равен 34 (ISS > 15 свидетельствует о тяжелом жизнеугрожающем повреждении).

Даже после поступления в травматологическую клинику летальность среди находящихся в автомобиле составляла только 13% по сравнению с 30% у пешеходов.

Существует много доказательств того, что клинические исходы у пожилых травматологических пациентов, в том числе и пешеходов, намного хуже, чем у пациентов с похожими травмами, но моложе. Доля умерших среди пострадавших старше 60 лет выше по сравнению с теми, кто не достиг указанного возраста (44,6% против 10,4%), с большей вероятностью летального исхода у пожилых.

С пожилыми пешеходами связана высокая внутригоспитальная летальность (52,5% против 21,5%), существенно повышающая ресурсозатраты в конце их жизни. Уровень смертности в группе пешеходов старше 65 лет, равный 2,6, в 5,7 раз превышает тот же показатель у пешеходов моложе по возрасту. На основании вышеизложенного и с учетом того, что пожилые умирают от тех осложнений, от которых пешеходы моложе по возрасту выживают, было высказано предположение, что улучшение госпитальной помощи могло бы снизить показатели смертности.

Работы той же направленности показали, что у лиц старше 60 лет риск летального исхода, связанного с дорожно-транспортным травматизмом, был намного выше, чем у лиц моложе по возрасту, равно как в группе пассажиров, так и в группе пешеходов, и что, хотя люди старше 65 лет были пострадавшими только в 8% случаев с участием пешеходов, летальность среди них составляла 27,8%. К тому же 78% травмированных пожилых пешеходов при выписке имели как минимум временную инвалидность.

Предпринимались попытки установить характерные факторы риска у пожилых больных с пешеходной травмой. Шкала Apache, а также внутричерепное кровоизлияние с масс-эффектом и кардиальные осложнения были признаны независимыми предикторами летальных исходов. Пешеходные травмы у взрослых наиболее распространены в группах с низким уровнем социально-экономического развития, что согласуется с выводом о том, что социально-экономический статус часто связан с последствиями для здоровья.

Изучение скорости, с которой пожилые люди переходят проезжую часть, показало, что 27% лиц данной возрастной категории не успевают перейти проезжую часть до переключения сигналов светофора, и то, что 1/4 представителей этой группы вынуждены пережидать транспортный поток, не дойдя до безопасного места, по меньшей мере, целую полосу движения. Попытки понять и смягчить факторы риска пешеходной травмы сохраняют свою актуальность, так как фатальный наезд на пешехода часто связан именно с теми из них, на которые труднее всего повлиять.

Механизм повреждений

По механизму повреждений на первом месте стоят сочетанные травмы , вызванные дорожно-транспортными происшествиями — ДТП (дорожно-транспортные и железнодорожные аварии, наезды на пешеходов), на втором месте травмы от падения с высоты (главным образом, суициды) — 25%, производственные и другие травмы составляют 5%. Поэтому тяжелые дорожно-транспортные травмы вполне закономерно на 80% можно отождествлять с сочетанными травмами, и снизить тяжесть последствий ДТП можно только в результате улучшения оказания помощи при сочетанных травмах.

Механизмы повреждений при автомобильных травмах достаточно разнообразны, их можно разделить на несколько групп. Прежде всего это травмы пешеходов и внутриавтомобильные травмы водителя и пассажиров автомашины. Основным фактором, определяющим тяжесть травмы, является скорость автомобиля. При скорости менее 24 км/ч, как правило, не бывает травм со смертельным исходом, за исключением тех случаев, когда автомобиль переезжает туловище человека. При лобовом столкновении автомашин, двигающихся со скоростью 100 км/ч и более, в живых не остается никого. Частота различных видов дорожно-транспортных происшествий представлена в табл. 1-1.

Вид ДТП Частота, %
1. Наезд на пешехода 32,7
2. Внутриавтомобильные травмы:
столкновения
опрокидывание
наезд на препятствие (столб, стоящий транспорт)
63,6
32,3
12,1
19,2
3. Прочие 3,7
Итого. 100

Множественность повреждений при автодорожных травмах обусловлена высокой энергией (скоростью и массой) ранящего снаряда (автомобиля) и многофазностью (по А.А. Солохину) наносимых повреждений. При наезде автомобиля на пешехода последний получает переломы нижних конечностей и таза, затем его отбрасывает на капот и лобовое стекло, в результате чего он получает повреждение черепа и грудной клетки. В следующую фазу пострадавший падает с автомобиля, так как водитель резко замедляет движение или останавливается, а пострадавший продолжает движение по инерции. При этом тело человека ударяется с большой силой о мостовую или (реже) какие-либо выступающие предметы. В условиях города это припаркованные автомобили и столбы освещения. К повреждениям нижнейполовины тела добавляются переломы верхних конечностей, травмы черепа, грудной клетки и брюшной полости. Полученные в 1-й фазе повреждения усиливаются.

При ударе боковой частью автомобиля (по касательной) пешехода отбрасывает на мостовую и он получает травмы нижних конечностей, головного мозга и грудной клетки. У женщин характерны отслойки кожи и клетчатки в области бедер и ягодиц с образованием обширных надфасциальных гематом. У умерших от повреждений нижних конечностей и таза мы наблюдали отслойку в 56,3% случаев. Для внутриавтомобильных травм характерны сочетание черепно-мозговой и челюстно-лицевой травмы вследствие удара головой и лицом о приборную панель автомобиля, двусторонние множественные переломы ребер вследствие удара о рулевую колонку, сложные переломы нижних конечностей, вертлужной впадины, разрывы сочленений таза и переломы тазовых костей. Переломы нижних конечностей часто отличаются особой тяжестью с разрушением на большом протяжении диафиза бедра, метафизов бедра и голени. Переломы голени также многооскольчатые и нередко являются открытыми.

Причиной этого является сильный удар одновременно со скручиванием и сдвигом конечности пассажира или водителя, которая фиксирована деталями салона автомобиля, в отличие от удара автомобиля по ногам пешехода. В последнем случае сила удара уменьшается за счет отбрасывания пешехода, а силы скручивания образуются только при вращении туловища пострадавшего.

При внутриавтомобильных травмах может быть и двухфазный механизм в тех случаях, когда водитель и пассажиры не фиксированы ремнями безопасности. При резком торможении автомобиля (наезд на препятствие), двигающегося с большой скоростью, пассажир буквально вылетает через лобовое стекло, получая множественные травмы при ударе о мостовую.

В 2002 г. к нам обратился пациент с последствиями политравмы — вывихом стернального конца ключицы и отрывом обеих ягодичных мышц. Травму получил за полгода до этого, находясь в командировке в Тюменской области. Он сидел пассажиром на переднем сиденье автомобиля «Волга», двигающегося со скоростью более 100 км/ч. На скользкой дороге водитель не справился с управлением, выскочил на обочину и врезался в пень. Пострадавший вылетел через лобовое стекло и, пролетев 10,5 м (по данным осмотра ГИБДД), упал на шоссе, проехав на спине еще около 5 м, в результате чего получил множественные переломы ребер с разрывом печени, переломом таза,вывих ключицы, сотрясение головного мозга. В ближайшей больнице были сделаны лапаротомия и ушивание разрывов печени. После срастания переломов ребер, лонной и седалищной костей был выписан и уехал в Москву.

Во время обращения беспокоили боли в области ягодиц в момент перехода в сидячее положение. Пациент был вынужден приподнимать кверху обе ягодицы руками, чтобы сесть. При осмотре отмечались смещение обеих ягодичных складок книзу, уплощение ягодиц. Отведение, сгибание и ротация бедер не нарушены. Флюктуация не ощущалась. Оперирован 12.03.03 в положении на животе (В.А. Соколов). Разрезом слева параллельно гребню подвздошной кости рассечены кожа, клетчатка, фасция. Ягодичная мышца оказалась цела. После ее рассечения обнаружена огромная сообщающаяся полость под обеими ягодичными мышцами, дном которой были обе подвздошные кости и крестец. Полость была заполнена сукровичной жидкостью общим объемом приблизительно 1300 мл. Полость дренирована, рана ушита. Выздоровление. Такая обширная отслойка мышц образовалась в момент удара ягодицами о шоссейное покрытие с одновременным скольжением по поверхности шоссе. У пациента была слабо выражена подкожная клетчатка, и он был в плотных брюках, поэтому произошла отслойка ягодичных мышц от подвздошных костей, а не кожи и подкожной клетчатки.

Повреждения позвоночника возникают от удара частями автомобиля по спине соответственно месту применения силы и в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночника в отдалении от места удара. При прямом ударе повреждаются остистые отростки, дужки и тела грудных поясничных позвонков, при сгибании возникают компрессионные переломы тел позвонков, разрывы межпозвонковых дисков и связок одного или нескольких смежных позвонков.

Травмы от сгибания и разгибания позвоночника характерны для шейного отдела, который отличается большой подвижностью. При ударе по поверхности туловища и конечностей происходит резкое сгибание шеи, вследствие чего возникают разрыв связок задней поверхности позвоночника и сдавление межпозвонкового диска и тел позвоночника спереди. Малоустойчивая губчатая ткань тел двух смежных позвонков клиновидно сплющивается. Межпозвонковый диск и тело вышележащего позвонка смещаются кпереди, образуя вывих позвонка, вызывая повреждение оболочек и спинного мозга под действием удара, приложенного по задней поверхности туловища, происходят запрокидывание головы и переразгибание шейного отдела позвоночника.

Такая ситуация возникает при наезде сзади на стоящий автомобиль, особенно при большой скорости и массе заднего автомобиля. На передней поверхности шейного отдела позвоночника происходит растяжение атлантозатылочной мембраны, продольной связки, мышц и межпозвонковых дисков, на задней — сжатие тел позвонков, их дужек с подвывихом вышележащего позвонка кзади. При этом механизме возможны переломы зубовидного отростка II шейного позвонка, а также кольцевидные переломы основания черепа в задней его ямке.

Из внутренних органов груди и живота наиболее уязвимыми при автомобильных травмах являются паренхиматозные органы (легкие, печень, селезенка, почки). В подавляющем большинстве случаев отмечается прямой механизм травмы. Вначале ломаются ребра и отломки ребер прокалывают и разрывают ткань легкого и мелкие бронхи. Воздух поступает в плевральную полость. Легкое спадается, образуется пневмоторакс. Источником кровотечения в плевральную полость в подавляющем большинстве случаев являются межреберные сосуды, которые повреждаются отломками ребер. Излившаяся кровь также сдавливает легкое, образуя гемоторакс. Печень и селезенка повреждаются вследствие прямого удара частями салона автомобиля, но при большой скорости столкновения может действовать непрямой механизм повреждения, поскольку в момент остановки внутренние органы в силу своей подвижности по отношению к скелету некоторое время еще перемещаются по инерции. В результате происходит перерастяжение подвешивающих связок внутренних органов с разрывом последних в зоне прикрепления связок. Разрывы грудного отдела аорты, например, в подавляющем большинстве случаев происходят в области прикрепления артериальной связки (нисходящая часть аорты).

При разрывах полых органов важное значение имеют степень их наполнения и действие гидродинамической силы, поэтому разрывается наполненный мочевой пузырь, а пустой повреждается крайне редко.

Если автомобиль опрокидывается, то наиболее часто возникают Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) различной тяжести, повреждения шейного отдела и других отделов позвоночника, грудной клетки, живота, таза и нижних конечностей.

В связи с особой тяжестью автотранспортных травм и их характерным механизмом на протяжении 50 лет постоянно усовершенствуются меры пассивной и активной безопасности автомобиля. К пассивным мерам относятся конструкторские усовершенствования по укреплению корпуса автомобиля с целью противодействия его деформации при столкновении, закреплению тех частей двигателя, которые могут попасть в салон автомобиля, созданию должной обтекаемости кузова автомобиля, чтобы меньше травмировать пешеходов, и т.д.

Активная безопасность автомобиля осуществляется при помощи ремней безопасности, подголовников и воздушных мешков.

Ремни безопасности снижают частоту тяжелых травм на 20—30%. Они фиксируют туловище водителя и пассажиров, благодаря чему снижается количество черепно-мозговых и челюстно-лицевых травм, почти полностью исключаются травмы рулевой колонкой. Ремни безопасности незаменимы при опрокидывании автомобиля, особенно многократном.

Высокие подголовники оберегают шейный отдел позвоночника, препятствуя его переразгибанию в момент удара сзади. Количество тяжелых травм шейного отдела позвоночника, повреждений спинного мозга значительно снижается.

Воздушные мешки автоматически раздуваются в момент столкновения автомобиля с другим автомобилем или препятствием и предохраняют переднюю часть тела, лицо и голову от повреждений.

Механизм множественных и сочетанных повреждений при падении с высоты больше роста человека (кататравмы) отличается от механизма дорожно-транспортных травм. Тяжесть повреждений зависит от высоты, исходной массы пострадавшего, положения его тела в момент удара о землю, плотности поверхности земли.

Падение с высоты выше 6-го этажа (20 м), безусловно, смертельно, если оно не замедляется в результате падения пострадавшего на ветки дерева, глубокий сугроб, козырек над балконом и т.п. Большинство падений с высоты происходит в результате суицидальных действий, реже — в состоянии опьянения при попытке проникнуть в запертую квартиру через балкон.

Характерными повреждениями являются переломы нижних конечностей, сочетающиеся с компрессионными переломами поясничного и нижнегрудного отделов позвоночника при приземлении на ноги, переломы таза, ребер с повреждением печени или селезенки при приземлении на бок, переломы черепа с повреждением головного мозга, шейного и верхнегрудного отдела позвоночника, если пострадавший падает вниз головой.

Наиболее типичны переломы тел нижнегрудных и поясничных позвонков в сочетании с переломами обеих пяточных костей. Эти повреждения в любом случае необходимо исключить или подтвердить в случае кататравмы.

Производственные травмы, как причина сочетанных повреждений, составляют около 5%. Они вызываются придавливанием тяжелыми предметами (например, бетонной плитой на стройке), затягиваниемв движущиеся механизмы станков, когда повреждаются верхние конечности, грудная клетка, череп.

Наезд производственного и служебного автотранспорта во время работы относится к ДТП и по последствиям не отличается от обычных уличных травм. Равным образом падения с высоты на стройках не имеют существенных отличий от таковых вследствие бытовых травм, хотя ЧМТ бывают менее тяжелыми, если на пострадавшем надета защитная каска.

Рельсовые травмы как причина сочетанных травм наблюдаются в 2—3% случаев вследствие наезда железнодорожного транспорта, поездов метро, трамваев. Обычно ведущими являются травматические ампутации крупных сегментов конечностей с повреждением головного мозга, грудной клетки, живота, таза. Нередко рельсовые травмы возникают в результате суицидов или криминальных действий.

Последние 10—15 лет резко возросло количество сочетанных и множественных травм вследствие криминальных действий. К ним относятся избиения, множественные огнестрельные ранения туловища головы и конечностей. Для избиений характерны множественные осложненные переломы ребер в сочетании с переломами лицевого скелета и свода черепа, тупая травма внутренних органов живота. Варианты множественных огнестрельных ранений могут быть самыми разнообразными.

Сочетанные травмы являются основными при массовых несчастных случаях и катастрофах. В Российской Федерации ежегодно происходит от 800 до 1400 ДТП с особо тяжкими последствиями, когда число погибших составляет 5 и более человек, а число пострадавших — 10 и более. Эти ДТП вызывают большой общественный резонанс и очень болезненно воспринимаются населением.

В.А. Соколов
Множественные и сочетанные травмы

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, medicalplanet.su, medbe.ru.

»

Это интересно:  Какой суд лишает водительских прав 2020 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector