В каких случаях водитель обязан пропустить пешехода 2021 год

Новшества, касающиеся пешеходного перехода

После внесения изменений в ПДД практически в каждом месте о пешеходном переходе добавлен текст о трамвайных путях. Тем самым, законодатель устранил спорную ситуацию предыдущей редакции Правил. Ведь, раньше участок трамвайных путей, который пересекался с пешеходным переходом через проезжую часть дороги, не давал преимущества движения пешеходу.

Из этого следовало, что автолюбитель мог, объезжая транспортные средства, которые остановились перед зеброй, по трамвайным путям, смело не уступать дорогу людям, переходящим дорогу. Такая ситуация создавала реальную угрозу жизни людей, а также возможность найти лазейку в законе провинившимся водителям.

В новой редакции Правил, эта лазейка закрыта. Ведь, участок трамвайных путей отнесли к пешеходному переходу. Согласно, новой редакции Правил пешеходный переход – это участок проезжей части дороги, в том числе, трамвайных путей обозначенный соответствующими знаками и разметкой которую принято называть «зебра».

Пешеходные переходы бывают, как на участках дороги, так на перекрестках. Ширина перехода определяется шириной разметки «зебра». Если разметка на дорогу не нанесена, то ширина перехода обозначена установленными с двух сторон специальными знаками – синий прямоугольник, на котором выделен белый треугольник с изображенным черным цветом схематическим человечком, шагающим по зебре.

Такое ограничение обусловлено «печальной» статистикой. Очень часто в потоке машин находился «хитрец», который старался совершить обгон на переходе с выездом на встречную полосу, и тем самым, создавал аварийную ситуацию.

Как правильно перейти регулируемый переход

Неизменным осталось главное правило движения пешеходов по регулируемому переходу – если работает светофор и регулировщик, то приоритетным сигналом для переходящего дорогу человека будут жесты, регулирующего сотрудника ГИБДД. Поэтому, очень важно освоить значение жестов регулировщика и неукоснительно следовать им.

Пунктом 6.10 Правил дорожного движения определены следующие жесты для пешеходов:

  1. Если правая рука поднята над головой, то людям категорически запрещается перемещаться по пешеходному переходу.
  2. Когда правая рука вытянута вперед, то разрешается перемещаться только за спиной регулировщика.
  3. При вытянутых руках в разные стороны, когда регулировщик похож на букву «Т», то можно переходить через проезжую часть дороги.
  4. У сотрудника полиции обе руки опущены, то нельзя двигаться со стороны спины и груди регулировщика.

Таким образом, пешеходам нужно освоить всего четыре жеста сотрудника ГИБДД, который регулирует перемещение на переходе. Правилами дорожного движения предусмотрено, что регулировщик может использовать, также, другие жесты и подавать сигналы при помощи жезла, но только они должны быть понятными, как пешеходам, так водителям.

В случае отсутствия регулировщика переходящий дорогу человек должен ориентироваться на работающий светофор. Переходить дорогу можно только на зеленый свет.

Как перейти в нерегулируемых местах

На нерегулируемых переходах, согласно пункту 4.5 ПДД – люди сами несут ответственность за свою безопасность. Пешеход обязан выходить на проезжую часть дороги, в том числе, трамвайные пути, только после того, как оценил расстояние до движущихся машин и уверен, что сможет перейти дорогу без угрозы для своего здоровья и жизни.

Правила дорожного движения запрещают пешеходам выбегать внезапно на проезжую часть или появляться из-за какого-то препятствия. К примеру, машины, столба, рекламного щита и пр. Такой запрет связан с тем, что автолюбители не смогут вовремя увидеть человека и, соответственно притормозить, чтобы его пропустить.

Также, предусмотрено, что переходить проезжую часть необходимо только под прямым углом. Во-первых, такой путь самый короткий, по сравнению с другими вариантами. Во-вторых, пешеход не будет создавать никаких дополнительных помех водителям, двигающимся на этом участке дороги.

Уступить дорогу или пропустить пешехода

В новой редакции Правил изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2, которые касаются движения по нерегулируемым переходам. В старой редакции была формулировка «пропустить пешехода», а в новой – «уступить дорогу». На первый взгляд, кажется, что смысл одинаковый, но на самом деле кардинально изменился подход.

Как правильно пропустить пешехода на пешеходном переходе?

Под «пропустить пешехода» в старых ПДД, подразумевались следующие действия – как только человек вступил на разметку зебры, то все автолюбители должны остановиться и пропускать, другими словами, ждать пока он полностью не пройдет переход.

В новой редакции Правил предусмотрена обязанность автовладельца остановиться и уступить дорогу человеку только, когда тот находится на близком расстоянии и движущаяся машина может помешать ему перейти дорогу. Если автомобиль не остановится, то пешеход будет вынужден изменить траекторию или скорость своего движения.

Новые правила

Согласно п. 14.1 водитель, который приближается к переходу, обязан уступить дорогу людям, которые уже переходят дорогу или вступили на нее для того, чтобы перейти. Автовладелец при подъезде к знаку дорожный переход должен снизить скорость до такой отметки, которая позволит ему остановиться и уступить дорогу человеку, находящемуся на проезжей части.

Это интересно:  Программа ущерб в дтп росгосстрах 2021 год

Пункт 14.3 Правил определяет поведение автовладельцев на регулируемых пешеходных переходах. В том случае, когда человек начал двигаться по проезжей части дороги на зеленый цвет, но не успел перейти дорогу до того момента, как загорелся красный цвет, то водители должны дать ему возможность спокойно дойти до тротуара.

Такая норма предписана не только для тех владельцев транспортных средств, которые стоят перед пешеходным переходом, а также приближаются я к нему. Подъезжающий к переходу водитель, несмотря на зеленый цвет своего светофора, должен остановиться и дать возможность человеку закончить переходить дорогу.

Таким образом, раньше пешеход имел преимущество на дороге, как только его нога ступала на зебру. В новой редакции Правил законодатель предусмотрел, что человеку необходимо доказать свое преимущество решительным движением по переходу, в том числе трамвайных путях. Как только он вышел на переход и начал свое движение – его необходимо пропустить.

Когда человек стоит на тротуаре и болтает по телефону, не продолжая своего движения, то водитель не обязан его пропускать. По задумке законодателей, такой подход будет стимулировать пешеходов быстро переходить переход, и тем самым не создавать заторы и увеличивать пропускную способность дорог. Это особенно актуально для мегаполисов.

Какое предусмотрено наказание

Какой будет иметь штраф водитель, не пропустивший пешехода? С сентября 2013 года вступили в силу изменения статьи 12.18 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание водителям транспортных средств, которые не пропустили пешеходов, имеющих преимущество в движении по дороге. Санкция по этой статье – 1500 рублей административного штрафа.

Как обеспечить безопасность движения пешехода

Вопрос безопасности пешехода раскрывает пункт 14.2 ПДД. Все водители обязаны снижать скорость перед пешеходным переходом для того чтобы при необходимости пропускать пешеходов. Если соседняя машина притормаживает перед переходом, то автолюбитель по Правилам также обязан снизить скорость и остановиться.

Новые Правила вводят с первого июля 2017 года обязанность для людей, которые идут по обочине загородной трассы, либо переходят ее в вечернее или ночное время, а также во время снегопада или тумана иметь на одежде светоотражающие элементы. Эти элементы должны быть расположены так, чтобы хорошо отражали свет фар.

Во многих Европейских странах уже давно эффективно существует такая практика. Люди, которые вечером гуляют или совершают велосипедные прогулки, одевают специальные жилеты с нанесенными светоотражающими полосами. По сути, у каждого, кто собрался загород есть в рюкзаке такой жилет. Он позволяет водителям вовремя заметить велосипедиста или пешехода.

Конечно, не приходится надеяться, что все сельское население нашей страны с ажиотажем начнет приобретать светоотражающие элементы для одежды или специальные жилеты. Но инициатива хорошая. Всем любителям походов загород, велотуризма желательно побеспокоиться о соответствующей одежде, а особенно для детей.

Подводя короткий итог, хочется сказать, что новая редакция Правил дорожного движения имеет ряд изменений, которые повлияли на взаимоотношения между водителем и пешеходом. Если раньше пешеход имел преимущество, как только вступил на зебру, то теперь ему необходимо продемонстрировать автовладельцу свое преимущество решительным движением по переходу.

Автолюбителю следует знать, что:

  • совершать обгон на переходе, включая трамвайные пути запрещено, не зависимо от того есть или нет люди;
  • формулировка «пропустить пешехода» в новой редакции Правил заменена на «уступить дорогу»;
  • «уступить дорогу» предполагает, что водитель может проехать через переход пока человек находится далеко от автомобиля;
  • автолюбитель обязан остановиться, если он мешает перейти дорогу человеку, в частности принуждает его изменить скорость или траекторию движения;
  • когда пешеход начал переходить дорогу на зеленый цвет светофора, но загорелся красный цвет, то водители должны его пропустить;
  • если человек стоит на тротуаре, то автолюбитель не обязан его пропускать.

Когда у пешехода было преимущество в движении, а водитель его не пропустил, то его накажут наложением административного штрафа в размере 1500 рублей.

Штраф за непропуск пешехода в 2018 году

Осенью 2017 года в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения. Действие новых поправок ПДД коснулось и взаимоотношений на дорогах между пешеходами и водителями. В 2018 году штраф за непропуск пешеходов и велосипедистов составляет от 1,5 до 2,5 тысячи рублей.

Статья 12.18 КоАП РФ:

Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

Штраф накладывает инспектор ГИБДД. В Постановление об административном правонарушении инспектор определяет конкретный размер штрафа.

Пешеходный переход на трамвайных путях

В первую очередь в новых поправках ПДД уточняется понятие пешеходный переход. К тексту о пешеходных переходах добавлена фраза о трамвайных путях. Таким образом, законодатели устраняют тот пробел, который существовал в прежней редакции ПДД. Ведь по старым Правилам участок трамвайных путей, пересекающийся с переходом через проезжую часть прилегающей дороги, не давал преимущества движения пешеходу.

Поэтому водитель, объезжая машины, остановившиеся перед «зеброй», по трамвайным путям, имел право не уступать дорогу людям, переходящим через дорогу. Это создавало угрозу безопасности и жизни и могло использоваться в пользу водителя для смягчения наказания. Сейчас эта лазейка закрыта. В новой редакции ПДД пешеходный переход — это также и участок трамвайных путей, и уступать дорогу пешеходам обязаны как водители обычных транспортных средств, так и водители трамваев.

Это интересно:  Отличие европротокола от извещения о дтп 2021 год

Обгон и снижение скорости на пешеходных переходах

Раньше обгон допускался при условии, что на переходе не было пешеходов. Теперь обгон на переходах, включая участок трамвайных путей, категорически запрещён, независимо от того, есть там люди или нет (см. п.11.4. ПДД в новой редакции).

Пункт 14.2. ПДД требует от всех водителей обязательно снижать скорость перед пешеходным переходом. При высокой интенсивности движения, когда на дороге находится большое количество машин, видимость проезжей части в зоне перехода значительно снижается. В этих условиях судить о наличии людей, переходящих дорогу, можно по движению впереди идущих и соседних машин. Поэтому, если соседняя машина притормаживает перед переходом и останавливается, то по Правилам вы также обязаны замедлить движение и остановиться.

14.2 ПДД:

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

Ситуации в которой водители обязаны уступать дорогу пешеходам

1. Всегда пропускать пешеходов на пешеходном переходе

Согласно пункту 14.1 ПДД уступать всем без исключения пешеходам на пешеходном переходе.

14.1 ПДД:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

2. При повороте на перекрестке

При повороте на перекрестке в любую сторону, независимо от того по какой дороге едет водитель (главная или второстепенная). Даже, если у водителя горит зеленый сигнал светофора, который разрешает поворот, или на перекрестке нет разметки, то есть вне пешеходного перехода. Во всех этих случаях при повороте автомобилист обязан уступить дорогу.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

3. Въезд/выезд со двора, парковки, прилегающей территории

8.3 ПДД:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

4. Слепому пешеходу

Если слепой пешеход подает сигнал белой тростью, то водитель обязан пропустить его во всех случаях.

5. При посадке/высадке пассажиров с проезжей части

14.6 ПДД:

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Во всех этих случаях непропуск пешехода грозит водителю штрафом, как писалось выше, 1500 — 2500 рублей при фиксации нарушения инспектором ГИБДД. Это при условии, что не произойдет ДТП с с участием пешехода. Если пешеход пострадает в результате наезда, то тогда может быть совсем другая ответственность, кроме штрафа.

Посмотрите видео как пропускать пешеходов по новым правилам. Все подробно,разложено по полочкам.

Видео: Проезд пешеходных переходов

Как правильно пропускать пешехода

Существенно изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД, касающихся движения пешеходов и транспорта на нерегулируемых переходах. Здесь старое требование «пропустить пешехода» сменилось на формулировку «уступить дорогу».

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Смысл изменения внешне одинакового по смыслу толкования заключается в том, что если раньше, как только человек вступал на «зебру», все водители должны были останавливаться и пропускать пешехода, пока он не пройдет. Теперь останавливаться и уступать дорогу водитель обязан только в непосредственной близости, когда он может помешать переходить дорогу или изменить траекторию и скорость движения пешехода.

Таким образом, проезжать переход нужно так, чтобы пешеход не остановился, пропуская машину, или не ускорил шаг, стараясь быстрее миновать проезжую часть. Если проезжая полоса широкая и человек вступил на пешеходный переход, но находится далеко от машины, то можно не останавливаться и не пропускать пешехода. То же самое, если если человек стоит возле перехода и болтает по телефону, то водитель не обязан ждать, когда он начнет переходить, чтобы пропустить.

Видео: ДПС. Развод на «не пропустил пешехода».

Чтобы избежать штрафа за то, что не уступил дорогу пешеходу, рекомендуется иметь видеорегистратор, по записи которого можно доказать свою невиновность. Нередки случаи, когда ДТП с пешеходом совершаются по вине самого пострадавшего. Они могут неожиданно для водителя выскочить на дорогу, в том числе и предумышленно. Доказательство своей невиновности, основанное на объективных показаниях регистратора, может повлечь наложение штрафа на пешехода в сумме 500 рублей. Ведь согласно Правилам он должен перед началом своего движения оценить ситуацию на дороге и выходить на дорогу, когда машины находятся далеко от места перехода.

Это интересно:  Оформление дтп на месте без вызова 2021 год

Особенности пропуска пешеходов в 2021 году

Известно, что водители должны уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах, но как это сделать по Правилам дорожного движения, чтобы у сотрудников ГИБДД не было претензий, а если и были, то только обоснованные?

Рассмотрим на примере нерегулируемого пешеходного перехода.

Нерегулируемый пешеходный переход

Требование Правил дорожного движения уступить дорогу

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

После внесения изменений в Правила, требование стало определенным – “уступить дорогу”, вместо “пропустить”. Это определено термином.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Касаемо пешеходов это чаще вынуждение изменения скорости как в большую, так и в меньшую сторону. У пешехода есть три позиции когда водитель может нарушить требование уступить дорогу.

  • На проезжей части;
  • На пересечении траекторий;
  • На тротуаре или обочине.

Движение пешехода через дорогу

Движение пешехода по проезжей части

Если пешеход все же меняет скорость, то причина изменения его скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не какими либо причинами по желанию пешехода.

Движение пешехода на пересечении траекторий

В такой ситуации дать объективную оценку действиям водителя сложно. Пешеход может просто испугаться приближающегося автомобиля, а водитель в свою очередь субъективно оценивает ситуацию. Чтобы избежать спорной ситуации водителю следует остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможения, что будет подтверждением отсутствия угрозы для пешехода.

Движение пешехода по тротуару

Вам известно, что тротуар является частью дороги. И не исключена ситуация когда пешеход, двигаясь в поперечном направлении остановиться перед проезжей частью из-за приближающегося автомобиля.

Переход дороги пешеходом есть, изменение скорости пешехода есть, изменение скорости пешехода из-за автомобиля есть – вот он и штраф. Но разочаруем инспектора. Попробуйте сами определить чего еще не хватает для образования нарушения водителем. Посмотрите внимательно на изображение.

Пешеход на тротуаре

Ответ выделяю из текста Правил. Еще раз из текста требования пункта 14.1.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей…

Да. На тротуаре нет пешеходного перехода, и не может быть пешеходов, переходящих дорогу. Пешеходы переходят дорогу по пешеходному переходу, а пешеходный переход это участок проезжей части или трамвайных путей.

Да. Согласно тексту и против здравого смысла невозможно начать переходить дорогу не вступив на проезжую часть.

Да. Не может быть пешеходного перехода через велосипедную дорожку.

На этом материал в рамках данной темы завершен. Благодарю за интерес.

Когда водитель обязан пропускать пешеходов вне «зебры»

Пожалуй, для сотрудников ГИБДД это один из самых доступных способов поймать нарушителя и выписать ему штраф в размере от 1500 до 2500 рублей. Именно такую ответственность для водителя предусматривает Административный кодекс, если тот проигнорирует права других участников движения (статья 12.18).

То есть указанные санкции грозят за невыполнение требования ПДД уступить дорогу «пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении». Обратите внимание, в тексте ничего не сказано о регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах, зато ключевым словосочетанием является «преимущество в движении».

Кто и в каких случаях обладает этим преимуществом подробно описано в ПДД. Например, при выезде с прилегающей территории, водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения, включая пешеходов, которые по ней двигаются.

Кроме того, и при съезде с улицы водитель обязан пропустить прохожих и велосипедистов, путь которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД). Например, если въезд на автозаправку с главной дороги пролегает через линию тротуара, то в этом месте преимущество имеют пешеходы и велосипедисты. Вне зависимости от наличия «зебры».

Даже, если речь не идет о съезде на прилегающую территорию, при повороте направо или налево водитель обязан уступить всем дорогу (пункт 13.1 ПДД). Иными словами, если на нерегулируемом перекрестке проезжая часть пересекается с тротуаром, и там нет «зебры», преимущество движения сохраняется за пешеходом.

К тому же каждый водитель должен знать, что прохожие считаются полноправными хозяевами не только тротуаров, но и проезжей части в жилых зонах, обозначенных соответствующими знаками (5.21). В то же время в ПДД их преимущества в движении разумно ограничены оговоркой: для автомобилей они не должны создавать необоснованные помехи.

Соответственно при движении в жилой зоне, а также при выезде из нее водители должны уступить дорогу другим участникам движения (пункт 17.3). Кроме того, это касается и дворовых территорий.

Статья написана по материалам сайтов: avtomotoprof.ru, ruspdd.ru, www.avtovzglyad.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector