Страховые случаи по осаго при дтп перечень 2020 год

Машина повреждена, а страховая уверяет, что возмещение не положено? Обычная ситуация, но подобному не следует верить. Ведь страховой случай по ОСАГО это не только банальное ДТП, а иногда и запутанные ситуации, которые страховщики всегда норовят истолковать со своей колокольни. Хотите уметь самостоятельно разбираться в этом вопросе? Юридическая статья ниже вас ждёт. Тема сложная, но старался разъяснить просто.

Каким законодательством определяется страховой случай?

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий ОСАГО. Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от 25.04.2002 г., ред. от 23.06.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ№ 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от 01.12.2007, ред. от 21.07.2014 г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) ущерба здоровью/жизни потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС.

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Как на страховой случай влияют регресс и суброгация?

Есть в страховом деле такие понятия, как регресс (обратное требование) и суброгация. Подробнее о них я расскажу в отдельной статье, а тут коснусь их влияния на СС.

Дело в том, что выплаты возмещения потерпевшей стороне не имеют прямой зависимости от факта наступления СС. Вернее, от его признания СК таковым. Ведь в правилах ОСАГО существуют такие нормы, по которым при СС право на возмещение за счет страховщика утрачивается или не наступает вовсе (например, не подано уведомление о ДТП, упущен срок для подачи, неправильно заполненный бланк и т. д.).

Тогда выплаты все равно осуществляются, но конечным материальным ответчиком становится виновник ДТП, с которого СК, через механизмы регресса или суброгации взыскивают выплаченную пострадавшей стороне сумму.

То есть, для потерпевших лиц обращения за возмещением могут удовлетворяться когда СК отказала в материальной ответственности за виновника или аннулировала ее. Даже полное отсутствие у виновной стороны страхового полиса не является основанием к отказу в выплатах, если СС признан компанией – главное, чтобы ОСАГО был у другой стороны.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).
Это интересно:  Порядок страховой выплаты при дтп 2020 год

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

  • Не указанное в полисе ОСАГО ТС – если машина, причинившая ущерб, не указана в страховом полисе водителя-виновника, то он платит возмещение из своего кармана (пп. «а»);
  • Моральный ущерб – по ОСАГО моральные страдания не возмещаются. А что делать, если они есть? Обращаться в суд – там подобные выплаты возможны (пп. «б»);
  • Упущенная выгода – по ОСАГО упущенная выгода не возмещается, но ее можно стребовать в суде, если подобный факт можно проверить и провести по нему точный расчет (пп. «б»);
  • Учебная езда, испытания и соревнования – СК не оплачивают ущерб, нанесенный в перечисленных случаях, т. к. присутствует высокий коэффициент риска, который, при желании, может быть застрахован по другим страховым программам (пп. «в»);
  • Экологический вред – ущерб окружающей среде по ОСАГО не возмещается. Это образец законодательной недоработки, т. к. порча зеленых насаждений, к примеру, явно относится к возмещаемому ущербу (пп. «д»);
  • Ущерб от перевозимых грузов – для этого имеются особые формы страхования, смотря какие документы об уровне опасности имеет перевозимый груз (пп. «д»);
  • Вред здоровью/жизни официальному персоналу в рабочее время – в этом случае все расходы по компенсациям несет работодатель пострадавших или выплаты проходят по линии социального/медицинского страхования (пп. «е»);
  • Убыток работодателю вследствие вреда его работникам – все это также возмещается другими видами страхования (пп. «ж»);
  • Ущерб, причиненный ТС (а также грузу) его водителем – по ОСАГО виновником и потерпевшим одно лицо быть не может (пп. «з»);
  • Разгрузочно-погрузочные работы – ущерб при погрузке и разгрузке ТС по ОСАГО не оплачивается (пп. «и»);
  • Ущерб предметам высокой или нематериальной ценности – ОСАГО не оплачивает ущерб от порчи движимых или недвижимых предметов высокой ценности (исторические сооружения, драгоценности, антиквариат, дензнаки, ценные бумаги, произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, поклонения верующих и т. п.) (пп. «л»);
  • Ущерб превышающий указанный в договоре лимит – все расходы по возмещению вреда и ущерба, свыше страхового лимита пострадавшему выплачивает виновник. Лимиты могут быть увеличены расширением автогражданки (пп. «м»);
  • Вред здоровью/жизни пассажиров – в случае, если ТС официально использовалось для пассажироперевозок, для чего предусмотрено особое страхование (пп. «н»);

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

Полезные советы

  • При угоне ТС выплаты по ОСАГО не производятся, т. к. после угона факт управления авто законным владельцем исчезает, имейте это в виду. От угона можно застраховаться по другим программам.
  • При спорном страховом случае, если вы застрахованы в крупной компании (Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс, Ресо и т. п.) и намерены с ней бороться, очень внимательно отнеситесь к сбору и оформлению всех документов, т. к. серьезные страховщики имеют специальный юридический штат для оспаривания претензий. Иногда хватает незначительной ошибки, чтобы надолго затормозить рассмотрение дела или проиграть его.
  • Истекший срок действия диагностической карты может стать причиной для аннулирования факта страхового случая для грузовых и пассажирских ТС, учтите это.

Заключение

Итак, из статьи вы поняли, что страховой случай по ОСАГО наступает при нанесении ущерба движущимся ТС в предназначенных для этого местах, если с договором автогражданки все в порядке. Ну и помните, что даже явно проигрышные спорные СС можно успешно доказывать в свою пользу в суде.

Что можно попросить вас рассказать о страховом случае? Эээ. рассказывайте о ваших необычных страховых случаях)) Вопросы по теме также прошу писать в комментах.

Видео-бонус: Думаете, что разбираетесь в собаках? 15 гибридов собак разных пород #2. Борзодор, лабромут, пудель-зудель, хаски-маски, шарпей-нипей или чибихуль)))

Статье конец. Кто читал — молодец. Поделитесь ею с друзьями в соц сетях и подпишитесь на мою рассылку — будете оповещены о новых статьях сразу.

Что является страховым случаем по ОСАГО

Некоторые страховые компании утверждают, что бизнес по продаже полисов обязательного страхования автогражданской ответственности является убыточным. В итоге автовладельцы часто встречаются или с попытками отказать в выплатах по ОСАГО или, как минимум, с попыткой занизить сумму ущерба.

Юристы Хонест помогают клиентам бороться с недобросовестными действиями страховщиков много лет. Мы проанализировали практику и предлагает водителю разобраться с тем, что такое страховой случай по ОСАГО и в какой ситуации автовладелец на законных основаниях может требовать от страховщиков выплаты на ремонт машины.

Понятие страхового случая

Законодательство

Чтобы разобраться с тем, что именно входит в страховой случай по ОСАГО, стоит изучить федеральный закон ФЗ№40. В нем зафиксированы все основные данные. Вот выжимка именно про страховые случаи:

  • В страховой случай по ОСАГО входят события, в которых гражданин попал в аварию за рулем транспортного средства;
  • В этот момент у него был непросроченный полис ОСАГО;
  • В аварии был причинен вред другому имуществу или здоровью других людей.

В том же законе прописан максимальный размер компенсации по ОСАГО – имущественный 400 тысяч рублей, ущерб здоровью 500 тысяч рублей.

По закону для признания страхового случая нет никакой разницы, оформлялось ли ДТП водителями самостоятельно, через заполнение европротокола, или же привлекались силы сотрудников полиции. Но стоит помнить, что если водители сами заполнили извещение, то сумма компенсации в регионах ограничена (по последним поправкам в закон об ОСАГО) 100 тысячами рублей. Для «столичных» городов и областей – 400 тысяч рублей.

Критерии страхового случая

Чтобы страхования компания признала событие страховым случаем, необходимо, чтобы в аварии была совокупность сразу нескольких критериев:

  • Наличие полиса. Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, то пострадавшему автомобилисту придется подавать в суд на него и взыскивать компенсацию ущерба.
  • Движение транспортного средства. Если автомобиль стоял на парковке, водитель открыл дверь и задел другую машину — это не страховой случай по ОСАГО.
  • Ущерб нанесен именно в этой ситуации. Как ни странно, этот критерий пострадавшая сторона достаточно часто пытается обойти – то есть пытается получить компенсацию по ОСАГО не только за полученную в аварии царапину, но и за другие повреждения авто.
  • Наличие виновника в аварии. Это одно из ключевых требований ОСАГО. Что входит в страховой случай с этой точки зрения, а что нет? Все просто – если в вашу машину врезались, то виновник в аварии есть. Если вы обнаружили помятую машину на парковке, а виновника установить не удалось – то это не страховой случай по ОСАГО.

Страховым случаем не признают

В законе об ОСАГО перечислены несколько случаев, которые страховая не признает по ОСАГО. Приведем примеры.

Без статуса ДТП

В понятие страхового случая входит обязательное наличие факта ДТП. Неважно, как именно оно оформлено – с помощью европротокола или с привлечением сотрудников полиции. Если авария никак не зафиксирована, то признать событие страховым случаем довольно сложно.

Если автовладелец хочет получить страховку после событий, не связанных с ДТП, стоит заранее об этом позаботиться и приобрести полис КАСКО. Тогда водитель сможет рассчитывать на выплаты после угона, пожара и стихийных бедствий.

Другой транспорт

Водитель попал в ДТП за рулем автомобиля №1. У него есть полис ОСАГО, оформленный на автомобиль №2. В такой ситуации водитель пытается придумать, что входит в страховой случай по ОСАГО, но ответ прост – ничего. Если водитель виновник аварии – то с него будут требовать компенсацию нанесенного ущерба. Сотрудники полиции в любом случае должны выписать штраф за езду без страховки. Полис ОСАГО оформляется на автомобиль, а не на человека.

Особые риски

Если во время транспортировки особого груза, сопряженного с риском, произошла авария, страховой случай по ОСАГО не признается. Особые перевозки регулируются отдельным законодательством и подлежат страхованию в особом порядке.

Моральный ущерб

По ОСАГО у автовладельца не получится взыскать моральный ущерб или упущенную выгоду. Только компенсация причиненного автомобилю ущерба и компенсация за вред здоровью. В этом случае стоит оговориться – у автовладельца никто не отнимет право подать в суд на виновника аварии и попытаться взыскать средства в том числе за моральный ущерб. Но разговор о страховом случае по ОСАГО здесь уже не причем.

Нет возможности оценить ущерб

Автовладелец может самостоятельно лишиться возможности получить компенсацию за причиненный ущерб в аварии по ОСАГО. Это происходит, если после ДТП пострадавший самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. В соответствии с п.10 ст.12 ФЗ-40 “Об ОСАГО” водитель обязан показать поврежденный автомобиль страховой компании. Повреждения устранены до демонстрации — нет возможности оценить сумму компенсации и получить выплаты.

Запомните, после ДТП необходимо оповестить страховую компанию о произошедшем событии – если оформлялся европротокол, то свою страховую компанию. Если вызывались сотрудники ГИБДД, то страховую виновника аварии. Не ремонтируйте свой автомобиль заранее, страховая может отказать в выплатах.

Бездействие водителей

Достаточно редкая, но возможная ситуация. Страховая компания может пойти на конфликт и попытаться доказать, что водитель бездействовал, поэтому-то и произошло ДТП. Таким образом страховщики попытаются отказаться от признания случая страховым и будут возражать против выплаты законной компенсации.

Это интересно:  Как выплачивает страховая компания согаз при дтп 2020 год

Другие варианты

Есть еще несколько ситуаций, когда прежде чем ругаться со страховыми компаниями стоит сначала подумать, что входит в страховой случай по ОСАГО:

  • Авария произошла на соревнованиях или во время езды по учебной автоплощадке или в иных местах, предназначенных специально для этого. Даже если на автомобиль куплен полис ОСАГО, требование компенсации по нему нецелесообразно;
  • Нанесение вреда здоровью в ситуациях, когда применяется другой тип страхования – индивидуальное или социальное страхование на предприятиях. Речь идет о повреждения, которые возможно получить на работе;
  • Причинение вреда в аварии ценностям, имеющим историческое или культурное значение – особые здания-памятники, грузы-антиквариат и прочее;
  • Просрочен срок уведомления страховой компании – автовладельцу необходимо оповестить страховщиков о произошедшем в течение пяти дней. Если этого не произошло – может последовать отказ в выплатах;
  • Повреждения автомобиль получил из-за груза, которые транспортировался во время езды – например, разбитое стекло при перевозке мебели;
  • Повреждения произошли из-за событий государственной важности – например, гражданской войны, забастовок или экологических катастроф;
  • Грузовой или пассажирский транспорт эксплуатировался без актуальной диагностической карты;
  • Повреждения получил автомобиль работодателя во время выполнения работником трудовых обязанностей.

Спорный страховой случай

Страховые компании не всегда горят желанием выплачивать полную компенсацию за ущерб, полученный водителем в ДТП, по полису ОСАГО. Чаще всего выплаты занижаются, но можно столкнуться с ситуацией, когда страховая компания и вовсе отказывает в выплатах. На основании непризнания события страховым случаем. Как действовать в такой ситуации?

Звонок в Хонест

Страховые компании, особенно крупные, содержат профессиональный штат юристов. Прежде чем связываться с судебными разбирательствами, стоит оценить перспективность дела. Позвоните в Хонест – каждый наш консультант работает в сфере защиты клиентов минимум пять лет. Расскажите подробности, уточните детали. Консультация бесплатна – мы сможем сориентировать вас относительно мыслей о законности отказа страховой компании от выплаты компенсации.

Экспертиза

Если вы решили бороться со страховой компанией, то нужно оценить ваш случай более детально. Возможно, провести оценку ущерба или трасологическую экспертизу. Первая установит точную сумму повреждений вашего автомобиля. Вторая поможет уточнить все обстоятельства аварии.

Досудебная претензия

Если возникла спорная ситуация по оценке страхового случая, то в первую очередь вам придется направить в страховую организацию досудебную претензию. Проведенная оценка ущерба станет обоснованием ваших требований. Как показывает практика, страховые чаще всего выплачивают полную сумму ущерба уже на этом этапе, чтобы избежать судебных расходов и штрафа за отказ выполнять требования потребителя в досудебном порядке.

Иск в суд

Если страховая продолжает отказывать в выплатах по ОСАГО или предлагает компенсацию, но намного в меньшем объеме, чем выяснено экспертизой, стоит обращаться в суд. Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то обращаемся в мировой суд. Если больше – то в районный.

Мы можем сэкономить ваше время и подготовить иск самостоятельно. Если нужно – поддержим на всех этапах судебного разбирательства. Не забывайте, что в цену иска включаются расходы на экспертизы и юридическое сопровождение. Если судья решит, что ваши требования обоснованы, то такие расходы признают судебными издержками и оплачивать их будет страховая компания.

Юристы Хонеста за годы работы смогли решить масса самых сложных задач, связанных с конфликтами со страховыми компаниями. Обращайтесь в Хонест, мы поможем.

Страховой случай при ДТП: что делать, если ты не виноват и как получить страховку

Рано или поздно, но в практическом опыте почти каждого автовладельца происходит страховой случай. Независимо от сценария происшествия, всегда нужно помнить одно: не поддаваться панике и сохранять спокойствие.

Страховые случаи и их исключения

Для начала нужно разобраться, что является страховым случаем, а за какой тип уведомления страховой компании о ДТП, автовладелец не получит денежную компенсацию. В перечень обстоятельств, которые освобождают страховую компанию от выплат, относятся:

Если транспортным средством управляло лицо, не указанное в страховом полисе.

Причиненный моральный ущерб.

Если сумма причиненного ущерба выше максимального размера выплат (400 тыс). В этом случае она взыскивается с виновника ДТП в судебном порядке.

Возмещение категории «упущенная выгода».

В случае если ущерб был нанесен в результате перевозки опасных грузов, при условии отсутствия специального договора.

В случае если ущерб был нанесен во время испытаний, соревнований, на специально оборудованных площадках для учебной езды.

Если во время ДТП был нанесен урон архитектурным, историческим, антикварным ценностям, в том числе зданиям, объектам интеллектуальной собственности, ювелирным изделиям.

Это далеко не полный список вариантов ситуаций, на которые не распространяется действие страховки. Для того чтобы узнать, подходит случай или нет, виновник ДТП обязан сообщить в свою страховую о произошедшем.

Cтраховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Ст.1 федеральный закон от 25.04.2002г., №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

В случае если ситуация не подходит ни под одну из описанных, а страховая компания отказывается выплачивать компенсацию, то можно обратиться в суд.

Итак, что делать в случае наступления страхового случая. Независимо от того, кто является виновником происшествия, алгоритм действий всегда одинаковый:

Включить аварийные сигналы, выставить аварийный знак.

Необходимо вызвать ГИБДД для регистрации факта аварии, если ущерб превышает 40 тыс. руб.

Если есть пострадавшие — вызвать скорую помощь.

Если виновник ДТП неизвестен, то необходимо собрать источник информации — видеозапись, показания свидетелей (если это охраняемая стоянка — сторож, общественная парковка — охранники близлежащих учреждений и т.д.).

Если виновник известен, переписать все его данные, включая номер страхового полиса.

Нельзя использовать поврежденный автомобиль до приезда инспекторов ГИБДД — они должны зафиксировать все нанесенные повреждения.

Далее собираются документы для представления в страховую компанию.

Для того чтобы иметь возможность в последующем получить полную компенсацию за причиненный ущерб, необходимо детально составлять документы. Указывать не «помяли правое крыло», а полностью, в мельчайших подробностях расписать: «правое крыло смято с разрывом металла, треснуло стекло на передней правой фаре, под крылом разломан защитный чехол из пластмассы, возможные другие скрытые повреждения».

Нельзя делать ремонт транспортного средства до проведения экспертизы и составления акта его осмотра. Если есть подозрение на скрытые дефекты, необходимо направить ТС на станцию техобслуживания для полного осмотра.

Автовладельцы, попавшие в аварию в первый раз, задаются вопросом: «что делать со страховкой после ДТП, если ты не виноват», ответ прост: делать ремонт и устранять причиненный ущерб.

Кто и когда должен уведомить страховую компанию о происшествии

Согласно установленным законодательством срокам, автовладелец должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая максимально быстро, но не позднее 5 рабочих дней. Однако это не означает, что нельзя обратиться за компенсацией позже.

Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.

Ст.11 федеральный закон от 25.04.2002г., №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Но все же лучше придерживаться установленных сроков, к тому же они прописаны в договоре страхования. Зачастую участники аварии сталкиваются с вопросом: нужно ли обращаться в страховую виновнику ДТП или это делает пострадавшая сторона. Здесь все просто. Потерпевший обращается в свою страховую компанию в случае:

ДТП с двумя транспортными средствами.

Без причинения ущерба имуществу государства или другим лицам.

У обоих водителей оформлено ОСАГО.

В ДТП нет пострадавших.

Если требования не соблюдены, то автовладелец обращается в страховую компанию виновника аварии.

Для того чтобы страховая компания выплатила денежную компенсацию необходимо представить следующие документы:

Заявление о возмещении причиненного ущерба.

Документы компетентных органов, доказывающих факт причиненного ущерба.

Паспорт заявителя (собственник транспортного средства), если представитель, то при наличии нотариальной доверенности.

Документ, подтверждающий размер причиненного ущерба.

Документы, подтверждающие прочие расходы, связанные с причиненным ущербом.

Если с ДТП на дороге все понятно, то как быть тем, кто, выйдя из дома, обнаружил царапину на крыле своего автомобиля? Расценивается ли это как страховой случай при ДТП на парковке и, если да, то, с кого взыскивать ущерб? Согласно установленным правилам, любое происшествие, в котором задействовано два автомобиля уже является страховым. К тому же сейчас многие парковки, особенно около торговых и бизнес-центров оборудованы камерами видеонаблюдения, поэтому найти виновника происшествия не составит труда. Те же самые требования распространяются на страховой случай при ДТП во дворе дома — если царапину оставил проходящий мимо человек, то это компетенция полиции, а не страховой компании.

Каждый страховой случай рассматривается индивидуально и если он случился в вашем практическом опыте, то позвоните профессионалам, они быстро решат все ваши проблемы и посоветуют, как себя вести в затруднительной ситуации, чтобы не усугубить свое положение.

Страховой случай при ДТП по ОСАГО — что делать для получения страховки

От аварийных ситуаций никто не застрахован, даже если водитель точно соблюдает правила дорожного движения. Многие автолюбители не знают, какие убытки может компенсировать ОСАГО при ДТП. Нанесенный ущерб на дороге при аварии и страховые выплаты могут отличаться между собой. ОСАГО поможет быстро покрыть причиненный ущерб, так как виновники дорожного происшествия зачастую не в состоянии оплатить огромные суммы за ремонт.

Это интересно:  Экспертиза страховой компании после дтп 2019 год

Описание страховых случаев

На основе положений Закона об ОСАГО и Гражданского кодекса, СК определяет страховые случаи без ДТП и случаи, когда автовладелец с действительной страховкой наносит вред здоровью или жизни потерпевшего или ущерб его имуществу независимо от наличия у него страховки.

С помощью СК один участник аварии несет материальную ответственность перед другим. Возмещение ущерба полагается только застрахованному водителю, но не собственнику транспортного средства.

Также страховку можно получить, если автотранспорт использовался по прямому назначению, то есть при эксплуатации ТС в пределах дороги и прилегающих территорий (парковки, СТО). Действие полиса распространяется только на ущерб, причиненный автомобилем. Ущерб считается страховым от эксплуатируемого транспортного средства, а не от его оборудования.

Страховые случаи и выплата в 2020 году:

  • вред здоровью и жизни — 500 тыс.;
  • расходы на погребение, пострадавших в ДТП — 475 тыс. (близкому родственнику) или 50 тыс. рублей (дальнему);
  • вред, нанесенный имуществу — 400 тыс.;
  • возмещение ущерба пострадавшему без вызова ГИБДД с европротоколом — 100 тыс.;
  • повреждение авто — 100 тыс.

Перечень не страховых случаев по ОСАГО при ДТП:

  1. Вред здоровью и убыток имуществу, если нет групповой аварии, где шофер выступает виновной и пострадавшей стороной одновременно;
  2. Использование автомобиля не по назначению — обучение вождению, состязания, заезды, передвижения по льду;
  3. Перемещение транспорта по производственному участку, где вся ответственность лежит на предприятии;
  4. Нанесение вреда здоровью работникам во время рабочей смены. Выплаты производит работодатель из собственных средств;
  5. Убыток или вред нанесен грузом, а также при погрузке или разгрузке независимо от принадлежности территории и груза;
  6. Автомобиль нанес только экологический вред или моральный ущерб;
  7. Ущерб был нанесен стихией или на крышу авто упала обломившаяся ветка;
  8. Злой умысел, такой как угон или вандализм.

В страховании автогражданки применяются некоторые ограничения на ряд обстоятельств, и страховая фирма освобождается от уплаты выплат страхователю, так как объемы возмещения имеют свои ограничения. Многих автомобилистов интересует вопрос, является ли страховым случаем ДТП во дворе или парковке?

Согласно ПДД, авария может случиться не только на дороге, но и во дворе, на парковке, в жилом квартале или в другом месте, не предназначенном для движения автомобилей. Столкновение на парковке считается таким же ДТП и расследуется сотрудниками ГИБДД в установленном порядке.

Автолюбителю, которому был причинен вред на стоянке, полагается компенсация от СК. Кроме наличия страховки ОСАГО, компания может выдвинуть такие условия:

  1. В аварии участвовало две и более машины. Выплаты не положены, если ТС поцарапал пешеход.
  2. Не было вины хозяина автомобиля. Выплаты не полагаются, если владелец сам врезался в столб на автостоянке.
  3. Страховка выплачивается, если был установлен виновник аварии.

Водителям транспортных средств на автостоянке следует действовать аналогично с дорожной аварией.

Должен ли виновник сообщать в свою страховую компанию?

Многих участников аварии интересует вопрос, обязан ли виновник уведомлять страховую фирму по ОСАГО? При наступлении страхового случая сообщать в свою СК страхователи должны всегда в обязательном порядке, независимо от обстоятельств аварии, иначе компания имеет право отказать в выплате или выставить регресс. Уведомление страховщика о дорожном инциденте является обязанностью любого гражданина на законодательном уровне.

ДТП относится к преступлениям, совершенным по неосторожности, даже если авария произошла со смертельным исходом. Но если виновник происшествия сбежал с места столкновения, его действия переведутся в разряд умышленного преступления. Виновное лицо обязано позвонить в страховую компанию и сообщить, что именно он спровоцировал происшествие на дороге. Также необходимо указать:

  • место и время ДТП;
  • количество столкнувшихся машин и пострадавших, тяжесть состояния;
  • года выпуска, марки, и номера транспортных средств.

Далее виновный должен действовать по указанию страхового специалиста.

В течение какого времени после аварии нужно сообщить о происшествии? Любой водитель должен посетить свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней и предоставить:

  • свою часть «Извещения о ДТП»;
  • запись видео- или фотосъемки места аварии;
  • заявление, где указывается, что видео- или фотосъемка не корректировалась;
  • возможность произвести страховщику осмотр поврежденного автомобиля;
  • заявление о возмещении убытков.

Скачать образец заявления о возмещении убытков

Также виновник аварии может начинать утилизацию или ремонт своего транспортного средства только через 15 дней с момента ДТП. Если эти действия были проведены раньше срока, то СК имеет право требовать возврата денежных средств, так как не был установлен реальный объем повреждений. Пренебрежение обращением к страховщику может привести к выставлению требования регресса безответственному страхователю.

Что делать со страховкой, если попал в ДТП

От действий при наступлении страхового случая, выполняемыми участниками ДТП, зависит размер компенсации и своевременное её получение. В случае дорожно-транспортной аварии, водители должны придерживаться порядка, установленного Правилами ОСАГО и ПДД.

Алгоритм действий ПДД направлен на:

  • обеспечение на дороге дальнейшей безопасности для других участников движения;
  • сохранение места аварии в нетронутом виде, чтобы можно было установить виновника происшествия;
  • оказание помощи пострадавшим, минимизировав жертвы.

В случае совершения ДТП, участники должны:

  • включить сигнализацию и выставить предупреждающий знак;
  • вызвать скорую помощь для пострадавших;
  • не перемещать автомобиль и не поднимать предметы после аварии;
  • сохранить фото и видео повреждений на телефон;
  • вызвать ГИБДД;
  • позвонить в СК, указать место столкновения и описать повреждения.

Это позволит грамотно оформить факт аварии и избежать штрафных санкций за нарушение правил на дороге. При наступлении страхового случая по ОСАГО, участники ДТП должны остаться на месте и вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны составить:

  • протокол об административном правонарушении, направленный виновнику аварии;
  • приложение к протоколу с подробным описанием повреждений транспортного средства;
  • справку об аварии;
  • схему ДТП.

Скачать типовые схемы

Не стоит соглашаться, если сотрудники ГИБДД предложат самостоятельно оценить причиненный ущерб и вписать его в протокол.

Расчет материального вреда СК производит на основании документов и дополнительной оценки эксперта компании.

Если пострадавшему был нанесен вред средней и тяжелой степени, то понадобится еще справка от врачей скорой помощи и акт медицинского свидетельства осмотра водителей на наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Водители могут сами заполнить европротокол, который дает возможность участникам аварии мирно урегулировать последствия дорожно-транспортного происшествия без привлечения инспекции ГИБДД. Составление документа возможно, если между ними нет разногласий и размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей, а для жителей Москвы и СПб — 400 тыс. рублей. В таком случае никто из водителей не будет привлечен к административной ответственности. Договорившись о размере ущерба, участник аварии могут посетить отделение Госавтоинспекции с уже составленной схемой ДТП.

Также участники аварии должны иметь действующие полисы ОСАГО, а в дорожном происшествии не должно быть пострадавших, и другому имуществу не был нанесен вред, кроме самих автомобилей. После оформления ДТП по европротоколу виновный в столкновении обязан отправить своей страховой компании заполненное «Извещение о ДТП», иначе страховщик имеет право требовать возврата денег, которые были выплачены пострадавшей стороне или потрачены им на ремонт автомобиля.

От действий участников после аварии зависит не только страховая компенсация, но и административные дела или судебные разбирательства. Чтобы интересы пострадавшей стороны были защищены, то лучше вызвать аварийного комиссара.

Аварийный комиссар может:

  • оказать медицинскую помощь и психологическую поддержку;
  • вызвать эвакуатор и машину скорой помощи;
  • опросить свидетелей;
  • оценить степень повреждений для страховки и составить схемы;
  • сделать фото с места аварии;
  • помочь в составлении документов;
  • доставить потерпевшего домой на такси.

Вызов аварийного комиссара зачастую оправдан при подозрениях на действия мошенников. Он быстро их вычислит, защитив интересы потерпевшего. Лучше вызывать независимого комиссара, а не представителя страховой компании, чтобы он не старался уменьшить сумму по выплате.

В какое время после ДТП нужно обратиться в страховую? Пострадавшему водителю после получения всех документов необходимо обратиться к страховщику не позднее 5 дней.

Заявление в СК пишет только собственник застрахованного транспортного средства, его следует отнести в свою страховую компанию.

В страховую фирму виновника иск подается только при участии в аварии нескольких транспортных средств. Для страховой потребуется также заполненный участниками бланк-извещение ДТП. Более подробно о перечне необходимых документов и их грамотном оформлении можно прочитать в других статьях на сайте.

Итак, при наступлении страхового случая при аварии на дороге есть два варианта развития событий: оформление факта ДТП инспекторами ГИБДД или самостоятельно по европротоколу. Факт дорожно-транспортного происшествия должен быть обязательно подтвержден документально, документы заполнены соответствующим образом и переданы в СК для получения компенсации, в течение установленного законом срока.

Статья написана по материалам сайтов: damages.ru, zakon-auto.ru, avtopravil.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector