Характер нарушения пдд 2019 год

Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности за нарушения в сфере организации дорожного движения.

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками В зависимости от вида и характера нарушения Правил дорожного движения, степени и формы вины, характера последствий, лица, виновные в этом, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. При определенных обстоятельствах к нарушителю возможно применение мер общественного воздействия. Дисциплинарная ответственность. Нарушения трудовой дисциплины, связанные с невыполнением требований законодательства о безопасности дорожного движения лицами, ответственными за эксплуатацию транспортных средств, влекут наложение на них дисциплинарных взысканий в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ).

Поскольку дисциплинарные нарушения отличаются от других видов тем, что нарушается не общий порядок по обеспечению безопасности дорожного движения, а трудовой порядок, установленный в конкретной организации. Поэтому дисциплинарное взыскание налагает администрация организации, а не государственные органы.

Нарушение законодательства, действующего в области обеспечения безопасности движения, влечет административную ответственность. Ответственность за нарушение правил дорожного движения (ПДД), других норм и правил, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотрена рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

В зависимости от степени тяжести и характера нарушения Кодексом предусмотрены следующие виды административных взысканий:

— лишение прав управления транспортом;

— административный арест до 15 суток.

При малозначительности совершенного нарушения Правил должностное лицо ГИБДД, в компетенцию которого входит рассмотрение дела о данном нарушении, вправе освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности за нарушение требований ПДД привлекается более 30 млн. человек.

Перечень содержащихся в Правилах норм, за которые наступает административная ответственность в виде штрафа или предупреждения, обширен. Это превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушение правил проезда пешеходных переходов, несоблюдение правил стоянки и остановки, буксировки, пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, ремнями безопасности, мотошлемами, правил обгона, движения через железнодорожные переезды и многое другое.

Но самым опасным и получившим широкое распространение административным правонарушением в области дорожного движения следует признать управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Более трети всех правонарушений совершается в состоянии опьянения.

Нужно сказать, что в последнее время на это обращается самое серьезное внимание, и к пьяницам-водителям применяются радикальные меры, а не только штрафы. Так, при задержании водителя, подозреваемого в употреблении спиртных напитков, у него изымается водительское удостоверение, автомобиль помещается на штрафную площадку, а сам он направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При подтверждении состояния опьянения водитель лишается права управления транспортным средством на срок от 1 до 1,5 лет. За невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения водитель лишается права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет.

При помещении автомобиля на штрафную площадку первые 3 часа его пребывания там не оплачиваются. За последующие часы взимается плата.

На штрафную площадку транспортное средство может быть помещено и в других случаях. Например, при нарушении правил парковки автомобиль доставляется туда эвакуатором. Пешеходы, водители велосипедов и мопедов, пассажиры, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения, за нарушение ПДД наказываются штрафом или предупреждением. Причем если нарушение ими совершено в состоянии опьянения и сопровождается нанесением телесных повреждений или материального ущерба, наступает повышенная административная ответственность.

Нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее ДТП, в результате которого по неосторожности причинены тяжкие или средней тяжести вред здоровью человека, смерть людей, крупный материальный ущерб, является преступлением и наказывается в уголовном порядке в соответствии с Уголовным кодексом Российской федерации (УК РФ).

Лицом, привлекаемым к ответственности за правонарушения, может быть водитель, пешеход, пассажир, должностное или иное лицо, допустившее нарушение Правил.

При этом, к уголовной или административной ответственности привлекаются лица не моложе 16-ти лет.

Нарушение может предъявляться лицу, если очевидна его вина: нарушение было допущено умышленно или по неосторожности.

Умышленным правонарушение считается тогда, когда лицо его совершившее знало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Примеры такого действия: водитель знает, что в населенном пункте скорость движения ограничена 60 км/ч, но движется со скоростью 90 км/ч. Пешеход видит, что горит красный (запрещающий) сигнал, и, вместе с тем, переходит дорогу и т.д.

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, совершившее его, предвидело возможность вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не рассчитывало на наступление таких последствий.

Например: водитель автомобиля не снизил скорость перед пешеходным переходом, на котором находились люди, надеясь проскочить переход до того момента, когда пешеходы окажутся на пути его движения.

Если нарушение Правил произошло по вине других лиц, по случайному стечению обстоятельств, вследствие непреодолимой силы, то участник движения не может считаться виновным. Примерами таких ситуаций могут быть прокол шин, поворот пассажиром руля автомобиля или случай, когда сильным порывом ветра на обледенелой дороге автомобиль выносит на полосу встречного движения и т.д.

Преступлением является также недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за его техническое состояние, если эти деяния повлекли за собой смерть людей, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный материальный ущерб.

Преступлением является разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, если эти деяния повлекли за собой смерть людей, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный материальный ущерб.

Например, выведение из строя светофора, повлекшее смерть людей, причинение им тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный материальный ущерб, является преступлением и наказывается в уголовном порядке.

Гражданская ответственность устанавливает право граждан на возмещение им материального ущерба по причине вреда противоправными действиями других граждан или предприятий, учреждений, организаций.

Организации и граждане, деятельность которых связана с источником повышенной опасности (все механические и транспортные средства) для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (например, стихийного бедствия) или умысла потерпевшего. Вред подлежит возмещению в полном объеме.

2. Практическое задание

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с выдержками из Кодекса об административных правонарушениях, касающихся дорожного движения. Такие выдержки помещены, как правило, в приложении к Правилам дорожного движения Российской Федерации.

Затем он предлагает учащимся решить задачи из экзаменационных билетов для приёма экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», касающихся ответственности участников дорожного движения при нарушениях ПДД.

3. Вопросы для закрепления знаний

1. К каким видам ответственности за нарушение Правил дорожного движения может быть привлечен водитель транспортного средства?

2. При каких последствиях при ДТП наступает уголовная ответственность?

3. К каким видам административной ответственности может быть привлечен водитель за правонарушения в сфере дорожного движения?

4. При помещении транспортного средства на штрафную площадку с которого часа начинает взиматься плата?

5. Какие санкции применяются к нарушителям правил парковки автомобиля?

Криминалистическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Читайте также:

  1. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  2. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  3. I. Средства, влияющие на проводящую систему сердца
  4. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ “СКОРОЙ ПОМОЩИ”. “СТАРАЯ” И НОВАЯ ДОКТРИНА СМП
  5. II. Средства, расслабляющие миометрий (токолитики)
  6. II. Характеристика защитных сооружений — 25 мин.
  7. IV. Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці.
  8. IV. ПРОТИВОРВОТНЫЕ СРЕДСТВА
  9. V. Желчегонные средства
  10. А нормы в днях определяются по каждому виду оборотных средств по разному.
  11. А. Средства, для лечения гипохромных анемий.
  12. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
Это интересно:  Нарушение пдд железнодорожный переезд 2020 год

Криминалистическая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме совершения и обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия (ДТП), виде транспортного средства, а также особенностях личност­ного характера участников.

По мнению Т.В. Аверьяновой, основным элементом криминалистической характеристики до­рожно-транспортных преступлений является обстановка на месте его совершения. Она содержит важную информацию в отношении обстоятельств происшедшего события, которые объективно отра­жаются в окружающей среде в виде следов преступления и пре­ступника; дает представление о месте, времени, механизме, сле­дах преступления; указывает на закономерную связь следов с об­становкой происшествия и возможные пути их обнаружения[1].

Анализ юридической литературы показывает, что необходимо различать три составляющие обстановки на месте ДТП. Первую образуют особенности участка дороги, на котором произошло данное преступление, техническое обеспечение данно­го участка средствами организации и регулирования движения транспорта и пешеходов, положение застроек и т.д. Вторая составляющая включает метеоусловия (положение солнца или лу­ны, облачность, осадки), состояние поверхности дороги, динамиче­скую линейную и угловую обзорность, видимость пространства, особенности освещенности дороги и ее окрестностей. Обстановка, наблюдаемая при осмотре, чаще всего отличается от той, в которой развивалось событие. Третья составляющая выра­жается в виде остаточных явлений, образовавшихся в результате ДТП, сопутствующих ему или случайных, не связанных с ним про­цессов, событий, имевших место до, после либо во время рассле­дуемого события. К ним относятся: местонахождение и положение транспортного средства, причастного к дорожному событию, в про­странстве дороги и прилегающем участке местности; следы движе­ния транспортного средства; местонахождение, поза и положение трупа на проезжей части дороги или обочине; разнообразные веще­ственные образования (битое стекло, отделившиеся и разрушен­ные детали автомобиля, пятна каких-либо жидкостей и т. д.).

Таким образом, только анализ всех обстоятельств обстановки на месте совер­шения ДТП поможет правильно разобраться в механизме данного события. В свою очередь механизм совершения ДТП принято подразделять на следующие виды: столкновение двух и более движущихся транспортных средств, наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедиста, т. е. на любое препятствие; опрокидывание транс­портного средства, выпадение пассажиров и т.д.

Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.

В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.

Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, — результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в отсутствии пропаганды правил дорожного движения среди его участников.

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на:

1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и др.);

2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие.

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной обстановке. Это – и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.

Это интересно:  Уголовное наказание за нарушение пдд 2019 год

Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д. Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).

В зависимости от последствий лица, виновные в дорожно-транспортном происшествии, могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. К ним также применяются меры общественного воздействия.

Расследование дорожно-транспортных происшествий возложено на органы внутренних дел.

Анализ юридической литературы показывает, что в процессе расследования дорожно-транспортного происшествия подлежат установлению следующие обстоятельства:

действительно ли данное происшествие относится к категории дорожно-транспортных;

какие транспортные средства участвовали в происшествии;

место и время происшествия;

по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие ( по вине водителя, пешехода, пассажира и т.д.);

какие положения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств были нарушены виновным и в чем выразилось это нарушение;

степень виновности лица, обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

имеется ли причинная связь между нарушениями Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, допущенных водителем или лицом, ответственным за техническое состояние и их эксплуатацию и последствия этого события;

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

степень тяжести телесных повреждений, характер и размер ущерба, причиненного в результате события;

обстоятельства, способствовавшие этому.

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий имеет свои особенности. Так, лицо, производящее их расследование, обязано разбираться в типах и марках транспортных средств, хорошо знать Правила дорожного движения, иметь представление об устройстве различных типов этих средств, о действиях водителя при управлении ими, о динамике того или иного вида дорожно-транспортного происшествия, об их причинах и т.д.. при расследовании дорожно-транспортных происшествий необходимо учитывать, что они являются неожиданными для их участников, очевидцев и быстротечны. А это неблагоприятно отражается на полноте и точности восприятия наблюдаемого события.

Усложняет расследование и то обстоятельство, что в связи с необходимостью быстро восстановить прерванное в результате происшествия движение, иногда работники ГАИ, первыми прибывшие на место происшествия, еще до приезда оперативной группы вынуждены изменять обстановку на проезжей части, убирая труппы, поврежденные транспортные средства, разбросанный груз и т.д.

Вывод: Таким образом, процесс автомобилизации и дальнейшего развития дорожного движения в условиях научно-технической революции способствует развитию общества. Вместе с тем он обнаруживает и негативные явления, к ним в первую очередь следует отнести дорожно-транспортные преступления, абсолютное число и тяжесть последствий которых пока не имеет устойчивых тенденций к снижению.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Объективные признаки преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транс­порт развиваются в нашей стране достаточно интенсивно, хотя этот процесс и уступает по своим темпам многим западным и восточ­ным странам. Вместе с тем растет количество и опасность транс­портных происшествий и преступлений — аварий и катастроф, при­водящих к человеческим жертвам и уничтожению имущества. Транспорт — одна из наиболее травмоопасных сфер жизнедеятель­ности. Согласно уголовной статистике, транспортные преступления занимают около половины всех неосторожных преступлений и от 5 до 7 % зарегистрированных преступлений в целом. На данную сфе­ру приходится более 35 % несчастных случаев, повлекших тяжкий вред здоровью граждан либо их смерть. Сама специфика работы транспорта характеризуется ее повышенной опасностью для окру­жающих. Следствием этого является детальное регулирование ра­боты транспорта в целом и дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в частности, а также устанавливается адми­нистративная и уголовная ответственность за нарушение соответ­ствующих правил.

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за наруше­ние правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2) либо смерть двух или более лиц (ч.З).

При расследовании уголовных дел об этих преступлениях сле­дователи часто сталкиваются с трудностями при их квалификации. Сложность здесь заключается в определении нарушений, которые составляют объективную сторону состава преступления, предусмот­ренного ст. 264 УК РФ, причинной связи между нарушением пра­вил и наступившими последствиями, формы вины по отношению к нарушению установленных правил дорожного движения и эксплуа­тации транспорта.

Непонимание отдельных элементов состава и сложность дел этой категории нередко приводят к неправильной квалификации этих пре­ступлений следственными работниками. Именно поэтому необхо­димо более подробно рассмотреть элементы состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и определить их влияние на ква­лификацию соответствующих преступных деяний.

Наибольшее значение при квалификации деяний, предусмот­ренных ст. 264 УК РФ, имеет определение обстоятельств, характе­ризующих акт преступного посягательства. Для правильной ква­лификации данных деяний сначала необходимо определить, что понимается в литературе и судебной практике под «дорожным движением и эксплуатацией транспорта». В настоящее время ле­гальным определением дорожного движения и эксплуатации транс­порта является определение, данное ст. 2 Федерального закона от 15 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнени­ями) «О безопасности дорожного движения»: «. дорожное дви­жение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорож­ного движения — состояние данного процесса, отражающее сте­пень защищенности его участников от дорожно-транспортных про­исшествий и их последствий. ». Безопасность дорожного движе­ния и эксплуатации транспорта обеспечивается соблюдением Пра­вил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ.

Транспортным средством, согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», признается «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или обо­рудования, установленного на нем». К транспортным средствам относятся: автомобиль, трамвай, другое механическое транспорт­ное средство (мотоцикл, троллейбус, трактор, иная самоходная ма­шина — любая дорожная, строительная, сельскохозяйственная и другая специальная машина, а именно: экскаватор, грейдер, авто­кран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

Диспозиция ст. 264 УК РФ является бланкетной, то есть для ус­тановления признаков преступного деяния всегда необходимо об­ращаться к конкретным правилам дорожного движения и эксплуа­тации транспорта, которые утверждаются соответствующими ведом­ствами. Эти правила обширны, многочисленны и часто изменяют­ся. В связи с этим необходимо убедиться в том, что они имеют юридическую силу.

Кроме того, при установлении акта преступного посягательства, очевидно, следует руководствоваться положениями Главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного дви­жения», поскольку, если нарушение каких-либо правил не влечет наступления административной ответственности, то вряд ли винов­ного возможно привлечь к ответственности уголовной. Анализ по­ложений гл. 12 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что объектив­ную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, при наступлении указанных последствий, образуют следую­щие нарушения:

• управление транспортным средством при наличии неисправ­ностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

• нарушение правил применения ремней безопасности или мо­тошлемов;

• управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

• управление транспортным средством водителем, находящим­ся в состоянии опьянения, передача управления транспортным сред­ством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

• превышение установленной скорости движения;

• нарушение правил движения через железнодорожные пути;

• нарушение правил движения по автомагистрали;

• проезд на запрещающий сигнал светофора или на запреща­ющий жест регулировщика;

• нарушение правил проезда перекрестков;

• нарушение правил маневрирования;

• нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;

• несоблюдение требований, предписанных дорожными знака-ми или разметкой проезжей части дороги;

• непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включен­ными специальными световыми и звуковыми сигналами;

Это интересно:  Яндекс драйв нарушения пдд 2019 год

• непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения;

• нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств;

• нарушение правил пользования внешними световыми прибо-рами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки;

• нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки;

• нарушение правил учебной езды;

• нарушение правил перевозки людей;

• нарушение правил, установленныхдля движения транспорт-ных средств в жилых зонах.

Иногда вызывает затруднения разграничение составов преступ­лений, предусмотренных ст.ст. 264 и 216 УК РФ, при нарушении правил эксплуатации строительных машин (тракторов, экскавато-ров, грейдеров и т.д.), если они повлекли тяжкий вред здоровью людей или их смерть. Данное разграничение производится по ха-рактеру нарушенных правил. В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года «О су-дебной практике по делам об автотранспортных преступлениях», «лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, может нести ответственность» по ст. 264 УК РФ «в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта». Если же указанное лицо нарушило правила производства опреде-ленных работ, техники безопасности или иные правила охраны тру-да, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по статье УК, предусматривающей ответственность за нарушение данных правил, т.е. по ст. 216 УК РФ.

Преступные нарушения правил безопасности дорожного движе­ния и эксплуатации транспорта относятся к материальным соста­вам, то есть наступление ответственности по ст. 264 УК РФ закон связывает не только с нарушением конкретных правил, но и с на­ступлением в результате этого негативных последствий — тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного либо нескольких чело­век. Тем самым статья 264 УК РФ отличается от статей гл. 12 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил в области дорожного движения. Большинство норм гл. 12 КоАП РФ являются формальными, и для наложения административного взыскания необязательно наступление вредных последствий, достаточно совершения самого деяния. Важным эле­ментом объективной стороны данного преступления является нали­чие причинной связи между преступным деянием и наступившими вредными последствиями. Данная причинная связь должна носить реальный характер, то есть наступление вредных последствий дол­жно прямо связываться с общественно опасными действиями или бездействием виновных лиц.

Причинная связь между деянием и вредными последствиями, предусмотренными ст. 264 УК РФ, носит сложный характер. Это означает, что для установления ее наличия необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, данное нарушение правил до­рожного движения и эксплуатации транспорта должно неизбежно вести к наступлению вредных последствий; во-вторых, данное дея­ние должно быть осуществлено конкретным лицом, от начала нару­шения правил до наступления вредных последствий; в-третьих, данные негативные последствия должны быть результатом неосто­рожного поведения виновных лиц, так как при умысле преступле­ние должно быть квалифицировано как преступление против лично­сти, ее жизни и здоровья.

В ряде случаев по делам этой категории установление причин­ной связи между нарушениями и наступившими последствиями представляет сложность, поскольку, помимо лица, непосредствен­но управлявшего транспортным средством, в преступлении винов­ны могут быть и другие лица, которые своими действиями способ­ствовали его совершению (водители других транспортных средств, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние транс­портных средств и правильную их эксплуатацию и др.).

Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Объект преступления

Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.

Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта, нарушение правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производства погрузочно-разгрузочных работ, как уже отмечалось, не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения [2, с. 17-18].

Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных. ст. 264 УК РФ, является безопасность движения автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств. Вместе с тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим правоохраняемым объектам: личности граждан, личному имуществу. Однако эти интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который не определяет и не может определять правовую природу данного преступления.

Говоря об объекте рассматриваемого преступлений, необходимо обсудить также вопрос, о каких видах транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ и как решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права России.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном» указал, что под транспортными средствами, о которых говорится в ст. 264 УК РФ, следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в Государственной автомобильной мнспекции, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов, а также дорожные, строительные, уборочные, сельскохозяйственные и тому подобные специальные самоходные машины [3, с. 5].

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970 г. «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» разъяснил судам, что «под иной самоходной машиной, указанной в примечании к ст. 264 УК РФ, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.)».

Таким образом, речь идет о средствах механического транспорта, движущегося по дорогам нашей страны. Правила дорожного движения 1994 года определяют механическое транспортное средство как «транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств». Этот термин охватывает также любые тракторы и самоходные машины.

Таким образом, мопед не является механическим транспортным средством. Его отличительной чертой является относительная небольшая максимальная скорость и рабочий объем двигателя. С точки зрения Правил мопед приравнен к велосипеду, а водители мопедов несут ответственность наравне с водителями велосипедов и гужевых повозок. Поэтому к этим лицам Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.

Правила дорожного движения к механическому транспортному средству относят и мотоциклы, т.е. двухколесные механические транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины). Закон исходит, во-первых, из того, что водители всех средств механического транспорта обязаны соблюдать установленные правила технической эксплуатации и безопасности движения и, во-вторых, из того, что нарушение этих правил во время движения по дорогам страны водителем любого вида механического транспорта создает такого же рода опасную дорожную обстановку, как и при совершении указанных действий водителем автомашины. Приняв подобное решение, законодатель тем самым дал исчерпывающий и ясный ответ на этот спорный вопрос.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, pravmisl.ru, vuzlit.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector